Классный час «Женщины и война»

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере подвигов женщин в годы войны.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания обучающихся о событиях мировых войны;
  • Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм участниц войн.

Развивающие:

  • Продолжить формирование у учащихся умений использовать дополнительные источники информации;
  • Развивать информационно-коммуникативные умения (составлять презентации, видеоролики, слайд-шоу);

Воспитательные:

  • Формирование патриотического чувства; любви к родной земле;
  • Воспитывать уважительное отношение к женщине к женщинам-бойцам, женщинам-труженицам, женщинам-матерям, жёнам, сестрам.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся познакомятся:

  • с неизвестными фактами и событиями мировых войны;
  • с жизнью и подвигами женщин мировых войны.

Обучающиеся:

  • научатся работать с разными источниками информации (печатными, электронными);
  • смогут подготовить мультимедийную презентацию, видеоролик по теме классного часа.

Обучающиеся получат:

  • опыт выступления на большой аудитории;

Обучающиеся:

  • сформируют свое отношение к понятиям: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”.

Форма проведения: устный журнал

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, ПК;
  • Стихи: Р.Верзакова “У войны неженское лицо”, Н.Гумилёв “Ответ сестры милосердия”, плакат с названием мероприятия, фотографии женщин-героев войны, фотографии женщин тружениц тыла, “ газеты Петровские вести”, фильм “Я помню”, презентация.
  • Стенд “Фотографии участниц войн”, видеоролик с выступлением Кудряшовой Анны Ивановны, отрывок из фильма о войне “Я помню”.

Предварительная подготовка: обучающиеся готовят презентации, видеоролик; находят необходимую информацию (музыку и песни, фото и т.п.); а также произведения современных авторов; учитель готовит сценарий классного часа, подбирает исполнителей из числа обучающихся.

Методика проведения классного часа: приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход.

Ход классного часа

Чтец

Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо...

Слайд 1.Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: война веками была уделом только мужчин. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщин на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь победы.

Ведущая: Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...

(На сцену входят девушки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)

Слайд 2.

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Слайд 3.

Ведущий; Сегодняшний классный час мы посвящаем женщинам, которые пронесли всю тяжесть войны наравне с мужчинами на своих хрупких плечах. Война, залившая кровью родную землю, отобрала у женщин дом, детей, мужа, но не смогли забрать самое главное — надежду. А надеяться, верить и любить русская женщина может как никто другой.

Ведущий

Войны...войны.. кажется, не будет им конца

Отечественная Война 1812 года

Слайд 4

Войне 1812 года было посвящено множество мемуарной и художественной литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет.

Из этих писем мы узнаем, что, женщины всех сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года.

Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России.

В пострадавших от нашествия губерниях женщины и дети помогали своим мужьям, отцам, уходили в партизаны.

Слайд 5

Известны имена Василисы Кожиной,

Слайд 6 представительниц царской семьи, Екатерины Скавронской

Слайд 7. Маргариты Тучковой,.Надежды Дуровой,

Ученик 1

Удивительна судьба русской женщины Маргариты Тучковой, родившейся в 1781 году. Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина) жена генерала Александра Тучкова (IV), героя Бородина. Эта женщина во имя безграничной любви к мужу, погибшему в бородинском сражении, создала первый в России памятник героям Войны 1812 г Она не была святой, не совершала чудес... но на самом деле Маргарита Тучкова ею была — точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца .Именно ей мы также обязаны тем, что есть ныне и Бородинское поле и Спасо-Бородинский монастырь, построенный на ее деньги в память о муже и всех убиенных на поле Бородинском. Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре.

Слайд 8-9 Ученик 2

Надежда Дурова (кавалерист-девица)

Сверкает крест Георгия под эполетом,
Надежда в Бородинский славный день,
Мчит на коне, пока ещё не славлена поэтом,
Французов шашкой рубит словно тень!
Сам Император в восхищенье от девицы,
Ей своё имя для прозванья подарил,

Воспоминания, письма, а особенно, записки Надежды Дуровой были материалом первостепенной значимости, которые лучше всяких беллетристических вымыслов рассказывали современникам о действительной жизни и положении русских женщин, которые делили все тяготы войны наравне с мужчинами.

Надежды Дуровой была удостоенная Знака отличия Военного ордена 4-й степени за спасение раненого офицера.

