Урок-экскурсия с элементами исследования в 8-м классе на тему «Петр Первый на Севере»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже 17–18 веков, которую он сыграл благодаря Петру Первому; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России.

Предварительная подготовка:

Класс делится на 5 групп, каждая из которых получает задание:

  1. Историки изучают документы на темы: “Визиты Петра Первого в Архангельск”, “Соломбальская судоверфь”, “Архангельск в годы Северной войны”, “Подвиг Ивана Рябова” и отвечают на вопросы.
  2. Летописцы составляют хронику событий “Петр Первый на Севере”.
  3. Экскурсоводы готовят заочную экскурсию “Памятные петровские места в Архангельске”.
  4. Фотографы собирают иллюстрации по теме, старинные фотографии и готовят презентацию.
  5. Журналисты изучают дополнительную литературу и отбирают материал об интересных случаях, исторических курьезах, связанных с посещением Петром Первым Севера.

Ход урока

Край наш поморский
Могуч и прекрасен!
Его не забудешь вовек.
Манят отважных
Бескрайние дали,
Где не ступал человек!

Здесь по Петрову
Веленью из моря
Ряд белокрылых
Фрегатов восстал.
И колыбелью Российского флота
Край наш Архангельский стал.
(Н.К. Мешко. Гимн Архангельской области)

Вступительное слово учителя. История Архангельска неразрывно связана с именем Петра Великого. Первая морская верфь России, начало кораблестроения, рождение русского флага - триколора, создание Новодвинской крепости – первой каменной бастионной русской крепости – все это уходит в эпоху Петра Первого и историю Архангельска.Благодаря его заслугам Архангельск на рубеже 17 – 18 веков сыграл выдающуюся роль в истории военно-морского торгового флота.

Но в то же время и формирование личности молодого царя – реформатора неразрывно связано с его трёхкратным пребыванием на Севере. Здесь он впервые в жизни увидел море, и оно поразило его своим простором и раздольем, окунулся в жизнь торгового порта.В то время он был еще просто царем Петром Алексеевичем и не был удостоен титула “Великий”.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение эпохи Петра Первого и совершим заочную экскурсию по памятным местам нашего города, которые и сегодня напоминают нам о событиях той эпохи. А также попытаемся ответить на вопросы: какие причины вызвали приезд Петра Первого в Архангельск? Что изменилось в истории нашего города и государства в целом после этих визитов? Какую память о Петре Первом хранит наш город?

А помогут нам разобраться в этом историки, летописцы, экскурсоводы, фотографы и журналисты.

Экскурсоводы. (рассказ сопровождается показом слайдов презентации группы фотографов). В небольшом сквере на Набережной Северной Двины в центре Архангельска находится памятник Петру Великому. Он был открыт 27 июня 1914 года по инициативе губернатора Ивана Сосновского. Скульптор Антокольский изобразил Петра в напряженный момент Полтавского сражения, прошедшего в 1709 году. Бьющий в лицо ветер развевает волосы и шарф царя, треплет полы его мундира офицера Преображенского полка. Одной рукой Петр опирается на трость, в другой – сжимает подзорную трубу. Порывистый, энергичный, он весь устремлен вперед. На постаменте памятника Петру Великому высечены четыре даты. Три из них – 1693, 1694, 1702 годы – даты посещения царем Петром Алексеевичем Архангельска, четвертая дата – “1911” - год проведения конкурса на проект этого постамента.

Учитель. Давайте обратимся к историкам, которые внимательно изучили документы и узнаем, что в них говорится о посещении Петром Первого Архангельска.

Историки анализируют источники, отвечают на вопросы (приложение 1).

Журналисты.Петр Первый во второй свой приезд в Архангельск решил исполнить свое желание побывать в Соловецком монастыре. При выходе в море усилился ветер. Первые забеспокоились иностранцы, напросившиеся в путешествие с царем:

- Царь Питер, не можно ли обождать лучших времен? Если мы не ошибался, надвигается большой буря.

