Дидактическая игра "Дерзновению подобно"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Дидактическая командная игра “Дерзновению подобно” проведена в декабре 2015 года в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта “Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников ” в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения.

Идея игры: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия.

Слова “Дерзновению подобно” были помещены на медали, выпущенной в 1770 году по случаю доставки монолита скалы – Гром-камня для пьедестала памятника Петру Первому – Медного всадника. Их можно отнести и в целом к Петербургу. Один из критериев, в соответствии с которым “Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников” был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, отвечает требованиям – шедевр человеческого гения.

Игра выполнена на основе шаблона Колесо фортуны. Автор шаблона - Г.О. Аствацатуров. Шаблон размещен в открытом доступе [1].

Описание ресурса

  • Презентация PowerPoint2003 состоит из 27 слайдов:
  • слайд 1 – титульный;
  • слайды 2-5 содержат информацию о Санкт-Петербурге как объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО;

Рисунок 1

- слайд 6 – ссылка на видеоролик Код Петербурга [8], созданный по случаю юбилея, его использование призвано эмоционально подготовить и настроить участников игры;

- слайд 7 - главное меню игры. Чтобы выбрать вопрос, нужно щелкнуть по кругу в центре барабана, барабан начнет вращаться, после остановки барабана его стрелка укажет на круг, меняющий цвет и одновременно являющийся гиперссылкой, по которой осуществляется переход к вопросу;

Рисунок 2

- слайды 8 – 23 – вопросы и ответы игры. Ответ на вопрос появляется при щелчке по тексту вопроса (текст вопроса настроен как кнопка-триггер). Переход в меню игры – к барабану, происходит при помощи управляющих кнопок;

- слайд 24 – рефлексия,

- слайды 25 – 27 – ссылки на использованные в презентации графические объекты и информационные источники.

Участники игры

- 2-3 команды по 5 человек, ведущий, помощники ведущего, хранитель времени, жюри – 3 человека.

Ход игры

После вступительного слова ведущего и просмотра видеоролика “Код Петербурга” начинается непосредственно игра.

Ведущий озвучивает состав команд, сформированных случайным образом из числа участников, подавших заявки. По факту проведения игры участниками команд были представители разных школ. Помощники ведущего помогают участникам познакомиться: первый член команды называет свое имя, следующий повторяет имя предыдущего игрока и свое и т.д.

Сформированные команды придумывают название команды.

После озвучивания вопроса команды в течение полутора минут обсуждают вопрос и записывают краткий ответ на карточке [Приложение 1], после чего карточки собирают помощники ведущего и передают их жюри. Это правило относится к вопросам 1-15, ответ на вопрос 16 каждая команда озвучивает устно (вопрос, подводящий итоги игры).

За соблюдением времени обсуждения следит хранитель времени. Жюри оперативно ведет подсчет баллов в соответствии с разработанными критериями [Приложение 2] и заполняет Лист итогов [Приложение 3]. Ведущий демонстрирует правильные ответы, все ответы сопровождаются визуализацией.

Вопросы и ответы викторины

1) Что объединяет Святого Петра, Санкт-Петербург, и петрографию (науку о камнях)?

Ответ: Санкт-Петербург назван в честь Святого Петра, имя Петр в переводе с греческого – “камень”. Дополнительная информация: Именно каменное строительство отличало Петербург от других городов России. В 1712 году, когда столица России была перенесена в Петербург, девизом новогоднего праздника стали слова: “Бог, укрепи камень сей” [19, c.7].

2) Многие медики утверждают, что именно в Санкт-Петербурге на улице Миллионной лучше всего изучать мышечную систему человека. Назовите учебное пособие с улицы Миллионной [2] .

Ответ: Атланты Нового Эрмитажа - пятиметровой высоты изваяния из гранитных монолитов

3)

Слава Богу, стрелять перестали:
Ни минуты мы нынче не спали,
И едва ли кто в городе спал:
Ночью пушечный гром грохотал,
Не до сна! Вся столица молилась,
Н.А. Некрасов

По какому поводу грохотали пушки? И о чем вся столица молилась? Продолжите (предложите) недостающую строчку.

Ответ: Грохот пушек предупреждал об угрозе наводнения, недостающая строка – “Чтоб Нева в берега воротилась”.

4) Ныне этот мост является одним из символов Петербурга. В XIX веке он уже носил звучное имя, но неофициально его называли мостом биржевиков. О каком мосте идет речь, как объяснить его названия?

Ответ: Дворцовый мост (в XIX веке – плашкоутный мост, с 1916 - постоянный). Название Дворцовый мост получил из-за соседства с Зимним дворцом и Дворцовой набережной, мост биржевиков, так как на стрелке Васильевского острова находился петербургский порт и по Дворцовому мосту грузы доставлялись в разные концы города.

5) Джакомо Кваренги, видя этот храм, неизменно восклицал: “Вот это церковь!” - и непременно снимал шляпу.