Классный руководитель:

В русско-японскую войну солдатскими Георгиевскими крестами были награждены четыре отважные русские женщины.

Когда грянула Первая мировая, их счет пошел на десятки... Военным орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия, за почти полуторавековую историю ордена им было награждено более 10 тысяч мужчин. И всего лишь одна (!) женщина. Имя этой героини Римма Иванова

Слайд №10 (Ученик 3)

Классный руководитель. Русские женщины участвовали в Первой мировой и как сестрымилосердия Но лавры первой русской женщины-офицера Надежды Дуровой не давали покоя российским дворянкам. Поэтому, как только вновь загремели военные громы, многие из них захотели надеть военный мундир. Смелее прочих оказалась витебская гимназистка Ольга Шидловская. Были среди “русских амазонок” и такие, которые смогли своей храбростью и доблестью заслужить по два Георгиевских креста.

Слайд 11.

Наиболее известная среди них — Антонина Пальшина, родившаяся в глухой деревушке Вятской губернии. Представительницы всех сословий — и дворянки, и мещанки, и крестьянки, желавшие попасть на фронте в строевые воинские части, вынуждены были “превращаться” в мужчин. Единственные, кто не испытывал трудностей в этом вопросе, так это казачки: те из них, кто с детства был приучен скакать в седле, стрелять из карабина, владеть шашкой и кинжалом, легко добивались разрешения командиров полков служить наравне с мужчинами. И проявляли чудеса храбрости.
Например, Наталья Комарова убежала на фронт, где уже воевали ее отец и старший брат — войсковой старшина (подполковник) и сотник Уральского казачьего войска соответственно. Убежала, купив коня и всю казачью амуницию на деньги, отложенные на приобретение приданого.

А казачка Мария Смирнова, ушедшая на фронт вместо больного чахоткой мужа, сумела к лету 1917 года заслужить аж три Георгиевских креста: их ей вручили за вынос с поля боя раненого офицера, после захвата австрийского орудия и двух пулеметов, а также за ценные сведения о расположении противника, добытые в ночной разведке...

Слайд 12.

Ученик 4

Эту женщину боялись и ненавидели, ею восхищались и гордились. Участница первой мировой войны, единственная женщина — полный георгиевский кавалер. В 1917 инициатор создания женских батальонов, в октябре командир батальона, охранявшего Зимний дворец в Петрограде – Мария Леонтьевна Бочкарева.Корнилов попросил ее отправиться в Америку и Англию за помощью в борьбе с большевиками... Бочкарева встретилась на обеде в Белом доме 4 июля 1918 г. с Вудро Вильсоном. Военный министр обеспечил 1-му русскому женщине-офицеру 5-минутную аудиенцию в августе 1918 г. с королем Англии Георгом V в Букингемском дворце.

Классный руководитель. Сейчас на экраны выходит художественный фильм о женщинах женского батальона, я думаю, вы все посмотрите современную трактовку страшной жизни женщин на войне. Поистине, непобедима страна, в которой есть такие женщины!

Слайд 13.

Ведущий 1: На самой страшной войне XX века Великой Отечественной войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала...

Слайд 14.

1-й чтец.

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет - это горят не хаты,
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Ю. Дружинина)

Слайд 15.

1-я ученица:

Да разве об этом расскажешь
В какие ты года жила!
Какая безмерная тяжесть,
На женские плечи легла!
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Слайд 16.

2-я ученица:

Один на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну
И всё – без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе волей-неволей –
А надо повсюду поспеть
Одна ты и в доме, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
Ведущая: Невеста, жена, вдова...

Судьбы этих женщин во многом одинаковы, но в то же время в чём-то разные.

Слайд 17.

Ведущий 1:Так же как сестры милосердия прошлых войн , женщины ВОВ были санитарками. Сегодня мы хотим вспомнить о девушках-санитарках, чьи имена навечно записаны в книгу Великой Отечественной войны.

Ведущий 2: Из данных о героических подвигах воинов Красной армии. 23 августа 1941 г.

Отважная санитарка.

Дочь кузнеца с завода “Арсенал” Скварчинского - 16-летняя Маша явилась в артдивизион 14 кавалерийской дивизии и после неоднократных просьб была оставлена в дивизионе в качестве санитарки. Во время действий подвижной группы 26 армии она, пренебрегая опасностью, во время бомбежки авиацией противника оказывала помощь раненым, выносила их в укрытия и, когда сама не могла донести пострадавшего, заставляла бойцов оказывать ей помощь. Бесстрашная патриотка Родины Маша спасла жизнь десяткам бойцов и командиров. Учитывая исключительный героизм и отвагу, командование представило ее к правительственной награде.

