Комбинированный урок (литературное чтение + ИЗО) на тему "Род и родословная"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с мифологией предков русского народа, их верованиями, и нравственными представлениями;
  • повторить греческих богов, провести аналогию со славянскими божествами;
  • совершенствовать умение работать с текстом в учебнике;
  • вспомнить своих родственников: папу, маму, брата или сестру, дедушку и бабушку и т.д.;
  • создать условия для развития монологической речи, активизации памяти, внимания, воображения;
  • развивать умение работать в группе
  • вспомнить приём рисования деревьев;
  • развивать чувство композиции, умение анализировать форму и пространственное расположение предмета, его пропорции, творческое воображение;
  • совершенствовать навыки и умение рисовать;
  • воспитывать главные ценности, которые берут своё начало от древних представлений предков о нормах и образе жизни;
  • способствовать развитию интереса к истории своей семьи, более тесному взаимодействию ребёнка и взрослых.

Тип урока: комбинированный урок литературного чтения и изобразительного искусства.

Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.

Оборудование:

  • В.А. Лазарева “Литературное чтение” - 1 часть
  • С.И. Ожегов. Толковый словарь.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Таблички с именами греческих и славянских богов.
  • Родословное дерево.
  • П.И. Чайковский Симфония №4 ч. 2.
Ход урока Методическое пояснение
I. Мобилизующее начало урока

(1 слайд) Проверяется готовность детей к уроку: наличие необходимых для работы учебных принадлежностей.

Приветствие учащихся.

Необходимо дать учащимся время настроиться на предстоящую работу.
II. Вводно-мотивационный этап

Учитель: Посмотрите на доску. Что вы можете сказать о табличках на ней?

На доске: Зевс, Гермес, Велес, Посейдон, Макошь, Святогор, Афродита, Аполлон, Лада, Сварог, Гера, Арес, Перун, Водяной.

Ответы детей: это имена богов.

У: Какое задание вы можете предложить с этими табличками?

Возможные ответы детей:

  • разделить имена богов на мужские и женские;
  • записать в алфавитном порядке;
  • расставить по значимости;
  • разделить на богов и титанов;
  • разделить на славянских и греческих богов.

У: Все предложенные вами варианты работы были интересными. Мне понравился последний, а вам?

У доски работают 2 ученика, один в столбик выставляет таблички с греческими богами, а второй со - славянскими. Остальные ученики в парах работают по такому же принципу с раздаточным материалом.

Зевс Перун
Гермес Велес
Посейдон Святогор
Афродита Лада
Аполлон Сварог
Гера Макошь
Арес Водяной

(2 слайд) Проверка выполнения задания.

У: У кого по-другому?

У: Какие это боги, помимо того, что они греческие и славянские? Как мы можем назвать их одним словом?

Ответ детей: Языческие.

У: Как вы думаете, есть ли между греческими и славянскими божествами что-то общее, если есть то что?

Ответы детей:

  • все они наделены волшебными силами;
  • они могут вредить или помогать человеку;
  • у каждого из них есть свои обязанности;
  • Есть схожие функции.
Урок начинается с урока.

На данный вопрос допускается несколько вариантов правильного ответа (вариативность). Аналогичная ситуация возникает и со следующим вопросом. (А вдруг предложенное учеником задание окажется интереснее запланированного?)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре, как и в группе заставляет учащихся слышать друг друга, дискутировать, если возникают разногласия, убеждать собеседника в своей правоте, приводить доводы, находить аргументы (развиваются и совершенствуются такие универсальные учебные действия как личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные), вспоминать и применять на практике ранее изученный материал.

III. Основной этап урока.

У: Вспомните, как звали греческого бога, правителя подземного мира?

Ответ детей: Аид.

У: А кто-нибудь знает славянского бога или богиню с подобными “обязанностями”?

Ответ детей: Морана. (Дети могут не ответить на этот вопрос т.к. сведений о Моране на страницах учебника нет). (3 слайд)

У: Выслушайте Пиняеву Ксюшу, (задание подготовить сообщение дается заранее) она расскажет вам о богине Моране.

Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как “мор”, “морок”, “мрак”, “марево”, “морочить”, “смерть”. Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, кото-рым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем... Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия, несомненно, принадлежит Моране, Богине смерти и холода.

(на доске Морана – мор – морок – мрак – морочить).

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь детям даётся возможность проявить информационную компетенцию: кто-то читал самостоятельно, кто-то узнал от одноклассников, кому-то было поручено сделать сообщение.

Докладчик: Что общего в написании этих слов?

Ученики отмечают, что во всех словах имеется общая часть, общий корень.

(Докладчик выделяет корни).

У: Кто из вас самый внимательный, кого боялась Морана и её слуги?

У: А вы помните как звали бога солнца в славянской мифологии? (Ярило).

Послушаем Алифанова Максима, он расскажет вам о Яриле. (4 слайд)

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова “яр”, имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте — “ярилиной плешке”. Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, — Ярилу и Ярилиху. Иногда празднества заканчивались “похоронами” Ярилы и его невесты — соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области. Много людей были и остаются тезками юного, безрассудного и бесшабашного бога весны. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.

