Внеклассное мероприятие «С Георгиевском связывают меня корни». 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: Изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  • Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
  • Изучение исторического и литературного наследия родного города;
  • Развитие и популяризация истории и краеведения как средства формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся.
  • Воспитание у школьников патриотизма, чувства толерантности, бережного отношения к историческому и литературному наследию своей страны, родного края и города;
  • Выявление творческих способностей учащихся;
  • Пропаганда культуры публичного выступления и ораторского мастерства;
  • Формирование умения выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
  • Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

  • образовательные: расширение и углубление знаний по истории и литературе 20 века Ставропольского края, в том числе родного города Георгиевска (региональный компонент); умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
  • развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  • воспитательные: развитие познавательной активности обучающихся, включение в учебно-исследовательскую деятельность; формирование устойчивого интереса к истории и чтению; умение адекватно воспринимать лекционный материал.

Методы и приемы: лекция учителя, аналитическая беседа, комментированное чтение, поисково-исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя.

Организационные формы: беседа, анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой, историей. Заключительным этапом урока является рефлексия.

Анализ первоисточников (статьи из местных СМИ).

Оборудование: портрет А.И.Солженицына; стенд с материалами по биографии; компьютер с проектором и экраном для демонстрации презентаций, звуковые колонки.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные результаты освоения материала: знание истории и литературы своей “малой родины”; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции; развитие эстетического сознания учащихся через освоение исторического наследия родного города.
  • Метапредметные: умение организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
  • Предметные: осознание значимости родного города в истории России; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы СМИ и интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;

Запись на доске:

“С Георгиевском связывают меня корни”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя. Расскажите, какие произведения А.И.Солженицына Вы изучали? Собеседование с классом.

Учащиеся вспоминают цикл миниатюр “Крохотки”, выборочно изученный на уроках внеклассного чтения в 7 классе в разделе “И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе”. Некоторые литературоведы относят “Крохотки” к жанру “стихотворения в прозе”, в связи с чем и изучались указанные произведения А. Солженицына, в частности “Костер и муравьи”, “Шарик”, “Способ двигаться”, “Отраженье в воде”, “Вязовое бревно”. Также десятиклассники вспоминают рассказ “Матренин двор”, изученный в 9 классе)

Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают указанные миниатюры, фрагменты из рассказа “Матренин двор”.

Слово учителя. Какова тематика этих произведений? Собеседование с классом.

После ответов учащихся учитель обобщает сказанное: в “Крохотках”, в рассказе “Матренин двор” А. Солженицын размышляет о единстве человека и природы, о неразрывной связи человека со своими корнями, о взаимоотношениях людей, об истинных и ложных ценностях.

Слово учителя. Ребята, А.И.Солженицын имел прямое отношение к нашему городу, бывал здесь неоднократно. Об этом мы с вами сегодня и поговорим. Урок мне помогут провести Казначеев Григорий и Корженевская Кристина. Именно они помогали мне в работе, собирая по крупицам необходимый материал.

Лекция

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.

Отец – Исайя Семёнович Солженицын, офицер царской армии, участник похода генерала Самсонова в Восточную Пруссию в августе 1914 года, был награждён тремя орденами, полученными им на полях сражений Первой мировой войны. Погиб за несколько месяцев до рождения сына. И.С.Солженицын был похоронен в 1918 году в Георгиевске. И с этого момента судьбы провинциального города и будущего Нобелевского лауреата будут навеки связаны воедино.

Мать – Таисия Захаровна Щербак, дочь крупного землевладельца на Кубани. Прекрасно знала несколько иностранных языков, закончила престижную частную гимназию в Ростове, позже Бестужевские курсы в Москве.

А.И.Солженицын всегда с большой любовью вспоминал о своей матери:

(выразительное чтение фрагмента учащимся, сопровождаемое музыкой)

“ Она вырастила меня в невероятно тяжёлых условиях. Овдовев ещё до моего рождения, не вышла замуж второй раз – главным образом опасаясь возможной суровости отчима. Мы жили в Ростове до войны 19 лет – из них 15 не могли получить комнаты от государства, всё время снимали в каких-то гнилых избушках у частников, за большую плату, а когда и получили комнату, то это была часть перестроенной конюшни. Всегда холодно дуло, топилось углём, который доставался трудно, вода приносная издали, что такое водопровод в квартире я узнал лишь недавно. Мама хорошо знала французский и английский, ещё изучала стенографию и машинопись, в учреждения, где хорошо платили, её никогда не принимали из – за её соцпроисхождения.... Это заставляло её искать сверхурочную работу, а домашнюю делать уже ночью, всегда недосыпать. По условиям нашего быта она часто простужалась, заболела туберкулёзом...”

