Температура воздуха. 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • давать определения терминов, понятий;
  • объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла у поверхности Земли, изменения температуры во времени;
  • устанавливать зависимость между показателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности, составом атмосферы;
  • рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур;
  • строить и читать графики хода температуры;
  • работать с тематическими картами.

Метапредметные:

  • Познавательные:
    • анализировать и обобщать тематическую информацию;
    • строить логически обоснованные рассуждения;
  • Регулятивные: определять цель, проблему в процессе деятельности;
  • Коммуникативные:
    • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
    • различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы;

Личностные:

  • осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него;
  • формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии; понимать закономерности изменения температуры во времени и пространстве, влияние температуры воздуха на человека;
  • понимать и принимать процедуру расчетов показателей температуры воздуха.

Оборудование: школьный атлас, климатическая карта мира, компьютер, проектор, термометр, учебник.

Основные понятия: температура, амплитуда температур, максимальная температура, минимальная температура, среднесуточная температура, среднемесячная температура, среднегодовая температура.

Ценностный компонент урока: понимать взаимосвязь между высотой Солнца и температурой воздуха.

Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками.

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Продолжите предложения: Атмосфера — это... (воздушная оболочка Земли)

  • Она является... (смесью газов, главный из которых - азот )
  • Атмосфера состоит из следующих слоев... ( тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы)
  • Значение атмосферы состоит в том, что... (она защищает от космических тел, удерживает тепло)

“Что за цифра?”

200; 78; 21; 1; 18-20; 50-55;

(Эталон ответа:

  • 2000 км – толщина атмосферы
  • 78% - содержание азота
  • 21% - содержание кислорода в составе атмосферы
  • 1% - содержание прочих газов в составе атмосферы
  • 18 - 20 км – мощность тропосферы над экватором
  • 50-55м – верхняя граница стратосферы)

Введение в тему урока.

  • Строение какой оболочки мы повторили? (Атмосферы)
  • Какая эта оболочка? (Воздушная)
  • Какими качествами или показателями обладает воздух? (По ходу ответов учащихся на экране появляется схема). Слайд 2.

Учитель: Сегодня, ребята, мы будем рассматривать главное свойство воздуха – температуру.

Запишем тему урока (Приложение).

За время урока поднимемся по лестнице знаний, решая 3 основные проблемы, какие? Слайд 3.

Также мы научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха, среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.

  • Что мы уже знаем о температуре воздуха?
  • Что мы можем узнать о температуре воздуха?

3. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма. Слайд 4.

Главный герой - Волк не подозревал, что при подъеме на воздушном шаре, становится холоднее. Его шар стремительно летел вверх, и чем выше он поднимался, тем становилось холоднее.

  • Почему на большой высоте температуры воздуха низкие?
  • Как изменяется температура воздуха с высотой?
  • Найдите ответ на этот вопрос на стр. 125 в учебнике.
  • Какое существует правило понижения температуры воздуха с высотой?

Вывод: На поверхности суши и в горах происходят изменения температуры.

Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой - жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.

Беседа:

  1. Какие изменения с температурой происходят на суше?
  2. Как изменяются температуры воздуха в течение суток и почему? Слайд 5.
  3. В какое время суток наблюдается самая высокая температура воздуха?
  4. Почему зимой холоднее, чем летом?
  5. Почему в разных частях Земли наблюдаются разные температуры воздуха? От чего это зависит? Слайд 6.

Вывод: температура воздуха на поверхности Земли зависит от угла падения солнечных лучей, т.е. географической широты местности.

Учитель: Все мы каждый день интересуемся информацией о температуре воздуха.

  • Почему это важно для людей? (одежда, планирование мероприятий, сельскохозяйственные работы и т.д.)
  • С помощью какого прибора воздуха определяют температуру воздуха? (С помощью термометра).

Сообщение учащегося: Слайды 7, 8.

Термометр — прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

Существует несколько видов термометров:

  • жидкостные; механические; электронные; оптические; газовые;
  • инфракрасные.

Термометр изобретен очень давно. Изобретателем термометра принято считать Галилея: в его собственных сочинениях нет описания этого прибора, но его ученики, Нелли и Вивиани, засвидетельствовали, что уже в 1597 г. он устроил нечто вроде термобароскопа (термоскоп). Современный термометр состоит из тонкой трубки, куда налита жидкость (спирт или ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00 расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.

4. Практическая работа.

Наиболее точные сведения об изменениях температуры воздуха в течение суток получают на метеорологических станциях.

Через определенные промежутки времени (через каждые 3 часа) проводят измерения температуры (в ° С) для вычисления средней суточной температуры воздуха. Точно так же находят средние значения за месяц или за год.