Этот храм был любимым детищем Бартоломео Франческо Растрелли, однако довести строительство до конца ему не удалось, в XIX веке собор достраивался под руководством В.П. Стасова.

М.В. Ломоносов оставил об этом сооружении такие строки:

“...Меж бисерными облаками сияют злато и лазурь”

О каком соборе идет речь?

Ответ: Смоленский собор.

6)

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг —
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме; ну так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идешь...
О. Мандельштам

О каком храме идет речь? Кого автор называет “русским в Риме”?

Ответ: О Казанском Соборе, русский в Риме – А.Н. Воронихин. Павел I намеревался “повторить” в Петербурге Собор Святого Петра в Риме.

7) Теофиль Готье: “...это самое значительное религиозное здание, построенное в этом веке.

Оно делает честь архитектору ..., которому удалось довести его строительство до конца, да еще за такое малое количество лет” [19,с.175].

Слова “малое количество лет” можно воспринять с некоторой долей иронии.

О каком известном архитектурном памятнике идет речь? Кто автор этого “долгостроя”?

Ответ: Исаакиевский собор, О. Монферран, храм строился в течение 40 лет (1818-1858).

8) О какой площади в Петербурге можно сказать: побывав в зданиях, окружающих ее, можно познакомиться чуть ли не со всеми видами искусств: скульптурой, живописью, музыкой, опереттой, оперой, балетом, народными ремеслами?

Ответ:  Площадь искусств (до 1918 года – Михайловская площадь), между Итальянской и Инженерной улицами, созданная по проекту Карла Росси. На этой площади расположены Русский музей, Филармония имени Д.Шостаковича, Малый театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского, Театр музыкальной комедии, Музей этнографии. В центре площади в 1957 году был открыт памятник А.С.Пушкину работы скульптора М.К. Аникушина.

9)

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота - не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?
О. Мандельштам

Облик какого здания воссоздает поэт в этих строках? О какой пятой стихии говорится в стихотворении?

Ответ: Адмиралтейство, пятая стихия – рукотворная – красота, созданная человеческим гением.

10) Именем какого острова названы дворец, театр, проспект, мост?

Ответ: Названия этих сооружений и проспекта связаны с Каменным островом.

11) За свою историю это здание неоднократно меняло свой цвет. Первоначально оно было охристо-желтым, потом - терракотовым, красным, серым... Сегодня у него изумрудно-голубоватый оттенок. О каком здании идет речь? [19, 130].

Ответ: Зимний дворец.

12)

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами...
А.С. Пушкин

О каком дворце идет речь? Кто назван тираном, Калигулой?

Ответ: Михайловский замок, Павел I.

13) Перед вами фотография столетней давности. Какое место в Петербурге на ней увековечено?

Ответ: Аничков мост.

14) Проезд между колоннами стерегут древнерусские витязи в боевых доспехах, над величественной аркой рвется в небо колесница, запряженная шестеркой вздыбленных коней. В колеснице возвышается фигура богини Славы. К какому объекту относится приведенное описание?

Ответ: Нарвские ворота.

15) Где застало пушкинского Евгения из поэмы “Медный всадник” наводнение? Что это за дом, на сторожевом льве которого сидел Евгений?

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный Евгений...

Ответ: Петрова площадь – Сенатская площадь, сторожевые львы – у дома А.Я. Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте близ Исаакиевского собора [19, 346-347] .

16) Объясните смысл афоризма Л.Н. Гумилева: “Истоки настоящего и даже будущего таятся в недрах прошлого”.

Возможный ответ: Незнание прошлого губительно для настоящего и будущего.

В заключение игры приводятся слова Д.С. Лихачева: “Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают ...Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего” [9].

Жюри подводит итоги, награждает участников.

Информационные источники

  1. Аствацатуров Г.О. Шаблон игры Колесо фортуны Викторина о Петербурге
  2. Глинка М. Перьвому – вторая // Историк. Журнал об актуальном прошлом
  3. Глоссарий всемирного наследия
  4. Исторический центр Петербурга и группы памятников связанных с ним Каменноостровский дворец
  5. Кирцидели Ю.И., Левина Н.Р. Мой город Санкт-Петербург – СПб: Паритет, 2007
  6. Код Петербурга (видеофайл)
  7. Лихачев Д.С. Письма к молодым читателям. Письмо сороковое. О памяти
  8. Мандельштам О. На площадь выбежав, свободен
  9. Наводнения. Санкт-Петербург. Энциклопедия
  10. Некрасов Н.А. О погоде
  11. Описание медали “Дерзновению подобно”
  12. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга – СПб.: Искусство-СПБ, 1996
  13. Петербургские старости
  14. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов – СПб.: Норинт, 2011
  15. Пушкин А.С. Ода Вольность
  16. Пушкин А.С. Медный всадник
  17. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб.: Паритет, 2004
  18. Фотографии старого Петербурга