Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина. Урок в 6-м классе

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: ознакомить учащихся с биографией поэтов, творчеством. Подчеркнуть любовь к родной природе. Выработать определенные навыки анализа стихотворений. Формировать читательский интерес к русской поэзии.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Чтение эпиграфов к уроку

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова
С.Есенин

...любил природу, долгие пешие прогулки по ... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова...
В.Орлов

1) Вступительное слово учителя о поэтах.

XX век русской литературы – это период, когда родились выдающиеся поэты, которые до сих пор не канули в бездну, а продолжают волновать современных читателей. Несмотря на все обилие и многообразие современной литературы, творчество этих людей продолжает интересовать нас. А. А. Блок и С.А. Есенин - это гениальные и талантливые поэты XX века и мастера своего слова. Именно они, как никто другой, лучше всех писали о природе и красоте России, сумели помочь нам увидеть окружающий мир по-новому, свежо, заметить необычное в привычных, обыденных вещах.

На уроке мы с вами познакомимся с биографией А.А. Блока и С.Е. Есенина, прочитаем их стихотворения, посмотрим видео о родине С.А. Есенина, а также прослушаем композиции, написанные на стихи поэтов.

2) А. А. Блок (1880-1921)

А.А. Блок родился в Петербурге. В дворянской профессорской семье. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета. Мать – дочь знаменитого профессора-ботаника Бекетова. Детство блока прошло в семье деда, поскольку родители разошлись еще до рождения сына. Детство его было безоблачным - он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на Историко-филологическом факультете Петербургского университета. В Детские и юношеские годы Блок проводил летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Именно в имении Шахматово он познакомился со своей будущей женой Л.Д. Менделеевой, дочерью великого химика Д.И. Менделеева.

Блок любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В. Орлов писал, что Блок “...любил природу, долгие пешие прогулки по ... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова... Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то “На лугу”, “Полный месяц встал над лугом...”, “Уж осень, хлеб обмолотили...”, “Снег да снег...”, “Лениво и тяжко плывут облака...”, “Утихает светлый вечер...” или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.

Вопрос классу: как вы думаете, какая основная тема стихов А.А. Блока?

Прием “Ассоциации”

Ребята, продолжите ассоциативный ряд:

  • Лето -
  • Вечер -
  • Закат -

Чтение стихотворения “Летний вечер” и прослушивание аудиофайла.

Вопросы классу:

  1. Какое время года рисует поэт?
  2. Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении?

Работа в группах. Каждой группе задается вопрос:

  1. Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?
  2. Какие художественные приемы используются в стихотворении?
  3. Каково состояние лирического героя? К чему он стремится, что его тревожит?

Заполнение таблицы: 

  • Эпитеты:
  • Метафоры:
  • Сравнения:
  • Размер стихотворения:

Задание: придумать дополнительные эпитеты и метафоры к созданной картине.

Задание: зачитать текст в учебнике на с.186-187

Таким образом, мы видим, что Россия для Блока – это необъятные русские дали, бесконечные дороги и кровавые закаты, переживания о великом и бесценном. Мы убеждаемся, что его творчество привлекает нас гармоничностью и музыкальностью речи, что всегда особенно заметно в пейзажной лирике.

3) А. А. Есенин (1895-1925)

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения С. Есенина. Это замечательный русский поэт XX века. Певец березового ситца занимает особое место в русской литературе. Молодой, смелый, решительный, а порой и отчаянный, он ворвался в мир литературы, как искра, сжигая все на своем пути.

Для начала мы с вами познакомимся с автобиографией поэта. А для лучшего восприятия нам поможет видео о селе. Константиново.

“Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда.

Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три – четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, бог счастья даст”. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю.

Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5”.

Чтение стихотворения и прослушивание композиции “Мелколесье степь да дали”.

Словарная работа

  • Мелколесье -
  • Разливные бубенцы -
  • Чахленькую -
  • Стынь –
  • Звень –

Вопросы к классу:

 Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? 

А где здесь метафора? 

Найдите олицетворение. 

Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? 

Чтение стихотворения “Пороша” с. 190

Давайте попробуем составить синквейн.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Каждому русскому человеку, который любит свою родину, стихи С.А. Есенина должны быть очень близки. Его же Родина — Рязанская земля, которая научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

IV. Подведение итогов урока

- Что нового вы сегодня узнали о творчестве А.А. Блока и С.А. Есенин?

- Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворений?

(учащиеся отвечают, делаются выводы.)

V. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение

2. Нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения