Технологическая карта открытого учебного занятия по ОБЖ «Выбор пути: безопасная дорога в школу»

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Актуальность использования средств ИКТ Визуализация изучаемых явлений, обработка умений и навыков с помощью интерактивных тренажёров.
Продолжительность урока 45 минут
Класс 5
Место урока в системе уроков данного раздела: 2 урок в разделе “Безопасность”
Тип урока: Урок изучения нового материала с первичным закреплением знаний
Вид урока: Мультимедиа урок
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информацию безопасном поведении детей на дороге.
Цели урока по содержанию: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях;

создать условия для усвоения и первичного закрепления нового учебного материала, через самостоятельную, творческую деятельность обучающихся;

создать условия для воспитания культуры общения, умения слушать, работать в группах, развития самостоятельности, ответственности каждого за полученный результат.

Задачи урока:

Обучающие:

систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах;

формировать конкретные навыки и модели поведения в ситуациях на дорогах и общественном транспорте;

способствовать расширению у детей интереса к знаниям Правил дорожного движения через смекалку, фантазию, эрудицию;

развивать умение логически рассуждать и делать выводы из ситуаций на дорогах и в общественном транспорте

Развивающие: развивать навыки умения  записывать схемы маршрута;

развивать умение работать в коллективе - генерировать идеи, оценивать действия партнёра, черпать от товарищей вдохновение, проявляя самостоятельное мышление, способность выражать свои мысли, вступать в диалог.

Воспитательные: развивать у обучающихся умения выделять главное в изученном материале, умение сравнивать, обобщать, систематизировать;

создать условия для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира;

формировать “умение учиться”;

развивать мышление, способности четко формулировать свои мысли.

Вид используемых на уроке средств ИКТ компьютер,
мультимедийный проектор,
видеоматериалы,
экран.
Форма занятия Урок-поиск
Форма организации деятельности обучающихся работа в группах,
фронтальная.
Оснащение занятия плакаты по ПДД,
макеты дорожных знаков,
магнитно-маркерная доска по ПДД,
макет “Схема маршрута”.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Организационный этап (2 мин) УУД Ресурсы
Цель этапа Проверка полной готовности к занятию
Деятельность учителя Приветствие обучающихся, проверка готовности присутствующих к занятию.

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения, безопасном поведении на дорогах и улицах поселка или города, вы готовы?

Чтобы обеспечить свою безопасность на дорогах и улицах, человеку необходимо знать правила дорожного движения. Но не только знать, а важно еще и соблюдать их.

Класс разбивается на 3 группы (по 5–6 человек). В каждой группе назначается командир-консультант, который следит за правильностью выполнения задания.

Я поделил вас на три творческие группы: красные, желтые и зеленые. В ходе нашего занятия попытаемся определить, какая команда лучше знает ПДД.

Личностные УУД. (смыслообразование).

Регулятивные УУД.

(оценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД.(планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками)

 
Деятельность обучающихся Проверяют наличие тетрадей, ручек; выключают мобильные устройства.

Готовятся к восприятию информации:

Знакомятся с раздаточным материалом, планом занятия.

II. Объявление темы учебного занятия, его цели и задачи (4 мин)
Цель этапа Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
Деятельность учителя Активизация познавательной деятельности:

Ребята! Многие из вас живут достаточно далеко от школы и вынуждены пользоваться общественным транспортом, переходить оживленную проезжую часть.

Если младших школьников сопровождают родители, то вы преодолеваете этот путь самостоятельно. Для снижения риска детского травматизма и предупреждения опасных ситуаций наверняка, с вами ваши родители вели разговор.

Основополагающий вопрос: Как выбрать безопасную дорогу в школу?

Познавательные УУД.

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущем уроке.

Коммуникативные УУД.

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника,

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД.

Уметь планировать свое действие в соответствии поставленной задачи.

ЭОР Ребус
Проблемные вопросы

В каком районе поселка находится твоя школа?

  • Где находится твой дом?
  • Как дойти от дома до школы?
  • Надо ли переходить дорогу?
  • Где безопаснее перейти дорогу?

Предлагает разгадать ребус.

Каждой группе выданы карточки-задания. Ваша задача: в ходе обсуждения найти правильное решение. Приложение 1

Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока. Объявляются тема, задачи и план занятия.

   
Деятельность обучающихся Слушают учителя, перерабатывают информацию, отвечают на поставленные учителем вопросы, разгадывают ребус, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

В тетрадях записывают дату, тему и план занятия.

III. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся.(10 мин)
Цель этапа Сохранить активность обучающихся и подчеркнуть важность знаний предыдущего раздела для изучения настоящей темы “Выбор пути: безопасная дорога в школу”
Деятельность учителя На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с правилами дорожного движения.