- Никаких ожиданий! – отмахнулся Петр.- Моря бояться – морской державой не быть!

Шторм разыгрался не на шутку. Кормщик с трудом удерживал руль. Царь отставил рулевого и взял управление кораблем в свои руки. Ветер рвал паруса. Огромные волны перекатывались через палубу, сметая все на своем пути. Народ попрятался в трюм и каюты. Архиепископ Афанасий творил молитву.

Царь один стоял у руля, пока к нему не пробрался сквозь водяные вихри Антипа Тимофеев, оказавшийся крестьянином и опытным лоцманом.

- Государь! – закричал он, пересиливая рев ветра. – Надобно в Унскую губу завернуть, иначе не миновать беды.

- Где ж твоя Унская губа? – прокричал в ответ царь, тоже не на шутку испугавшийся и уже пожалевший, что так опрометчиво прогнал рулевого, не имея опыта плавания в настоящей морской стихии. – Ведома ли тебе губа эта? Бери руль, ежели ведаешь.

Лоцман Антипа Тимофеев взял руль. Но царь не уходил, держался рядом, чувствуя ответственность за людей, взятых в поход. Вдруг ему показалось, что Антипа не так правит и слишком подставляет судно боковому ветру, который может опрокинуть яхту.

- Ты же потопишь всех нас, разбойная душа!

- Не замай! – закричал в ответ разъярившийся вдруг Антипа. – Коли отдал руль, дак уж помалкивай теперя. Это тебе не на Просяном озере с потешными забавляться. Здеся Белое море.

Царь оторопел. Антипа, ловко маневрируя провел судно между подводными рифами в тихую морскую гавань. И только когда бросил якорь, понял, какую беду накликал на себя, ошарашив царя бранью.

Бросился к царским ботфортам с мольбой о прощении. Царь поднял лоцмана, усовестил:

- Стыдись помор. Ты на корабле! А настоящий кормчий должен себя на судне превыше царя держать!

За спасение яхты и всех находившихся на ней в пути на Соловки царь решил вознаградил лоцмана пенсией до самой смерти, царской шапкой и освобождением от подушного оклада.

А сам Петр Первый в знак спасения от гибели во время шторма на Белом море сделал собственными руками деревянный крест “полторы сажени вышиною” с надписью “Сей крест поставил капитан Петр в лето от Христа 1694”. Крест поставил на том месте, где вышел на берег. В 1805 году крест был перенесен в Свято-Троицкий кафедральный собор.

Учитель дает задание начертить в тетрадях таблицу и сделать необходимые записи.

Летописцы заполняют таблицу на доске, остальные делают записи в рабочих тетрадях.

Визиты Петра Первого в Архангельск Первый приезд (30 июня – 19 сентября 1693 г.)

Второй приезд (18 мая - 26 августа 1694 г.)

Третий приезд (6 мая – 6 августа 1702 г.)

Государевы дела
  • Основано Адмиралтейство;
  • Основана корабельная верфь;
  • Построен первый российский флот;
  • Построено первое русское торговое судно;
  • Придуман эскиз русского флага;
  • Построен первый русский военный корабль;
  • Построена в Архангельске первая русская оборонная крепость – Новодвинская;
  • В 1700 г. Учреждена земская изба – первый орган городского самоуправления;
  • По преданию Петром было выбрано место для Свято-Троицкого собора.