(Их архива Министерства Обороны СССР)

5-й чтец.

Сестренку нашу звали Маша,
Ее любили все в полку,
В любом полку сестренка наша
Шагала с сумкой на боку.
В бою, бывало, пулей ранит,
Не медлит Маша и не ждет,
Она умелыми руками
Бинты из сумки достает.
А у костра в часы привала,
Чтоб сердцу было веселей,
Она, бывало, запевала
Про двух товарищей-друзей.
Пока, товарищи, мы будем
В любом краю, в любом бою,
Мы нашу Машу не забудем,
Сестренку верную свою.

Слайд 18. Ученик 5

Девушки летчицы. Белая лилия.

На Южном фронте под Мелитополем и в мужском истребительном полку воевала русская девушка-лётчица, которую звали Белая Лилия. Сбить её в воздушном бою было невозможно. На борту её истребителя был нарисован цветок – белая лилия.Однажды полк возвращался с боевого задания, Белая Лилия летела замыкающей – такой чести удостаиваются только самые опытные лётчики.

Немецкий истребитель Ме-109 караулил её, спрятавшись в облаке. Дал по Белой Лилии очередь и снова скрылся в облаке. Раненная, она развернула самолёт и бросилась за немцем. Обратно она так и не вернулась... Уже после войны её останки были случайно обнаружены местными мальчишками, когда те ловили ужей у братской могилы в селе Дмитриевка, Шахтерского района Донецкой области

Слайд 18 Ученик 6.

Танкистки

У танкиста очень тяжёлая работа: грузить снаряды, собирать и ремонтировать разбитые гусеницы, работать лопатой, ломом, кувалдой, таскать брёвна. И чаще всего под вражеским огнём.

В 220-й танковой бригаде Т-34 была у нас на Ленинградском фронте механиком-водителем техник-лейтенант Валя Крикалёва. В бою немецкая противотанковая пушка разбила гусеницу её танка. Валя выскочила из танка и стала чинить гусеницу. Немецкий пулемётчик прострочил её наискосок по груди. Товарищи не успели прикрыть её. Так ушла в вечность замечательная девушка-танкистка.

На Западном фронте в 1941 году сражался на Т-34 командир роты танкист капитан Октябрьский. Погиб смертью храбрых в августе 1941. Оставшаяся в тылу молодая жена Мария Октябрьская решила отомстить немцам за гибель своего мужа. Она продала свой дом, всё имущество и обратилась с письмом к Верховному Главнокомандующему Сталину Иосифу Виссарионовичу с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста

Слайд 18 Ученик 7.

Ночные ведьмы

Женский полк ночных бомбардировщиков подполковника гвардии Евдокии Бершанской, летая на одномоторных самолётах У-2, бомбил немецкие войска на Керченском полуострове в 1943-м и в 1944-м годах. А позже в 1944-45 гг. воевал на первом Белорусском фронте, поддерживая войска маршала Жукова и войска 1-й армии Войска Польского.

Самолёты У-2 (с 1944 г. - По-2, в честь конструктора Н.Поликарпова) летали ночью. Базировались они в 8-10 км от линии фронта. Взлётно-посадочная полоса им нужна была небольшая, всего метров 200. За ночь в боях за Керченский полуостров они делали по 10-12 вылетов. Нёс У2 до 200 кг бомб на расстояние до 100 км в немецкий тыл. . За ночь они сбрасывали на немецкие позиции и укрепления каждый до 2-х тонн бомб и зажигательных ампул. К цели они подходили с выключенным двигателем, бесшумно: у самолёта были хорошие аэродинамические свойства: У-2 мог спланировать с высоты 1 километр на расстояние от 10 до 20 километров. Сбить немцам их было трудно. Я сам видел много раз, как немецкие зенитчики водили крупнокалиберными пулемётами по небу, пытаясь найти бесшумный У2.Сейчас паны-поляки не помнят, как русские красавицы-лётчицы зимой 1944 года сбрасывали гражданам Польши, восставшим в Варшаве против германских фашистов, оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты....