Давайте вспомним:

1. Что такое улица?

2. Что такое проезжая часть?

3. Как можно переходить проезжую часть?

4. Как переходить проезжую часть, если есть светофор?

5. Как переходить проезжую часть, если нет светофора?

Устный фронтальный опрос по пройденной теме (электронное тестирование): Презентация.

Работа обучающихся с электронной игрой “Дорога в школу”:

Приложение 3.

Ответы ребят комментируются и оцениваются.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (свой - чужой), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ЭОР

Электронный тест

Электронная игра

Деятельность обучающихся Отвечают на вопросы, дополняя друг друга.

Работают с электронной игрой.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (9 мин)
Цель этапа Реализация замысла - непосредственная работа с информацией, развитие критического мышления. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Задача этапа На “мини-улице”: при помощи предложенной разметки показать уровень сформированности, компетентности поведения на дороге, объяснить начертание разметки, с помощью инерционной машины показать путь “водителя” по дороге, соблюдая все правила движения.
Деятельность учителя На столах учащихся находятся надувные шары чёрного цвета. На счет 1, 2, 3, воспользовавшись булавкой, прокалывают эти шары. Из шаров выпадает лист бумаги с информацией о дидактической игре “Водитель и пешеход”. Приложение 4.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Водитель и пешеход”, используя магнитно-маркерную доску.

Во вступительной беседе напоминает ученикам о понятии “дорожная разметка”, и объясняет, что она собой представляет и для чего служит.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь анализировать и исправлять

Текстовый материал дидактической игры “Водитель и пешеход”
Учитель делит группы на 2 подгруппы.

Первая подгруппа – пешеходы, другая – водители.

Задача водителей – проехать на автобусе по городу до магазина, цирка и спортивного комплекса, соблюдая все правила.

Задача пешехода – отсортировать знаки на “складе” и расставить их по заданному маршруту.

Затем, учитель предлагает группам на игровых автомобилях “проехать” по маршрутам: дом- магазин, дом - спорткомплекс, дом - цирк. Приложение 5.

Учитель совместно с детьми отрабатывает движение транспортных средств и пешеходов на перекрестке.

В ходе игры учитель исправляет и объясняет допущенные ошибки.

ошибки.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в предложенном тексте, находить нужную информацию.

 

 

Макет-схема маршрута

Деятельность обучающихся Прокалывают булавками чёрные воздушные шары.

Забирают листы с информацией о дидактической игре “Водитель и пешеход”.

Осваивают информацию, используя предложенные учителем активные методы работы.

Учащиеся участвуют в распределении ролей.

Учащиеся обращаются к “Словарику юного технолога” и изучают определение нового понятия: “Маршрут - путь следования” (Это путь от одной точки до другой.)

Обучающиеся сообща обсуждают, как нужно передвигаться по заданным маршрутам не нарушая предписания знаков, сигналов светофора, дорожной разметки и добраться до указанного пункта без ошибок.

Команды защищают “законы” безопасного дорожного движения, которые они получили после прохождения всех этапов игры.

V. Этап первичной проверки понимания изученного. (8 мин)
Цель этапа Выявить уровень понимания изученного.

Обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в школу и из школы.

Повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно.

Задача этапа Выбрать безопасный маршрут движения до школы. Привести доказательства его безопасности.
Деятельность учителя Работа над заданием “Маршрут дом - школа”.

Приложение.

На листе бумаги карандашом учащиеся должны начертить план местности и проложить свой маршрут от дома до школы.

Учитель советует детям сначала обозначить дороги (трассы), затем крупные объекты (свой дом, школу, близлежащие дома), а потом выделить небольшие объекты. Затем необходимо

начертить сам маршрут. На схеме, используя зелёный и красный маркеры, следует указать:

  • наиболее безопасный и приемлемый путь;
  • отметить наиболее опасные участки на маршруте.

После того как учащиеся нарисуют свой маршрут, они демонстрируют работы, рассказывают, как они доходят до школы, сколько дорог переходят, является ли выбранный ими маршрут наиболее безопасным, объясняют почему, какие дорожные знаки им встречаются по пути.

Затем учитель обсуждает с детьми, какими условными знаками им нужно пользоваться при составлении маршрута.

Составляет таблицу, в левой колонке которой перечислены объекты, а в правой - даны эскизы (схематические изображения) условных знаков. Данной таблицей учащиеся будут пользоваться при выполнении задания по разработке своего маршрута.

   
Деятельность обучающихся Учащиеся рисуют план местности и схему маршрута “дом – школа”.

На листе бумаги, красным маркером, выделяют опасные участки.