Экскурсоводы.(рассказ сопровождается показом слайдов презентации группы фотографов). Мы продолжаем нашу экскурсию и перед вами Соломбала - один из самых знаменитых районов Архангельска, известный как “корабельная сторона”. Когда-то здесь было болотистое место, поросшее мхами, но его осушили, засыпали песком и забили сваи. На этой насыпи и начиналась морская история, тут строились ладьи и кочи – небольшие промысловые суда, на которых поморы ходили на Новую Землю и Шпицберген. Это обстоятельство и определило выбор Петра I для строительства Адмиралтейства в 1693 году, поэтому Соломбалу раньше называли Адмиралтейской слободой. Но Адмиралтейская слобода, с жилыми домами, лавочками и улицами, появилась не сразу — первые двадцать лет здесь располагались только слипы для военных кораблей. При Петре I в Соломбале началось строительство испытательной канавы, соединяющей речки Соломбалку и Курью и отделяющей Адмиралтейство от 1-й и 2-й соломбальских деревень. Строительство канала завершилось лишь в 1824 году. Первая русская государственная верфь существовала с 1693 по 1862 годы. За это время было построено около 500 судов, в том числе 157 многопушечных фрегатов, пополнивших Балтийский флот и эскадры, действовавшие на Средиземном море. Первые русские корабли строились “на глазок”, то есть почти без чертежей. На постройку корабля в среднем шло около 3000 деревьев сосны и лиственницы возрастом 200–300 лет. Каждый корабль строился примерно год и эксплуатировался 12–15 лет, после чего требовался капитальный ремонт.

Журналисты. Название Соломбала связано с Петром I и появилось по одной из легенд.

Во время первого своего посещения Архангельска Петр Первый подбирал удобное место для основания верфи. Воевода Матвеев два дня возил его на карбасе по двинской дельте, замучил гребцов, а угодить Петру так и не мог. Царь крутил головой, дергал себя за усы, размахивал руками и сердился:

- Берег крут ... Как строевой лес поднимать на такую высоту? А судно спускать? Не по замыслу место. Греби дальше!

То вдруг оказывалось, что вода мелка: при отливах берег будет обнажаться, то на открытом ветру присоветованное место.

- Как же на таком ветрюге плоты удерживать? Лес по бревнышку разнесет – самим чертям не собрать. Давай дальше ...

- Кажись, все показал, государь, - развел руками Матвеев. – Осталась разве что Соломбальская топь. Но там для чертей с ведьмами простор, а люди жительства избегают. Там болото гиблое, кустарники чахлые...

- Вот и дельно! – хохотнул царь. Соломы сто возов привезем, застелим то болото и отпразнуем почин. И будет у нас соломенный бал.

Там и стали строить корабли, а в честь рождения нового корабля устраивали праздники, которые проходили прямо на улице (из-за отсутствия помещения, достаточного для размещения такого количества людей).

Есть и другое официальное мнение, что название Соломбала появилось из финно-угорских слов. Суоло – остров, ло – болото, ла – поселение (поселение на топком, болотистом месте).

Историки анализируют документ о Соломбальской судоверфи и отвечают на вопросы (приложение 2).

Экскурсоводы (рассказ сопровождается показом слайдов презентации группы фотографов). В устье Северной Двины на острове Линском вблизи Архангельска находится Новодвинская крепость. Она была построена по приказу Петра I в 1701 году. Шла Северная война и Петр, желая обезопасить Архангельск, приказал двинскому воеводе начать строительство крепости, чтобы “тех неприятельских людей (шведов) в Двинские устья не пропускать и Города Архангельского ни до какого разорения не допускать”. Строительство крепости возглавил бранденбургский (прусский) инженер Георг Эрнест Резе. Квадратная в плане крепость имела выдвинутые углы – бастионы, что значительно улучшило ее огневую мощь. Новодвинская крепость стала первой каменной регулярной русской крепостью. Длина ее крепостных стен составляла несколько километров. Вооруженная 180 пушками, она встала на входе в основной тогда судоходный рукав дельты и прикрывала подступы к Архангельску.

Учитель. Когда шло строительство крепости, шведы предприняли атаку на Архангельск. К крепости подплыли 7 военных судов под английскими и голландскими флагами.

Историки анализируют инструкцию шведского короля Карла XII и отвечают на вопросы (приложение 3).

Учитель. Под стенами строящейся Новодвинской крепости 25 июня 1701 года была одержана первая победа над шведами в Северной войне.

Историки на основе документа восстанавливают хронологическую последовательность Новодвинского сражения (приложение 4).