Слово учителя. Мать передала сыну всё самое сокровенное, самое лучшее, что было в семьях Солженицыных – Щербак, она сделала всё, чтобы воспитать сына образованным, добрым, отзывчивым человеком. Она была главным воспитателем, искренним другом и умным советчиком будущего писателя. Именно Таисия Захаровна привила своему сыну уважение и любовь к своим корням, к семье.

“С Георгиевском связывают меня корни...” (А.И.Солженицын)

(слова писателя на экране)

Приложение

Слово учителя. Так сказал А.И.Солженицын в свой приезд на Ставрополье в сентябре 1994 года. На вопросы журналистов ответил просто: “Здесь похоронены моя мать, отец, бабушка, дядя. В Георгиевске долгое время жила моя тётя”.

Как вспоминают очевидцы, Александр Исаевич был очень взволнован и, несмотря на свою знаменитость, держался просто, даже если не сказать больше, скромно.

О пребывании в Георгиевске 26 сентября 1994 года узнаём из воспоминаний председателя Совета ветеранов, старожилы города Матвея Ивановича Федькина:

(Выразительное чтение фрагмента учащимся, сопровождаемое музыкой)

“Утро 26 сентября 1994 года было хмурым... На центральной площади города в честь приезда писателя собрались жители, корреспонденты центральных и местных газет... Встреча состоялась у черты города. Выйдя из машины, Александр Исаевич легко и решительно направился к людям.

- Здравствуйте, земляки. Здесь я жил в юности, здесь похоронена моя мать, здесь трагически похоронен мой отец, не дождавшись несколько месяцев до моего рождения. У меня осталась память о Георгиевске, - с такими словами обратился писатель к встречающим.

Преподнесли традиционные хлеб-соль. Было заметно, что Александр Исаевич очень волнуется.

- Александр Исаевич, какова программа Вашего пребывания в Георгиевске? – спросил один из журналистов.

- Я хочу посетить кладбище, где похоронена моя мать, найти её могилу. Затем посетить стадион, где до 1956 года было кладбище.... Заедем на улицу Линейную у железнодорожного вокзала: там жила моя тётя, старшая сестра моей матери, там я жил в юности. С Георгиевском связывают меня корни, не мог я проехать мимо могил моих предков, моих родителей.

Поблагодарив всех за горячий приём, Александр Исаевич сел в машину, которая направилась в сторону ныне действующего стадиона “Труд”. Вскоре машины остановились у центрального входа на стадион.

– Вот здесь стояла прикладбищенская церковь, небольшая, но в ней шла служба. Примерно в тридцати метрах от неё на север могила отца. Вот здесь примерно, - рассказывал Солженицын, отмеривая шагами расстояние. – Вот здесь примерно закатали могилу моего отца. Ещё в 1937 году мы с мамой были на могиле. Очень печально! Память не храним.... Те, кто разорял всё это, думали, что не умрут. Рубили под самый корень. Мама после смерти отца замуж не выходила и не думала она, что тоже умрёт здесь, в этом городе... Смерть её пришла неожиданно. Всё разорено! И если мы не будем помнить свои корни – гибель нам!”

Слово учителя. Так уж сложилось, что могила матери Солженицына была на другом кладбище. Отправились туда. Вот что вспоминает М.И.Федькин:

(Выразительное чтение фрагмента учащимся, сопровождаемое музыкой)

“Всё кладбище заросло диким кустарником, всевозможным колючим бурьяном выше роста человека. Могилы сгладились, кресты и маленькие бетонные обелиски покосились, облезли, все надписи уничтожены временем.

- Я помню приметы, сейчас постараюсь найти, - говорил писатель. – Ориентир таков: рядом была могила с надписью “Зива” - это могила похороненного, инициалы не помню. Вот состояние наших кладбищ! Но это не худший случай, в Росси есть и хуже. Моя мать Таисия и мой дядя Роман, брат матери, умерли в суровую зиму в январе 1944 года с разницей в одну неделю. Похоронены они в одной могиле. В 1956 году, когда я приезжал в Георгиевск последний раз перед высылкой, я своими руками сделал крест, прикрепил дощечку с надписью “ Таисия Солженицына и Роман Щербак”. Время уничтожило и время. Вот такова наша русская действительность: сколько могил, сколько горя, сколько затоптано могил небрежно и сознательно. И это горе по всей России. Такого нет на Западе. Время безжалостно. А человек своим бездушием и равнодушием – ещё страшнее”.

Слово учителя. Тогда Александр Исаевич не нашёл могилы матери, но администрация города, краеведы сделали всё, чтобы исправить ошибку прошлого: могила была найдена, восстановлена, кладбище приведено в порядок. Сейчас недалеко от могилы Таисии Захаровны Солженицыной идёт строительство нового храма, на сооружение которого Александр Исаевич неоднократно передавал материальные средства.