VI. Этап закрепления изученного.(5 мин)
Цель этапа Закрепление полученных знаний  для  самостоятельной  работы  с  новым  материалом.Проверить своё умение применять алгоритм составления схемы на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки
Деятельность учителя Учитель совместно с детьми переходит к обсуждению одного из маршрутов. Предлагает показать какой, по их мнению, самый безопасный маршрут. Просит объяснить, почему они считают отмеченный участок опасным, просит ответить на вопросы:

Какие знаки дорожного движения встречаются на пути? (Пешеходный переход.)

Сколько дорог нужно перейти тебе, чтобы прийти в школу? (Одну.)

Личностные УУД.

(самоопрделение).

Регулятивные УУД.

Уметь находить нужную информацию.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли

в устной форме, отвечать на

Схема безопасного маршрута движения

“Дом-школа-дом”

Что располагается около твоего дома? (Парковка машин, детская площадка.)

Что обозначают деревья на плане? (Аллею.)

Что находится во дворе школы? (Стадион, клумбы.)

Как обозначены дома на схеме? (Прямоугольник с полосками или маленькими квадратами - окнами.)

Учитель показывает свой вариант маршрута, на котором показан безопасный маршрут движения в школу. Приложение 6.

вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Личностные УУД.

Самоопределение.

 
Деятельность обучающихся Учащиеся подробно разбирают маршрут от дома до школы, отвечают на вопросы и сверяют свой маршрут с маршрутом учителя.
VII. Физкультминутка (1 мин)
Цель этапа Научить выполнять комплекс дыхательной гимнастики.
Деятельность учителя Обучает комплексу дыхательной гимнастики на личном примере. Познавательные УУД.

Уметь выполнять действия по алгоритму.

 
Деятельность обучающихся Выполняют комплекс дыхательной гимнастики.
VIII. Информация о домашнем задании (2 мин)
Цель этапа Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.
Деятельность учителя Поясняет домашнее задание.

Учитель предлагает учащимся, совместно с родителями составить свой индивидуальный, безопасный маршрут “Дом – школа – дом”

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому обозначать надо основные и понятные ориентиры (строения,

дороги, зеленые насаждения и т.п.), надписи должны выполняться четко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами: проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки, разметка. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками,

обозначающими направление движения), должны быть обозначены все основные пути движения к школе (и обратно), от ближайших

остановок общественного транспорта и мест проживания.

Познавательные УУД.

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

 
На этом же листе ниже нужно написать:
  • номер домашнего и мобильного телефона ребёнка;
  • примерное время, которое ребенок затрачивает на дорогу от школы до дома;
  • фамилию, имя, отчество и контактные телефоны родителей;
  • время, когда у школьника заканчиваются занятия (по дням недели).
   
Деятельность обучающихся Слушают пояснения к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

IХ. Этап подведения итогов учебного занятия (2 мин)
Цель этапа Оценка деятельности командиров-консультантов, групп и обучающихся на занятии. Подчеркнуть важность участия каждого в творческом процессе при изучении новой темы. Подведение общих итогов, в том числе ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели? Решены ли поставленные задачи?
Деятельность учителя Беседует, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу  урока.

Акцентирует внимание на конечных  результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Выставляет оценки, комментирует их.

Регулятивные УУД.

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности

(“Что сделано?”).

Коммуникативные УУД.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь анализировать и исправлять ошибки.

Личностные УУД.

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 
Деятельность обучающихся Командиры-консультанты подводят общие итоги, в том числе ответили мы или нет на вопросы, поставленные в начале урока?
Деятельность учителя Оценка деятельности групп, командиров-консультантов и обучающихся в целом и индивидуально.

А именно их: организованность, готовность прийти на помощь, способность к диалогу, умение находить решения проблем, умение работать с разными источниками информации, осознание последствий профессиональной деятельности на окружающих, умение оценивать результаты своего труда.

Выставление оценок. Награждение лучшего командира (по мнению учителя)

Благодарит учащихся за урок.

Во время презентации учитель раздавал детям памятки юного пешехода, закладки и светоотражающие фликеры, предоставленные Управлением ГИБДД района.

Деятельность обучающихся Командиры-консультанты и члены групп делают выводы, делятся впечатлениями о совместной работе, о результатах своей деятельности, о выполнении задач, поставленных в начале занятия.
Х. Этап рефлексии. (2 мин)
Цель этапа Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся
Деятельность учителя Нарисуйте в тетрадях маленькие кружочки и закрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению.
  • Красный – мне было очень трудно.
  • Желтый – мне было не интересно.
  • Зеленый – мне было интересно и понятно
Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

 
Деятельность обучающихся Выражают отношение к уроку.
Деятельность учителя На этом наше занятие закончено, молодцы, со всеми заданиями справились. Наши ЮИДовцы подготовили для вас буклет по Правилам дорожного движения. (Учитель раздает буклеты)Приложение 7.   Буклет