Слайд № 19. Ученик 8

Женщины участницы войны Ставропольского края

Абрамова Клавдия Ильинична

Родилась в 1906 году в семье крестьянина. Работала с 14 лет. После окончания института получила назначение в Ставропольский край и в начале войны стала помощником прокурора края. В оккупированном краевом центре стала организатором и участницей антифашистского подполья, уничтожала архивные документы, чтобы они не достались гитлеровцам.

Была арестована гестаповцами вместе с детьми. Несмотря на угрозы расправой над дочерьми и ужасные пытки, отказалась подписать воззвание к населению и призвать к сотрудничеству с оккупантами.

3 октября 1942 года фашисты расстреляли её дочерей Лиру и Риту, а затем и Клавдию Ильиничну Абрамову.

Указом Президиума Верховного Совета СССР она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Кузнецова-Листопадова Мария Ивановна.

В 20 лет она ушла на фронт. Начала свои боевой путь в октябре 1942 года. добровольцем вступила в ряды Красной Армии. Первое боевое крещение она приняла под Моздоком, затем бои в станице Вознесенской. Попадает в Грозный, затем в Туапсе. Прибыв в Туапсе, долго там не задержалась, и через город Геленджик и Кабардинку высадилась на “Малую Землю”, ожесточенные бои на Малой Земле. Бойцы ее называли храброй Марией где пробыла 7 месяцев. За свои подвиги она была удостоена 8-ю правительственными наградами: орденом “Красной звезды” - за Керчь, медалью “За боевые заслуги”, “За Победу над Германией”.

Любимцева Любовь Степановна.

Родилась в 1922 году, 5 мая 1942 года была мобилизована Моздокским райвоенкоматом в ряды РККА. Боевой путь начала с города Черкесска в 492 БАО 5 воздушной армии Северо-Кавказского фронта. Участвовала в боях за Краснодар, Украину, Молдавию. Закончила войну в Румынии.

Громова Зинаида Николаевна.

Громова Зинаида Николаевна родилась 5 октября 1925 году, училась в Павлодольской средней школы, в день выпускного вечера было объявлено о начале войны. В сентябре 1942года, как работник железной дороги была призвана в действующую армию на второй Украинский фронт. В должности старшего стрелочника под обстрелом вражеских войск восстанавливала железнодорожные пути, мосты, проводила погрузку раненых, охраняла железнодорожные пути. Войну закончила в Польше. После демобилизациивернулась в родную станицу. Имеет награды: медаль “ За победу над Германией”, благодарности командования, медаль “За доблестный труд”.

Слайд 20

На оккупированных территориях женщины организовывали и поддерживали работу партизанских отрядов, жили и работали в оккупации.

У нас в Петровском районе Ставропольского края жила Дора Карабут. Дора Евдокимовна Карабут родилась в Ипатово, окончила школу №1 в селе Петровском. Поступила в Сельскохозяйственный институт. Но война прервала мирное течение жизни. По состоянию здоровья Дору не брали на фронт, тогда она вступила в партизанский отряд, сказа на прощанье маме: “Береги себя родная, за меня не беспокойся. Я тебя не подведу. Встретимся когда разгромим врага” В партизанском отряде Дора стала душой ставропольцев. Она была бойцом и разведчицей, выполняла ответственные задания. В декабре 1942года во время одного из заданий Дора и несколько партизан попали в плен, их долго пытали, но ничего не смогли добиться. Не даром любимым героем Доры была Зоя Космодемьянская.

Слайд 21

Нина Николаевна Закопайло. Весть о Победе Ниночка встретила в Севастополе, на Малаховом кургане. Звуки баяна, песни, яркие огни на кораблях, ликование на улицах - все это осталось в памяти.

“Мне бы очень хотелось завещать всем будущим поколения мир”- говорит Нина Николаевна

Анна Максимовна Мотуз - вспоминает о том, как она и ее односельчане пять с половиной месяцев жили под немцами. Как работали на победу, отдавая все себя.

Женщины герои, женщины-бойцы, женщины-женщины

Слайд 22

Ведущая: Какой бы ужасной ни была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок. Мелочи военного быта вызывали улыбки.

1-я девушка: Однажды в лесу после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик и привязала к штыку. Пришли в военный лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу из строя ... и забыла, что у меня цветы на винтовке. А он меня начал ругать: “Солдат должен быть солдатом, а не сборщиком цветов...”. Ему было непонятно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

Слайд 23

Поддержать боевой дух советского солдата, дать надежду на безоговорочную победу, помочь вспомнить о мирной жизни помогали замечательные и отважные артистки: Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова.

