Формирование физического мышления в классах углубленного изучения физики

Разделы: Физика


Достаточно часто сталкиваюсь с утверждением, что переход к сдаче ЕГЭ по физике отрицательно сказывается на качестве подготовки выпускников, приводит к выхолащиванию предмета, замене традиционной системы преподавания натаскиванием. Это далеко не так. Среди всех учебных дисциплин физика занимает особое место, опытный педагог знает, что “натаскать” по физике практически невозможно, достаточно заменить одно слово в условии задачи, и она будет решаться иначе. Успешное овладение ее основами предполагает формирование особого физического мышления, позволяющего логически обосновывать, рассуждать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Несомненно, этого нельзя добиться за два года обучения в профильном классе, учитель формирует свою систему, позволяющую получать достойный конечный результат.

У каждого педагога есть множество “секретов” работы в этом направлении, я поделюсь некоторыми из них.

“Секрет первый”: ведущая роль при изучении и закреплении темы должна отводиться системе подбора вопросов и задач. Избегаю заданий, требующих репродуктивного воспроизведения знаний. В этом отношении великолепным подспорьем являются рабочие тетради к учебникам издательства “Вентана- Граф” авторов А.В.Грачева, В.А.Погожева, П.Ю.Бокова и Е.А. Вишняковой. Удачно подобранная система заданий к каждому параграфу не просто заставляет детей мыслить, но и является начальным этапом подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по физике. Например, используя рисунок, ученикам предлагают выбрать более нагретое тело, такое же задание, но с более усложненным рисунком, содержится в КИМах. В этих же пособиях вводятся алгоритмы решения задач, например, на расчет количества теплоты при теплообмене. Ни в одном из традиционных пособий для учащихся мы этого не встретим.

“Секрет второй”: лабораторные работы должны носить творческо-исследовательский характер, вызывать неподдельный интерес детей. Именно такие работы Вы найдете в учебниках издательства “Вентана-Граф”. Пожалуй, впервые мои десятиклассники, закончив выполнение работы “Определение высоты подъема тела, брошенного вертикально вверх”, попросили разрешения продолжить эксперимент, добиваясь максимального увеличения высоты подъема снаряда, а восьмиклассники уточнили, сколько графиков зависимости температуры тел от времени наблюдения нужно построить и бурно спорили между собой, каким должен быть вид графика.

“Секрет третий”: не допускать односложных ответов учеников, тем самым формируя не только физическое мышление, но и красивую “физическую” речь.

“Секрет четвертый”: для учителя физики большой проблемой является несоответствие содержания КИМов ЕГЭ и задач, предлагаемых в традиционных задачниках. С 2010 ПО 2013 год я апробировала учебные пособия серии “Физика 7-9” издательства “Вентана–Граф” и уже второй год в классах углубленного изучения преподаю по учебникам тех же авторов.

Отзывы о них самые восторженные, потому что большая часть задач высокого уровня сложности, предлагаемых на ЕГЭ разбирается в текстах самих параграфов. Детей подкупает доступность изложения, подробность и вместе с тем научность и четкость подачи материала. Авторы избегают общих рассуждений, которые так не любят ученики. Мои прошлогодние выпускники, поступившие в самые престижные Вузы страны, вспоминают свой учебник с благодарностью.

“Секрет пятый”: никогда не навязывать свою точку зрения. Ученик приводит свое решение задачи, я показываю детям свой вариант и предлагаю выбрать то решение, которое им больше нравится. Не беда, что, как правило, ученики отдают предпочтение моему варианту: педагог более опытен, он идет по пути оптимальности. Но сколько радости бывает у ребенка, когда он слышит, что его решение было оригинальным и интересным. И, может быть, ряды моих выпускников пополнит еще один талантливый и успешный человек.