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Какое историческое событие изображено на рисунке? Когда оно произошло? (Новодвинское сражение 25 июня 1701 года)

2. Назовите даты, написанные на постаменте памятника Петру Первому в Архангельске. Что они означают? (1693, 1694, 1702 – годы посещения царем Архангельска; 1911 – год проведения конкурса на проект этого постамента).

3. Какие памятные места Архангельска связаны с именем Петра Первого?

Учитель.Давно уже минул петровские времена, но память о Петре I жива на Севере и поныне. Став при Петре Первом “колыбелью российского флота”, Архангельск сыграл роль форпоста и завоевал морскую славу, а потомки корабелов продолжили дело и создали атомный подводный флот. Наша с вами задача помнить об этом и продолжать славные морские традиции!

Домашнее задание: используя материалы урока,напишите небольшое эссе на тему “Пётр I и Архангельский Север”.

Литература:

  1. Копица М. Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века пособие для учителя Архангельск, 2007.
  2. Город, хранимый Архангелом: приложение к образовательной программе по этнокультурному краеведению для учащихся 8-11 классов/ Т.В. Зайцева; Департамент образования мэрии Архангельска, - Архангельск, 2010.
  3. Мы любим тебя, Архангельск! Фотоальбом – путеводитель по памятникам истории и культуры и достопримечательностям Архангельска – Архангельск, 2009.
  4. Киприянов В. Все о Петре Великом. – Архангельск, 1992.
  5. Гостев И.М. Архангельская Новодвинская крепость: Краткая история (Буклет)/ Гос. бюджет.учреждение культуры Арханг. Обл. “Арханг. краевед.музей” - Архангельск. ООО “Новодвинка”, 2012.

Приложение 1

Задание 1

Сравните отрывки летописных известий о визитах Петра I в Архангельск и ответьте на вопросы:Когда Петр Первый посетил город? Где он побывал во время приезда? Что общего во всех визитах, а чем они отличаются?

Двинской летописец о первом визите Петра I в Архангельск.

1693.Великий государь к городу пришествовал 30-го числа в неделю 8-го часа дня стругами (струг – тип судна – сост.), изволил остановиться у Моисеева острова и обитать в новостроенных его царских светлицах. В пришествии мимо город Архангельской стрельба была.... В 4-е число (августа – сост.) изволил великий государь на яхте своей с лодьями и с немецкими кораблями путешествовать на Двинское устье, а начальных и чиновных людей изволил оставить до своего пришествия у города Архангельскаго, и ставился на якори и стоял до 6-го числа. Августа 6-го числа в неделю в праздник Преображения господня в 3-м часу дня государь на яхте своей с лодьями и кораблями немецкими изволил путешествовать на море ветром шелоником... оттоле возвратился, и прииде к городу Архангельскому 10 числа сего ж месяца во всяком здравии и благополучии, и стал яхтою своею на якоре ниже Архангельскаго мосту... Сентября 19-го во вторник великий государь изволил путешествовать от города Архангельскаго к Москве.

(Двинской летописец. Пространная редакция. ПСРЛ., т.33, Л., 1977, с.195-196)

Двинской летописец о втором визите Петра I в Архангельск.

1694. О пришествии втором великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всея России на Двину на Холмогоры и к Архангельскому городу. В лето 7202-е. Майя 17-го в первом на десять часу дня, то есть в праздник Вознесения господня, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея России шествовал с Москвы, а с Вологды на судах Двиною рекою, мимо Вавчугу. А с ним были бояре и всяких чинов люди, а на Холмогорах не был, а к Архангельскому городу прибыл на судах 18 числа тогожмаия в 8-м часу дня, и пристал против каменного немецкого гостиного двора у Англицкаго мосту.... в 13-й день июля государь и изволил путешествовать на море, и ходил за Святой Нос и далее седьми островов, и оттоле возвратился вспять.... В 26-день августа великий государь изволил от города Архангельского путешествовать к Москве.