Слайд 24

Ведущий: В Волгограде подвигу женщины установлен памятник на Мамаевом кургане. Это боль и плач всего советского народа. Но есть и другая память. Она не зарастает травой. Это память сердца. В наших сердцах всегда жива память о героизме женщин в годы Великой Отечественной войны. И она сохранится там навсегда.

Чтец.

Женщина с нами, когда мы рождаемся,
Женщина с нами в последний наш час,
Женщина - знамя, когда мы сражаемся,
Женщина - радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье.
В лучшем стремлении первый привет,
В битве за право - огонь соучастия.
Женщина - музыка. Женщина - свет.

Ведущая: Невеста, жена, вдоваМногие невесты, не став жёнами, стали вдовами. Беспощадная война разъединила многие любящие сердца. Сколько женщин вдов осталось после войны. Несмотря на страдания, горе, женщины были не страдалицами, а работницами на войне. Тяжелей всего было тем, кто остался с маленькими детьми. Чем кормить? Как выходить? Как уберечь?

Ведущий 1: Ковали победу не только на фронте, но и в тылу. Заботливые женские руки шили, вязали, а их воспаленные от слез глаза не смыкались ни днем, ни ночью. Ничто не смогло сломить дух русской женщины, готовой на все ради семьи и Родины.

Чтец.

...Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
М.Исаковский. Руссой женщине.

В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли домохозяйки, женщины - пенсионерки, школьницы старших классов.

Видеоролик с выступлением Кудряшовой Анны Ивановны. Ей во время войны было всего 12 лет и 2 младшие сестры, три брата ушли на войну

Слайд № 25 (Ученик 9)

Прасковья Федоровна Ангелина была передовиком сельскохозяйственного производства, организатором первой тракторной бригады. Накануне войны она обратилась с призывом к советским женщинам: "Сто тысяч подруг - на трактор!" На ее призыв откликнулось 200 тысяч женщин Подготовка трактористок сыграла большую роль в обеспечении народа продуктами питания

Слайд №26:

В годы войны самоотверженно трудились советские учителя, не хватало помещений, топлива, учебных принадлежностей, но они по-прежнему выполняли свою основную задачу - обучение подрастающего поколения

Слайд № 27 (Ученик 10)

Изотова Кира Ивановна была с декабря 1942 года по сентябрь 1944 года старшей пионервожатой школы 30 Ленинграда. Она вспоминала: " В 1942/43 учебном году в школе учились и мальчики и девочки. Было очень холодно, голодно. Школа в этот год была семилеткой. Во время бомбежек и обстрелов старшие (7 класс) вместе с дежурными учителями дежурили на чердаке (тушили зажигательные бомбы), остальные находились в бомбоубежищах. Летом 1943 года все старшие классы работали на сельскохозяйственных работах. Было очень трудно: все слабые: и взрослые и дети, с сельским инвентарем работать не умели. Собирали молодую крапиву, щавель, лебеду - все это добавляли в пищу.

Слайд 28

Самая главная роль женщины – женщина-мать

Девочка: Матери. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг – материнскую любовь. Скольких сыновей и дочерей, а первые же дни войны отправили матери на фронт. И каждую минуту, каждую секунду матери сердцем были там, где воевали их дети

Чтец:

Мать сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюбленная, как Мать,
Готовая и штопать, и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.

Мать сына родила не для войны! (Н. Бурова)

Ведущий : Да, матери всегда дорог её ребёнок – пусть он не гений, не звезда, не очень удачливый. Но Мать провожала сына на фронт, из последних сил пыталась ободрить его, идущего на смертный бой... И вот где-то далеко её сына, её кровинушку повстречала вражеская пуля. Он упал вниз лицом, обнимая руками землю, как обнимают мать, и напоследок позвал меркнущим голосом: “МАМА...” Многие люди перед смертью обращаются к Богу и к маме... И если бы мать могла, она отдала бы жизнь свою, чтобы вернуть жизнь своему сыну или дочери. Вот на что способна материнская любовь!

У писателя А.Фадеева есть волнующие строки, обращённые к матери:

“Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или постели, когда он заболел или ранен, - всё это руки матери моей – моей, и его, и его”.