Определим среднюю суточную температуру воздуха Слайд 9.

Время, ч Средняя суточная
температура, °С
4 8 12 16 20 24
8 11 17 20 16 10 13,6

Используя эти статистические данные, мы можем построить график, на котором наглядно видно изменение температуры в течение дня. Слайд 10.

Учитель: Ребята, А теперь нам предстоит познакомиться с красивым словом “амплитуда”.

Амплитуда в переводе означает “величина отклонения”.

Сейчас вы попытаетесь сами с помощью рисунка дать определение этому понятию. Слайд 11.

Работа в группах. Каждая группа учащихся получает задание определить среднюю годовую температуру воздуха, годовую амплитуду температуры воздуха. Слайд 12.

Название объекта Температура по месяцам, °С Средняя годовая температура воздуха Годовая амплитуда температур
Я Ф М А М И И А С О Н Д
1. Асуан 16 17 21 26 31 33 33 33 31 28 23 17 +25,7 17
2. Москва -10 -10 -5 4 12 16 18 16 11 4 -2 -8 +3,8 8
3 .Полуостров Таймыр (мыс Челюскин) -30 -27 -28 -21 -10 -1 2 1 -2 -10 -21 -26 -12,6 28

Учитель: А теперь посмотрим, как изображают распределение средних температур на карте.

Открываем карты атласа стр. 22

Что такое изотермы? Слайд 13.

(Эталон ответа:

Изотермы — это линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определенный промежуток времени).

По климатической карте определите среднюю температуру января и июля для городов и заполните таблицу. Слайд 14.

  t° января t° июля
Москва    
Санкт-Петербург    
Новосибирск    
Верхоянск    
Волгоград    

5. Закрепление новых знаний. Слайд 15-16.

1. Задача:

В аэропорту города Сочи температура воздуха +26°С. Самолет поднялся в воздух и взял направление на Москву.

Определите высоту, на которой летит самолет, если температура воздуха за бортом -12°С.

Решение:

+ 26 – 12= 14

14: 6= 2, 33 км.

2. Тестовые задания:

Какое из утверждений является верным:

а) температура воздуха с высотой повышается;

б) температура воздуха с высотой понижается.

Температура воздуха определяется с помощью

а) барометра;

б) термометра;

в) флюгера.

6. Домашнее задание Слайд 17.

Изучить материал параграф19, построить график годового хода температуры воздуха для Москвы и п-ва Таймыр, выполнить задания стр. 57-60 в печатных тетрадях.

Дополнительный материал к уроку: Слайд 18-26.

Максимальная средняя годовая температура (+34,4 °С) зарегистрирована в 1960 г. на метеостанции Даллол во впадине Данакиль (северо-восток Эфиопии, близ границы с Эритреей).

Минимальная средняя годовая температура (–57,8 °С) зарегистрирована в 1958 г. на полюсе Недоступности (Антарктида).

За звание самого холодного постоянно обитаемого места на Земле спорят три места в Якутии: город Верхоянск, поселки Оймякон и Томтор.

Самый большой перепад температур — в Якутии, составляет почти 107° (от –70°С зимой до +37°С летом).

Самый большой суточный перепад температур (55,5°) наблюдался в штате Монтана(США) 24 января 1916 г.

Самым большим считается град, выпавший 22 июня 2003 года в Небраске — 17,8 см в диаметре, 47,8 см по периметру.

Рекордный по количеству выпавшего снега снегопад зафиксирован 13—19 февраля 1959 г. на горе Шаста, Калифорния, США. Тогда выпало 4,8 м снега.

А знаете ли вы... какую минимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек?

Это зависит от состояния его здоровья и одежды, но главное — от скорости ветра. В Якутии зимой люди часами находятся на морозе, при температуре воздуха ниже –50°С, но они при этом соответствующим образом одеты, а в условиях центральной части сибирского антициклона обычно наблюдается безветрие. В Антарктиде зимовщикам континентальных станций также довольно длительное время приходится бывать вне помещений, но там сильные морозы нередко сопровождаются сильным ветром. Минимальная температура, при которой люди кратковременно бывали на воздухе, составляет –88°С.

Литература.

1. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы. Авторы: Банников С.В., Домогацких Е.М. “Русское слово”, 2014 г.

2. Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского “География” для 6 класса общеобразовательных организаций / Н.В. Болотникова.- М.: ООО “Русское слово- учебник”,2014.-240 с.- (Инновационная школа).

3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. “География. Физическая география” 6 класс, М: “Русское слово”, 2009 г.

4. Мировые рекорды погоды / Ресурс http://meteoclub.ru/index.php?action=vthread&topic=922