Праздники и календари. Праздники христианства

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Дидактическая цель: расширить представления детей о многообразии праздников в христианстве

Задачи урока:

Личностные

  • Создание условий для формирования толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.
  • Формирование понимания культурно-исторического и этического смысла христианских праздников
  • Развитие творческих способностей детей.

Метапредметные

  • Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи
  • Формирование умения работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова.
  • Формирование умения структурировать полученные знания с помощью схем и таблиц.
  • Формирование умения связно и грамотно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в группах, коллективном обсуждении.

Предметные

  • Формирование представлений детей о Рождестве и Пасхе, культурных традициях.

Методы обучения: проблемный, личностно-ориентированный

Образовательные технологии: обучение в диалоге, театрализация, использование типовой схемы учебного занятия.

Учебно-методическое обеспечение: учебник, энциклопедии, справочная литература, Интернет.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, авторская презентация

Конспект урока

I. Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, повернитесь, и поприветствуйте их.

- Настроимся на серьёзную плодотворную работу, пожелаем друг другу отличного настроения и успехов в овладении новыми знаниями.

II. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

1. Слушание праздничного звона колоколов (Благовест). Слайд №1

(После прослушивания, раздаётся стук в дверь и на пороге кабинета появляется ученица параллельного класса Магамедова Асма)

Асма: - Простите пожалуйста, Елена Владимировна! Я услышала звон колоколов, и мне стало интересно, по какому поводу они звучали. Можно мне поприсутствовать на вашем уроке? (Учитель приглашает гостью занять любое место в одной из групп)

2. Определение темы урока.

- Наш урок начался со звона колоколов.

- Ребята, скажите, а где обычно звучат колокола? (Обычно звон колоколов можно услышать в церкви)

- Как вы думаете, когда именно такой колокольный звон может звучать? (Такой колокольный звон можно услышать по праздникам)

- Колокола играют большую роль во многих религиях мира. Определите по описанию, о праздниках, какой мировой религии пойдёт речь на нашем уроке.

- Это одна из мировых религий мира, основанная на учении о жизни и воскресении Иисуса Христа. (Христианство)

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о праздниках христианства)

3. Отгадывание загадок.

- Главные праздники христиан связаны с событиями жизни Иисуса Христа.

- Отгадав загадки, вы узнаете, о каких именно праздниках пойдёт речь сегодня на уроке.

а)

Среди зимы - большое торжество:
Великий праздник – Христово .... (Рождество)

б)

К нам пришел праздник праздников лучший,
Самый главный, любимый, певучий,
Торжествуйте же, люди!

Все вместе,
Принимайте такое известье:
Днесь Воскресе Христос!

То не сказка!
Вот она, долгожданная ... (Пасха)

III. Открытие нового знания.

1. Самостоятельное изучение особенностей христианских праздников. Работа по группам.

- Изучать особенности этих праздников, вам предстоит самостоятельно, работая в группе. У каждой группы будет своё индивидуальное задание. Прошу подойти ко мне по одному представителю от группы и получить его. На выполнение задания вам отводится 5 минут. За 1 минуту до окончания работы прозвучит сигнал - звон колокольчика.

(Дети получают задания в конвертах в произвольной форме)

Задание для группы №1

Пользуясь распечатанным материалом, текстами книг и Интернетом (http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo/), ответить на вопрос и заполнить схему.

В чём суть праздника Рождества Христова? (Приложение №1)

Задание для группы № 2

Пользуясь распечатанным материалом, текстами книг и Интернетом

(http://www.nexplorer.ru/news__12095.htm) ответить на вопрос и заполнить таблицу.

Какие традиции связаны с празднованием Рождества Христова у христиан? (Приложение №2)

Задание для группы № 3

Пользуясь распечатанным материалом, текстами книг и Интернетом

(http://womanadvice.ru/pasha-istoriya-prazdnika),(http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik18) ответить на вопрос и заполнить схему.

- В чём суть праздника Пасхи у христиан? (Приложение №3)

Задание для группы № 4

- Пользуясь текстом учебника (с.63-64), распечатанным материалом, текстами книг и Интернетом(http://vashechudo.ru/prazdnichnoe-nastroenie/pasha-istorija-i-tradici-prazdnovanija-prazdnika-pashi.html) ответить на вопрос и заполнить таблицу.

- Какие традиции связаны с празднованием Пасхи у христиан? (Приложение № 4)

2. Обобщение материала.

2.1 Рождество Христово. Слайд №2

- Какое задание выполняла ваша группа?

- Что вы узнали?

- Как Иисус Христос пришёл в этот мир? (Выступление представителей группы №1) Слайд №3

- С Рождества начиналось особое время – святочные дни или святки, которые заканчивались праздником Крещения. В древности был период, когда Рождество и Крещение праздновались вместе и у них было общее название - Богоявление, т.к. отмечая рождение Христа и его крещение, христиане праздновали пришествие в мир Бога.

- Библейский сюжет рождения Христа нашёл отображение в иконописи.

