Методическая разработка урока экономики по теме «Фирмы и конкуренция»

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Конкуренция между фирмами является важным признаком рыночной экономики, и подрастающему поколению надо знать особенности рыночной структуры.
  • Указанная тема изучается концентрически: в 8 и 10 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала.
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы.
  • Информация, содержащаяся в презентации, способствует успешному выполнению тестов и решению экономических проблем.

Новизна работы:

  • Расширение возможностей презентации Microsoft PowerPoint за счёт применения некоторых интерактивных элементов и приёмов программы Smart.
  • Целенаправленное использование разнообразной анимации, Animated Gif в презентации Microsoft PP.

Деловая игра “Открытый тендер”, полностью разработанная автором статьи.

Задания, составленные автором статьи: задания с интерактивными элементами, вопросы, тесты.

Разработаны критерии оценок за разнообразные конкурсные задания.

Работа соответствует требованиям ФГОС создавать и организовывать “условия, инициирующие действие” учащихся.

Цель урока: Формирование предметных, коммуникативных, личностных компетентностей учащихся в процессе изучения рыночных конкурентных структур.

Задачи:

  • Закрепить знание изученных ранее понятий и формировать предметные компетентности.
  • Усвоить новые понятия: совершенная и монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, тип продукции, входные барьеры, влияние на цены.
  • Научиться различать стандартную и дифференцированную продукцию; выявлять рыночные структуры, выбирать признаки рыночных структур.
  • Применять знания на практике в процессе решения проблем, поиска ответов на вопросы, выполнения тестов и заданий с интерактивными элементами. Совершенствовать УУД.
  • Развивать коммуникативные компетентности, умение работать в группе.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь.
  • Реализовывать системно-деятельностный подход в процессе деловой игры.

Форма урока: урок проводится в форме деловой игры “Открытый тендер”.

Форма работы: групповая и индивидуальная.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения, ИК-технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах.

Методы обучения: проблемное изложение нового материала, интерактивный метод обучения в процессе деловой игры.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран или интерактивная доска.
  • учебник: “Экономика: Рабочая тетрадь. 8 класс”, Н-Н, НИРО, НГЦ, 2013.
  • комплекты раздаточного материала для деловой игры: карточки с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок, ведомости для оценок, бейджики для названия команд, листы бумаги.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

  • Обучающиеся создают команды по 4-6 человек, выбирают спикеров, придумывают название команд и определяют состав жюри из 3-х человек.
  • На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:
  • Повторить тему: “Организационно-правовые формы предприятий”.
  • Командам-фирмам разработать мини-проект для участия в тендере на получение гранта:
  • Выбрать организационно-правовую форму малого предпринимательства
  • Придумать название фирмы и производимую продукцию
  • Объяснить взаимосвязь между видом продукции, формой бизнеса и названием фирмы
  • Нарисовать изделие, которое планируют производить, и пояснить его назначение
  • Изготовить бумажные бейджики.

Оформление кабинета:

  • Парты стоят парами, учащиеся сидят группами по 4-6 человек.
  • На партах лежат карточки (Приложение 1) с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок, бейджики для названия команд, листы бумаги; списки учащихся, в которых помечена фамилия спикера.

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент ---------------------------1 мин.

2. Проверка домашнего задания --------------------- 5 мин.

Проверка домашнего задания проходит в форме презентации командами-фирмами своих миниатюрных бизнес-проектов. Жюри оценивает работу по десятибалльной системе:

  • выбор организационно-правовой формы предпринимательства(1 балл)
  • оригинальность названия фирмы (1 балл);
  • рисунок изделия: целесообразность, наглядность, дизайн (3 балла)
  • лаконичность выступления, владение научными терминами (4 балла)
  • дизайн бейджика (1 балл).

Время выступления каждой команды: не более 1 минуты.

3. Мотивация учебной деятельности ----------------1 мин

Сообщение учителем темы и цели урока. Устанавливается взаимосвязь между содержанием презентаций учащихся и новой темой: “Вы успешно участвовали в конкуренции. Сегодня расширим границы ваших знаний в процессе деловой игры “Открытый тендер”, условия которой представлены на слайдах №2 и №3 и на карточках с заданиями. Команда, получившая наибольшее количество баллов, выигрывает грант в сумме 300000 руб. на развитие своего бизнеса”.

4. Деловая игра “Открытый тендер”

4.1. Повторение и объяснение новой темы ------------------10 мин.

Урок сопровождается компьютерной ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. С целью развития познавательного интереса в презентации многократно используются разнообразные интерактивные элементы и анимация. На слайдах 4, 16, 17, 18 задания с передвижением интерактивных элементов, которые возвращаются в исходное положение учителем вручную. Задания на повторение содержатся на слайдах: 4 -7. В дальнейшем используется проблемное изложение нового материала на слайдах: 8-14.

Каждый устный ответ обучающихся на вопросы и задания, содержащиеся на слайдах, оценивается членами жюри по пятибалльной системе: логика (2 балла), владение экономической терминологией (2 балла), лаконичность (1 балл).

4.2. Закрепление полученных знаний ------------------------10 мин

На слайдах 15-19 содержатся задания для закрепления полученных знаний.

Практическая работа с ИКТ оценивается членами жюри по пятибалльной системе: оперативность (2 балла), правильность (3 балла).

Приложение 2.

4.3. Выполнение тестов -----------------------------------------5 мин

Текст содержится на слайдах: 21-26 и в виде раздаточного материала. На пять вопросов можно успеть ответить за 5 минут, с учётом того, что эти вопросы были в раздаточном материале с начала урока. Команды выполняют тесты и сдают результаты на проверку жюри.

Критерии оценок:

  • 100 % верных ответов – 5 баллов.
  • 70 - 50 % верных ответов – 3 балла.
  • 90 - 80 % верных ответов – 4 балла.
  • Менее 50 % верных ответов – 0 баллов.

5. Контроль и коррекция знаний --------------------5 мин

Пока жюри подводит итоги, обсуждаются с классом выполненные тесты.

Ответы содержатся на слайде 27.

6. Подведение итогов урока ---------------------------7 мин.

Сопоставление цели урока с достигнутыми результатами.

Ученики высказывают и аргументируют своё мнение, участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Спикеры обосновывают предварительные итоги работы своих команд и предоставляют учителю списки особо активных участников деловой игры.

6.1. Подведение итогов деловой игры.

Жюри сообщает общие результаты презентации команд-фирм, устных ответов и заданий.

6.2. Награждение победителей и участников деловой игры.

Все активные участники деловой игры получают оценку “отлично”.

Команда, получившая наибольшее количество баллов, выигрывает грант (Приложение 3)

7. Домашнее задание ---------------------------------------1 мин.

“Экономика: Рабочая тетрадь. 8 класс” стр. 157-159 учить

с. 159 “Практикум” упражнение №1