Д: Какие слова с именем бога солнца, использующиеся в современном русском языке, вы услышали? (Имена и названия).

 

 

 

 

На данном этапе происходит повторение знаний по русскому языку по темам: “Корень. Однокоренные слова. Безударные гласные”. Повторение происходит на интересном для детей материале, реализуется косвенный путь обучения (на первый план выступает содержание, смысл).

(5 слайд) У: Посмотрите на экран, кого из представленных героев вы узнаёте?

(Дети перечисляют Святогор, Перун, Макошь, Лада, Сварог).

У: Докажите, что это именно они.

Ответы детей:

  • Святогор был великаном, обладающим огромной силой;
  • Перун разъезжал по небу в крылатой колеснице. Он победил змея Горыныча.
  • Макошь была пряхой, в ее руках были нити жизни.
  • Символом богини Лады была берёза. На её праздник, который отмечали весной, водили хороводы.
  • Сварог сварганил (сотворил) при помощи волшебного посоха землю, научил варить творог и сыр, поэтому его часто изображают с горшочком.

У: Обратимся к доске. Можно ли объединить эти слова и по какому признаку.

(слайд 6) (На доске: Лада – ладушка – ладо – оладьи). (дети выделяют корень “лад”, определяют лексическое значение слов).

У: Что такое лад? (Обращение к толковому словарю).

У: Как вы понимаете эту пословицу “Где лад там и клад”?

У: Мы с вами повторили много славянских богов, но несмотря на то, что они все разные, выполняют разные функции, есть нечто, что их объединяет. Это их общий предок, их отец, которого звали Род.

У: Откройте свои тетради и напишите в них однокоренные слова к имени Род.

 

 

 

 

Развивается умение слушать, вникать в смысл услышанного, анализировать воспринятую информацию.

Дети должны не только узнать изображённых богов, но и обосновать свой ответ. В случае разногласий отстоять свою точку зрения, это развивает внутренний план действий, ответственность за свой выбор, умение общаться, взаимопомощь.

У: Прочитайте слова на экране. (7 слайд)

Род – родственник – родина – родной – родословная – родоначальник.

У: Есть ли у вас слова, которых нет у меня?

Проверка. Дети озвучивают написанные слова.

У: все ли слова понятны? Где можно узнать значения неизвестных нам слов?

 

На данном этапе, как и до этого момента, повторяется тема по русскому языку: “Корень. Однокоренные слова”.

IV Работа с учебником.

У: На странице 86 прочитайте статью. (Приложение 1)

Дети самостоятельно знакомятся с текстом.

У: Что в статье показалось вам интересным, что вас удивило?

У: Прочитайте первый вопрос, найдите в тексте на него ответ и прочитайте его. (Вопрос в учебнике: как наши предки представляли себе сотворение мира?).

Дети находят ответ в тексте учебника и зачитывают его.

У: Подумайте над четвертым вопросом. (Как вы понимаете выражение: “Иван, не помнящий родства своего...”?)

Дети рассуждают, высказывают свою точку зрения. Делают вывод: каждый человек должен знать историю своей семьи бережно хранить её традиции, уважать и гордиться своими предками, не только родственниками, но и выдающимися земляками, соотечественниками.

 

 

Самостоятельная работа, во время которой можно увидеть, как учащиеся понимают смысл читаемого, темп индивидуального чтения. Формируются следующие универсальные учебные действия: эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

V Физкультурная минутка.

У: Я предлагаю вам составить родословную славянских богов.

У доски родословную богов составляют 2 ученика, остальные дети помогают с места.

У: А теперь самостоятельно попробуйте составить свою родословную. Для удобства вашей работы обратите внимание на технологическую карту.

 
VI Показ технологической карты. (слайды 8-14)

У: Прежде чем приступить к работе продумайте её план.

У: Каким же образом вы будете составлять своё родословное дерево?

Дети делают вывод, что чем моложе родственник, тем тоньше веточка.

У: Вопросы по ходу работы есть? Приступили к работе.

На данном этапе урока учащиеся смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, а также действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческой ситуации.
VII Самостоятельная работа детей. (слайд 15)

VIII Выставка работ.

У: Посмотрите на свои работы, сравните их с другими, сделайте выводы, примите во внимание недочёты.

Во время работы звучит музыка, это помогает настроить детей на соответствующий лад и погрузиться в работу.
IX Домашнее задание.

Урок подходит к концу. Поинтересуйтесь дома у родителей, есть ли ещё родственники о которых вы не знаете. Может быть ваше дерево вырастит.

К работе привлекаются родители, реализуется системно-деятельный подход к организации образовательного процесса.
X Итог урока.

У: Давайте закончим предложениями:

  • Я доволен собой, потому что...
  • Я не доволен собой, потому что...
Развиваются способности ребёнка к самоанализу и рефлексии.