- Перед вами икона одного из неизвестных мастеров из школы Андрея Рублёва “Рождество Христово” Слайд №4

- Рассмотрите её. Как вы думаете, кто изображён в центре иконы? (Богоматерь)

- Как вы догадались? (Над её головой нимб)

- Что интересного вы замечаете? Как Дева Мария расположена по отношению к младенцу? (Она отвернулась от него)

- Как вы думаете, почему иконописец изобразил мать и дитя именно так? Что он хотел этим сказать? (Иисус не принадлежит только ей, он принадлежит миру)

- Кого ещё вы видите на иконе? (В левом нижнем углу изображён Иосиф – муж Марии, в верхнем левом – волхвы, спешащие к Иисусу с дарами, кроме них на иконе изображены ангелы и пастухи, внимательно слушающие чудесную новость о рождении Христа.)

- Какое задание выполняла ваша группа?

- Что вы узнали? (Выступление представителей группы №2) Слайд №5

- В Рождество у христиан было принято колядовать – совершать старинный рождественский обряд прославления Христа.

- Посмотрите фрагмент этого обряда в исполнении ваших одноклассников. Слайд №6

(Проход по классу детей со звездой в руках под рождественский тропарь, чтение рождественского стиха, посыпание зерном присутствующих.

Христос родился,
Весь мир возобновился.
Ангелы славят,
Младенца хвалят.
Небо ликует,
Земля торжествует.)

- Славление Христа проводилось в первый или второй день Рождества. Дети и подростки собирались по 5-6 человек и обходили избы одну за другой. Хождение по дворам означало приход волхвов к новорожденному Христу. По евангелию, их вела звезда, которая взошла над Вифлеемом, поэтому один из детей нёс в руках звезду, сделанную из бумаги. Зайдя в избу, дети исполняли молитву и славили Христа. Зерно было символом богатства и благополучия в доме.

2.2 Пасха

- Какое задание выполняла ваша группа?

- Что вы узнали? (Выступление представителей группы №3) Слайд №7

- Библейские сюжеты нашли своё отображение не только в иконописи и светской живописи, но и в литературе.

- Послушайте, как описывает Воскресение Христа Ляляев Дмитрий Владимирович в своём стихотворном Евангелии. (Выступление ребёнка.) Слайд №8

И в новом склепе был положен
Иисус, обвитый полотном,
И вход в пещеру был заложен
Большим тяжёлым валуном.
Спустя две ночи, утром рано,
К пещере женщины пришли
И камень этот, как ни странно,
Они отваленным нашли.
Тогда Мария из Магдалы
Вошла с тревогою во склеп
И там сиянье увидала
Такое, что на миг ослеп
Взор девы. Два небесных мужа
В одеждах белых были здесь.
Тебе Иисус распятый нужен? -
Они сказали, - Он воскрес!
Она застыла в изумленьи:
Склеп без Иисуса пустовал,
Но глас Его через мгновенье
Её по имени назвал.
И, обратясь, она узрела,
Что перед ней стоит живой
Иисус, вошедший снова в тело,
И ей кивает головой....

- Какое задание выполняла ваша группа?

- Что вы узнали? (Выступление представителей группы № 4). Слайд №9

IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Сравнение христианской и иудейской Пасхи.

- В какой религии мира есть праздник с аналогичным названием? (В иудаизме)

- Чем отличается иудейская Пасха от христианской? (У иудеев праздник Пасхи связан с освобождением еврейского народа из египетского рабства, а у христиан с Воскресением Христовым.)

- Похожи ли традиции празднования Пасхи у христиан и иудеев? (нет)

2. Раскрашивание яиц

В христианстве пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень.

Напоминая по форме камень, которым в древности обычно заваливали гробницу, оно в то же время даёт начало новой жизни; таким образом, для христиан это напоминание о воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни для верных.

Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в глубокой древности.

Красные пасхальные яйца появляются у ранних христиан в Месопотамии, в память о крови Христа, распятого на кресте.

Христианская Церковь официально приняла этот обычай, рассматривая пасхальные яйца, как символ воскресения.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне - был красный. Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья.

Обычай красить яйца сохранился преимущественно у славянских народов (русские, белорусы, болгары, полки, сорбы, украинцы и др). У народов Западной Европы яйцо тоже присутствует в качестве пасхального символа, но это уже не “специально раскрашенное куриное яйцо”, а шоколадное яйцо (например, у итальянцев или французов).

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Иногда на разноцветноокрашенные яйца наклеивали из золотистой или серебристой фольги всевозможные узоры и украшения. Слайды №10-12

- Сейчас я предлагаю вам выполнить роспись пасхального яйца.

V. Рефлексия.

1. Определение эмоционального настроя учащихся.

- Мы познакомились с двумя христианскими праздниками. Мне хочется узнать, какой из них вам больше всего понравился. Перед вами на доске две открытки: одна посвящена Рождеству, другая - Пасхе. Возьмите по одному магнитику и прикрепите его к той открытке, которая относится к понравившемуся вам празднику. (Приложение № 5)

2. Мнение гостьи.

- Асма, а каковы твои впечатления от увиденного и услышанного на уроке?

(Мне понравились христианские праздники, но у нас, мусульман, они ничуть не хуже! На следующем уроке у вас будет возможность с ними познакомиться!

- Спасибо всем за работу на уроке!