(Двинской летописец. Пространная редакция. ПСРЛ. Т.33, Л.1977, с. 197)

Двинской летописец о третьем визите Петра I в Архангельск.

1702. О пришествии третьем великого государя и великого князя Петра Алексеевича всея России на Холмогоры и к Архангельскому. В лето 7210-е, от Р.Х. 1702-го. Майя 16-го великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея России приехал в лёгких шлюпках на Холмогоры. По литургии в соборе, был у преосвященного Афанасия архиепископа часа с полтора, и поехал к городу Архангельску, прибыл майя 17-го. С ним был государь царевичь Алексей Петрович и бояре, Преображенскаго и Семеновскаго полков по, баталиону. И по указу великого государя преосвященный архиепископ сего ж месяца, с 20-го числа поехал к городу на праздник святыя Троицы. И в тот праздник великий государь был в соборе и пел с певчими своими. Того ж июня 29 на праздник святых апостолов Петра и Павла на царское тезоименитство в новой крепости*** церковь построили и освятил преосвященный Афанасий архиепископ... И был великий государь и города Архангельскаго августа до 5-го, а с того числа изволил шествовать со всеми полками внутрь на кораблях****, и драгунский полк с ним же, который у города зимовал, взял с собою со всеми начальными людьми. И пришли в Нюхчу со всеми, и оттоль пошли сухим путём до Певенца, оттоле водою до Ладоги и до Слюшенбурга (речь идет о Нотебурге, расположенном на острове в истоке Невы из Ладожского озера - автор) и тот шведский город взяли храбро сильным приступом октября 11-го.

(Двинской летописец. Пространная редакция. ПСРЛ т.33, Л., 1977, с.201)


Приложение 2

Задание 2

Прочитайте документы о Соломбальской судоверфи и ответьте на вопросы: где строились русские корабли и чем они отличались от иностранных? Для чего были опрошены “корабельщики розных государств”? Почему именно этих государств?

Из описи стольника Г.А. Племянникова купеческих кораблей, построенных в Архангельске. 1701г.

А смотря вышеописанных шти (шести – автор.) кораблей, которые зделаны и на воду спущены, корабельщики розных государств – англинской Александр, Ротворт, из Анбуриса Фока Файлар, Галанской из Амстердама Класс Байс сказали, те де купецкие корабли, которые по имянномуево, великого государя указу строил у Архангельскаго города карабельного строения камисарЕлизарейИзбрант, против иных же их заморских торговых караблей, которые строят за морем в розных государствах, а за морем такие торговые карабли становятца по 11 тысяч и по 11 тысяч по 6 сот ефимков. Толко ж у них карабли делают за морем из дубового лесу. А торговые русские люди, холмогорские и города Архангельского бурмистры Карп Кустов, Логин Васильев с товарыщи сказали, что они морского хождения и цены тем вышеписанным караблям, во что которой стал, не знают, для того что они таким таким промыслом не промышляют. А деланы вышеписанные шесть караблей из соснового лес и стояли спущены на реке Двине ниже острова, на котором пилнаямелница, у деревни Сонбулы, а ныне те карабли для зимняго времени сведены на реку Маймаксу, которая течет из реки Двины особо на правую сторону. А опричь вышеписанных шти караблей, иных в строенье караблей лет.

(Цит. по:Ясински М.Э.. Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику. Т.I . С-Пб., 1998, , с.392)

Корнелий де Бруин о Соломбальской судоверфи. 1701г.

(К.де Бруин. Путешествие через Московию.)

Царь имеет прекрасное место для постройки кораблей в получасе от Архангельска на северо-запад от него; оно расположено очень приятно, вне большой дороги. Все корабли, приходящие в город и выходящие из него, проходят через него. Тут находятся много кораблей на якорях, поджидавших другие корабли, возвращающиеся на родину.