А тогда, в 94-м, Солженицыну так и не удалось положить цветы на могилы отца и матери. Но ни одного грубого слова. На лице немного растерянная улыбка, в глазах – доброта. Наверное, Александр Исаевич понимал, что всё увиденное им в одном провинциальном городе – беда всей страны.

В тот же день, горячо попрощавшись с георгиевцами, Александр Исаевич с женой уехал в Кисловодск. С каким чувством вспоминал он наш город? На этот вопрос смог бы ответить только сам писатель. Но у жителей города осталось чувство вины перед человеком, одним из немногих нашедших силы сказать правду о сталинских лагерях. Поэтому администрация города, краеведы, работники музея провели огромную работу по восстановлению кладбища, на котором покоится прах Таисии Захаровны и её брата. Была найдена могила, в которой захоронили мать и дядю Солженицына, поставили гранитный памятник. Сейчас ведётся строительство храма.

К сожалению, с восстановлением другого кладбища, на котором захоронен отец Александра Исаевича, дело обстоит намного хуже. Так как кладбища нет, а для строительства нового стадиона у города нет материальных средств. Но надежда на восстановление утраченного кладбища всё же остаётся...

Таков был день 26 сентября 1994 года в жизни великого писателя и провинциального города на Ставрополье. С какими мыслями уезжал А.И.Солженицын из города, судить сложно, но для георгиевцев этот день стал определённой вехой в его дальнейшем развитии. Вот что об этом дне пишет М.И.Федькин: “ ...я остро ощутил, как важно беречь свои корни, помнить о них, не забывать своих родителей, бабушек и дедушек, общаться с ними, пока они живы, беречь могилы”.

А один из журналистов местной газеты так написал о пребывании Солженицына в Георгиевске: “ ...после его отъезда у меня осталось впечатление, что все мы прикоснулись к чему – то великому и очень важному. Наверное, это было прикосновение к истории государства Российского...” Может быть, сказано несколько пафосно, но в этих словах есть правда, а в истории каждый день важен.

Собеседование с классом: ребята, чем можно объяснить, что “столько затоптано могил небрежно и сознательно” в годы Советской власти?

Учащиеся вспоминают годы становления Советской власти, рассказывают об отношении к культурным ценностям, памятникам старины, воспринимаемым в то время как пережитки буржуазного прошлого, сопоставляют факты уничтожения храмов по всей стране и в городе Георгиевске.

(показ фрагмента из документальной хроники, свидетельствующей об уничтожении церквей в годы становления Советского государства)

Слово учителя: ребята, сегодня, прежде чем мы завершим урок и я подведу итоговую черту, мне хотелось бы спросить, у Казначеева Григория и Корженевской Кристины, что дала им эта исследовательская работа?

(Рефлексия, ответы десятиклассников, их впечатления)

Казначеев Григорий: мне эта работа дала многое, так как, во-первых, я больше узнал о своем родном городе, встречался с разными интересными людьми, много работал в местной библиотеке, читал историческую литературу, пытаясь понять, что думали и чувствовали люди в те годы.

Корженевская Кристина: я стала иначе относиться к творчеству А.И.Солженицына, потому что раньше для меня это был “хрестоматийный” писатель, которого я не воспринимала как живого человека. Все изменилось после поисковой работы. После посещения могилы матери А. Солженицына, чтения книги М.И.Федькин я словно наяву поговорила с писателем, до конца прочувствовала, что он ощущал, когда ходил по заросшему кладбищу, пытаясь найти дорогой его сердцу холмик. Теперь я совсем по-другому воспринимаю произведения этого писателя.

Слово учителя: для меня это дорогие слова. Значит, мы работали не зря.

Ребята, а что нового вы узнали сегодня на уроке, чем этот урок был для вас полезен?

Рефлексия.

Учащиеся говорят, что много нового узнали о своем городе, его истории, храмах, людях, имевших большое значение в жизни России, о том, что рядом с нами жили краеведы, в частности Федькин М.И., который видел А.И.Солженицына и написал книгу с воспоминаниями о пребывании писателя на Ставрополье.

Заключительное слово учителя

А.И.Солженицын – великий русский писатель 20 века, общественный деятель и Нобелевский лауреат. Мы по праву можем гордиться тем, что говорим и думаем на языке, на котором говорил, думал и писал Александр Исаевич. А также можем гордиться тем, что живем в городе, в котором неоднократно бывал этот удивительный человек.

В 2018 году наша страна будет отмечать столетие Александра Исаевича Солженицына. Вы уже закончите школу и разъедитесь по городам для получения высшего образования. Но я надеюсь, что вы будете воспринимать чествование юбиляра как родного, дорогого нам человека, ведь это наш земляк.