Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками, решающее задачи пропедевтики проектных умений

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Логопедия, Коррекционная педагогика


Образовательная цель: Развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционного-развивающие:

  • Совершенствовать навыки детей самостоятельно составлять рассказ с опорой на картинно-графический план (мнемотехника) и предложенный заголовок.
  • Формировать навык связности, полноты, непрерывности рассказывания.
  • Закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.

Образовательные задачи:

  • Расширять и уточнять представления детей о живой природе, развивать познавательную активность.
  • Закреплять представления о смене времён года, их основных признаках.
  • Закреплять знания названий месяцев.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе; развивать способности видеть прекрасное в разном времени года.

Пропедевтика проектных умений:

  1. Пропедевтика понятия «план».
  2. Формирование способностей логического мышления (умения у дошкольников работать с картинно-графической информацией: воспринимать, анализировать, синтезировать).
  3. Формирование представлений о сотрудничестве с детьми в группе и педагогом.
  4. Формирование способностей предъявлять результат совей работы.
  5. Пропедевтика понятия «рефлексия».

Продолжительность проекта: краткосрочный (30 минут ОД в подготовительной группе).

Форма организации ОД:

Непосредственно образовательная деятельность:

  • фронтальная форма организации;
  • подгрупповая работа по предложенному плану.

Проблемная ситуация:

  • Письмо Фреда: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фрэд. Я живу в Африке, где целый год жарко. Я узнал, что в вашей стране 4 времени года и все они разные. Я очень хочу узнать о ваших временах года, ведь это так интересно!»

Цель деятельности:

  • Составить рассказ для Фреда о временах года (каждая подгруппа о своём времени года) с опорой на план, состоящий из картинок.

План деятельности:

  1. Выбрать из предложенных картинок, только те, которые относятся к определённому времени года.
  2. Распределить между участниками подгруппы картинки. (Ребёнок составляет ту часть рассказа, которая соответствует выбранным картинкам – признакам времени года).
  3. Подготовить рассказ по схеме.

Ход урока

Содержание ОД На пропедевтику каких проектных умений нацелена ОД

1. Организационный момент, предъявление проблемной ситуации

Педагог демонстрирует детям письмо от мальчика Фреда и зачитывает, что в нём написано. Фред спрашивает о наших временах года.

Педагог спрашивает детей:

«Это проблемная ситуация? Как мы можем помочь Фреду узнать о наших временах года?»

Пропедевтика предъявления проблемной ситуации.

2. Совместно с детьми педагог формулирует цель проекта: «Нам нужно составить рассказ о временах года»

При ведущей роли педагога формулируется цель проекта – это пропедевтика целеполагания.

3. Объяснение задания

В качестве основы для составления рассказа, детям даётся схема описания времени года. Каждой подгруппе по жребию достаётся одно время года – это и будет название рассказа.

Предоставленный педагогом план будет пропедевтикой понятия «план».

4. Организация деятельности детей (подгрупп)

  1. Необходимо заполнить схему карточками-признаками времён года в соответствии с заданным условием. Выбор делается из многообразия карточек-признаков.
  2. Распределить между участниками подгруппы картинки. (Каждый ребёнок составляет ту часть рассказа, которая соответствует выбранным картинкам /признакам времени года).
  3. В конце ОД подгруппы демонстрируют свою схему, заполненную картинками и представляют свои рассказы.

 

5. Работа групп

  • Дети совместно перебирают предложенные картинки и выбирают только те, которые относятся к условию.
  • Договариваются кто и про какой признак времени года будет рассказывать.
  • При необходимости дети обращаются за помощью к взрослому или педагог сам предлагает свою помощь.

Восприятие, анализ, синтез картинно-графической информации – это пропедевтика способностей логического мышления;

Совместная работа в группе, распределение работы между членами группы – это пропедевтика формирования представлений о сотрудничестве в группе с детьми и педагогом.

6. Предъявление результата:

  • показ схемы, заполненной картинками-признаками;
  • поочерёдный пересказ составленного детьми подгруппы рассказа.

Формирование способностей показывать результат своей работы – это пропедевтика предъявления результата своей работы.

7. Рефлексия. Анализ работы подгрупп. Поощрение.

Педагог: «Сейчас мы будем рефлексировать».

Вопросы участникам подгруппы: «Какие были трудности? Как их решали? Понравилось работать вместе? Почему?»

Вопросы другим детям: «Вам понравились рассказы друзей? Почему?»

Соединение понятия «рефлексия» с проведением рефлексии.

Пропедевтика рефлексивных умений.

Приложение – презентация со схемами описания времён года.

Список используемой литературы:

  1. Пахомова Н.Ю Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. –112 с. (Метод. биб-ка)
  2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: альбом дошкольника. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – Издательство: Гном и Д, 2005, 2001.