(Цит. по: Кротов П.А. Соломбальская судоверфь в начале XVIII столетия. \\ Архангельск в XVIII веке. С-Пб., 1997, с.75)


Приложение 3

Задание 3

Изучите инструкцию шведского короля Карла XII и ответьте на вопросы:Какие задачи он ставил перед шведскими офицерами? Почему особое внимание уделяется архангельской корабельной верфи?

Из инструкции шведского короля Карла XII офицерам, участвующим в экспедиции на Архангельск (март 1701г.)

Поскольку его королевское величество милостиво заблагорассудил снарядить некоторые свои фрегаты и другие пригодные суда для экспедиции в Северное море, то отправляемым офицерам надлежит руководствоваться следующими пунктами: <>

1 .[...] Самый старший капитан начальствует в звании командора; его королевское величество назначил на эту должность капитана Лёве...

2. Намереннием его королевского величества в связи с этой экспедицией является воспрепятствовать и пресечь всякую доставку контрабандных товаров его врагам, особенно в Архангельск, а также нанести русским ущерб в упомянутой местности и гавани любым возможным способом. <...>

4. Следует также приложить всяческое старание к тому, чтобы войти в Архангельскую гавань, если это будет найдено безопасным, прежде чем какие-либо корабли иностранных купцов или некоторое их число зайдут туда; поджечь город и русские корабли и суда, разорить, разрушить и уничтожить, захватить и забрать, по военному обычаю, всё, что можно. Это, полагаем, с помощью Божьей может быть успешно исполнено при благоприятной погоде и ветре, если неожиданно под английским и голландским флагами напасть на русских, тем более, что как говорят, в этом месте нет серьёзного сопротивления со стороны прочего люда не приходится опасаться из-за его страха и трусости.

6. Поскольку говорят, что царь имеет в Архангельске корабельную верфь и на ней строится несколько кораблей, то следует употребить всяческие старания для совершенного разрушения и испепеления их со всею верфью, а также разбора всех складов и кладовых со смолой и дёгтем.

(Цит. по: Тревожные годы Архангельска. 1701-1721гг. отв. Ред. Ю.Н.Беспятых. Архангельск, 1993, с.313-314)


Приложение 4

Задание 4

Внимательно прочитайте документ и восстановите хронологическую последовательность событий Новодвинского сражения 25 июня 1701 года. Определите социальное положение Ивана Седунова.Попытайтесь объяснить значение терминов и устаревших слов, встречающихся в отрывке.

Расспросная двинского бобылка Ивана Ермолина сына Седунова (1701г. 26 июня)

1701 году Июня в 26 день у Архангельского города в приказную палату мне. Холопу твоему, объявился выходец Двинского уезда Ивашко Ермолин сын Седунов, который взят был в полон с товарищи своими работными людьми с монастырской лодьи на свейские воровские корабли, и я... Ивашко Седунова велел перед собой со всяким подлинным известием накрепко, и он, Ивашко, распрашиван, а что он в расспросе сказал, и те расспросные речи за рукой з Двины к тебе, великому государю, к Москве послал я.