Чтец:

Она их проводила за село –
И с дня того спокойно не заснула.
В каком краю их снегом занесло?
В каком краю нашла шальная пуля?
Идут года.
Мать терпеливо ждёт.
Ждёт за селом в ненастье и морозы,
Давно старушка выплакала слёзы.
Она заботу выбрала одну –
Ходить сюда остаток жизни малый,
И снова провожать их на войну,
И повторять, то им тогда сказала.
Глаза не видят. Но болит быльё –
Бегут воспоминаний реки...
Сыны не уходили от неё.
Сыны живые.
С ней они. Навеки!
(Т.Тетцаев)

Ведущий: Нет ничего страшней на свете, чем матерям хоронить своих сыновей.

А сколько таких матерей, которые не знают, где похоронены их дети: сын или дочь. Война отняла у матерей самое дорогое – ребёнка. Но до конца дней своих мать будет помнить о своём ребёнке, приходить к нему, ждать его.

Слайд с Фроловой В.А.

Классный руководитель: Я хочу рассказать вам о своей бабушке Фроловой Варваре Алексеевне. (Посмотрите отрывок из фильма о войне “Я помню”)

Чтец:

Площадь памяти, площадь памяти,
Это память стучит в виски.
К серым камням приходят матери,
Поседевшие от тоски.
Площадь памяти, площадь памяти,
На ресницах слёзы дрожат.
Как три вскрика на сером камне,
Три гвоздики красных лежат.
Площадь памяти, площадь памяти,
Тёмной ночью и ясным днём
Будоражь ты людскую память
Негасимым своим огнём.

Женщина и война... Что может быть более противоестественным? Женщина, дарующая жизнь, оберегающая её, и война, уносящая эту жизнь... Осиротевшая мать солдата, ты не одна на свете. Все матери разделили твою утрату. Мы все благодарны ей, что вырастила она настоящего мужчину, защитника, героя. Но пусть больше не будет войн, не будет материнского горя!

Ведущий: Прошла война...Но в мире опять неспокойно и в разных концах планеты возникают “горячие точки”. И опять в крови оживают багровые отсветы недавних пожарищ. Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане.

Перед Вами газеты “Петровские вести”, газета г. Светлограда ставропольского края.

Слайд 31

Я хочу рассказать о женщине-матери Ковтун Марии

Первый груз-200 из Афганистана, пришел в Светлоград с ее сыном Ковтун Михаилом.

Ведущий: А недавние события в Чечне? Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители приходят и уходят. Но кто вернёт матери сына, погибшего в мирное время?

Ведущий: Вы все знаете, что у нас в школе учился Вадим Кизилов. Знаете как он погиб.

Послушайте стихи его мамы (Ученик 11)

Чтец. Стон матери

“Пришел с Афганистана труп”, -
Слова небрежно брошены в автобусе когда-то
“Да, для Вас он просто труп
А для меня он непомерный, непосильный труд”,-
Сказала мать погибшего солдата
“С любовью я растила и лелеяла его
И вырос он богатырем на радость и на славу
В сою неполную двадцатую весну
Погиб за Родину, за честь своей державы”
Спит сын мой милый беспробудным сном
Цветы на холмике чуть ветерок колышет
Седая мать со стоном говорит
“Проснись сынок”
Солдат молчит одетый весь в гранит
И стона матери не слышит.
П.А. Кизилова

Ведущий: За верность и стойкость, за силу и нежность, слава вам, жёны, вдовы, невесты и матери!

Ведущий: Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сёстрам, подругам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют её смыслом, делают её счастливой.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания...

...Мир молчал бы 50 лет!!!

(Минута молчания) (Метроном)

Слайд 34

Женщине не нужно воевать
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкою...

Женщине не нужно воевать?
Но солдаты нынче вспоминают:
— Стыдно было землю обнимать,
Если цепь девчонки поднимают.

Тишь в полях. Хотя года идут,
Памятное время сердцу дорого,
И на встречах ветераны ждут
Своего отважного комсорга,

Ей готовы руки целовать
Все солдаты, старше и моложе.
Слава женской доблести!

И все же
Женщине не нужно воевать!

Итог

Классный руководитель: Я благодарю Вас! Мы обязательно ещё поговорим о войне. Пока жива память, живы мы с вами. А значит, есть надежда на будущее. Я надеюсь, что настанет такое время, когда мир будет думать о сердце матери, которое болит за своих сыновей, пожалеет ее и на земле не будет войны.