Родом Двинского уезда, Низовского стану, волости Мудьюжской, беспахотныйбобылёк. Зовут де его Ивашком Ермолинын сын Седуновых...Кормился всякими морскими отъезжими промыслы. И в нынешнем-де 1701г. в мае месяце, покрутясь он, Ивашко, Никольского Корельского монастыря у игумена з братией на промышленную их мурманскую лодью идти с работными людьми с покрученики кормщиком на мурманской рыбей палтусей и тресковный промыслы...И июня в 15 день в середине дня увидели <они>... далече в море корованомидит семь кораблей болших и малых. И нашед на них ... на лодью их с моря с коровану небольшой корабль с шнякою к лодьи их пришёл... Приехали с ружьём, и, взял палки, учали их бить и говорили, чтоб они на лодьиздняв парус и шли с кораблем их, в котором к ним пришли вместе в корован ... И в корован де пришед, с лодьиево Ивашка с покрученики всего 27 человек взяли на корабли и развели по караулом в рознь. А с лодьи де всякие казённые хлебные запасы и съестные припасы и мурманские заводы и снасти лодейные с лодьи всё погребя, поносили к себе всё на карабли. А Лодейное дерево на острову всё сожгли без остатка (на о.Сосновец – автор.). И на караблиде будучи... учали они, иноземцы, спрашивать с пристрастием и бить и мучить, чтоб они, Ивашко с товарищи, указали им с моря в Двину – реку устье, чтоб им теми караблями можно было дойти до Архангельсково города, потому они иноземцы свейские и Архангельский город идут воевать и разорять. Он де им в том много годы отпирался, что в устьях корабельных ходу не знает... И дознались де они, иноземцы, от покрученниковево, Ивашковых, что он лодейный кормщик и муча де ево, Ивашка,всячески и саблею над головою ево стояли многажды и с карабля на веревки в воду дважды бросали. И не могя де он, Ивашко, таких многих мук стерпеть, дал иноземскимих начальным людем слово, что он караблями Двинское березовское устье до речки Малой Двинки, где строят крепость, проведёт. И за то его, Ивашка, поили они вином. А у самого у него, Ивашка, была мысль такая, что весть их в устье, посадить на мель. И по тому де ево, Ивашкову, слову корованом те вышепомянутые воровские 7 кораблей свейских над Березовское устье надЯмище морем сего же июня 25-му числу ввечеру пришли. И в устье к ночи сии иноземические начальные люди не пошли. И увидев де скараулу тогда же в ноче с Мудьюжскому острову, капитан солдатцкой Микула Крыковссолдаты и знаменны и з барабаны приехал к тем караблям для проведывания вестей и спрошал, что те за карабли. И они ему с караблей сказали: “Англинские торговые, идут к Городу для торговли <...>.” И он де, капитан Микула, пришёл на карабль с солдаты, а солдат с ним было 15 человек. И они ж иноземцы – свияне, приняв их, подчивали. И как де он, Ивашко, сказал ему, капитану и солдатам, что те караблисвейские, воровские, идит на Архангельский город войною... И слыша де то, капитан Микула учал от них отходить и отпрашиваться, И они де, иноземцы, иво капитана удержали с солдаты и с карабля не спустили и отдали их всех за караул. А ныне де они, капитан и солдаты, живы ли побиты, того он, Ивашко, не знает. И назавтрея июня в 25 день, как пособая тишина с моря караблям воровским потянула, и в то время наряда те воровские свейские люди начальные два фрегаты да яхту под французским знаменем, а фрегаты оба под англинским знаменны в Двинское Березовское устье к Новой крепости... отпустили войною, а его, Ивашко, взяли с собою вожемпоневоли за страхом смертным. А остальные 4 корабля остались в том месте над Ямищем. И ввел де он, Ивашко, те вышеописанные воровские свейские два фрегаты и яхту с воинскими людьми и припасы с моря в Двинское Березовкое устье. И не пошед с Малой Двинки – речки, где строитца крепость, полуверсте те фрегаты да яхту сона мель посадил, а фрегату де же от тех фрегата да яхты приотстался, потому что от них шел одаль. И как де из Новой крепости из городков земляных опор государевы люди чинить и по фрегатам ис пушек учали, и толмача де Митку Попова свияне, который с ним был в полону, ис фузей дробью убили, а его де, Ивашко, ранили ж дробью. И от частого стрелянья з государевых городков судно фрегаты воинских людей иноземцов, на котором он, Ивашко, вожем был, збили, а его, Ивашко, остали на той фрегаты одного, чаяли, что ево дробью ис фузей убили. И оставши, он, Ивашко, без них, иноземцев, с карабля, бросясь в воду, переплыл и на берег, а с берегу пришел в государев горордок к начальным людем. А из городка ево, Ивашка, начальные люди отослали к Архангельску городу в приказную.

(Цит. по: Коньков Н.Л. Новый документ о Новодвинском сражении 25 июня 1701 года // Летопись Севера. М., 1975, т.VII, с.181-183)