Внеклассное интегрированное занятие (астрономия + литература) на тему "Ты – поэтов спутник сокровенный, ты – небес другая сторона…". 9-й класс

Разделы: Астрономия, Литература


«Ты – поэтов спутник сокровенный,
Ты – небес другая сторона…»

Презентация 1 (1 слайд)

Цели: (2 слайд)

  • Развивать интерес к астрономии, развивать детскую наблюдательность, способность к осмыслению своих наблюдений, любознательность.
  • Раскрыть красоту природы, её законов. Показать, что деление творческих людей на «физиков» и «лириков» не является абсолютным.
  • Научить видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию

3. Основная часть

Учитель литературы.

Лунное

Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!
Валентин Берестов

Учитель физики. Думаю, что это стихотворение не только прекрасно из-за своего философского и очень правильно подмеченного окончания, но в нем с астрономической точки зрения много полезной информации.

Литераторы и астрономы,… какие они разные и как много у них общего.

«Во-первых, как литература, так и астрономия своими истоками уходят в глубокую древность.

Во-вторых, и писатели, и астрономы считают свою область творчества и вечной, и бесконечной.

В-третьих, как для литературы, так и для астрономии характерны смелая и устремленная в прошлое и будущее мысль, полет фантазии, неопределенность и неясность во многих теоретических вопросах, ну, и, конечно, ошибки в отдельных работах.

В-четвертых, именно в космосе находится созвездие Пегаса, легендарного крылатого коня, который развозит вдохновение поэтам с доставкой на дом».

Наконец, и одни и другие всегда пытались заглянуть в таинственный мир луны.

Человек всю жизнь словно бежит по лунной дорожке. Первый раз он вступил на неё, когда поднял голову от ночного костра и спросил себя: «Почему луна такая разная: сегодня круглая, а завтра серповидная».

Ученик.

Явление луны Презентация 2.

Из перламутра и агата,
Из задымленного стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, -
Как будто "Лунная соната"
Нам сразу путь пересекла.
Анна Ахматова

Ученик. Презентация 1 (3 слайд)

Я люблю тебя, Луна, за вдохновенье,
За поэзии космические сны,
Дарят невозможные прозренья
Чары фантастической Луны.

Всех миров ты стала мне дороже,
Даже мира этого родней,
Лунная судьба меня тревожит,
Не напрасно с каждым днём сильней…

(В это время из лаборантской комнаты выходят два ученика и спорят…)

Ученик 1. Тогда непонятно, почему Луна, которая в 4 раза меньше Земли, имеет массу в 80 раз меньшую?

Ученик 2. Значит, структура ее ядра, состав пород поверхности абсолютно отличны от земных…

Ученик. (вовремя их разговора прекращает читать стихи, внимательно прислушивается, удивленно смотрит)

А мне это не кажется интересным, скорее наоборот, приземленным, эти вопросы не взывают к сердцу, посмотрите на красоту Природы, хочется читать стихи, гулять под Луной, мечтать, любить…

Ученик

Луна богата силою внушенья,
Вокруг нее всегда витает тайна.
Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье,
Но этот призрак дышит не случайно».

Автор

Под сводами звёздного храма
обвенчалась с Луной,
Земной жизни связана драма
С таинственной лунной страной.

Он

Встал я рано над горой,
Чтоб расцвет увидеть твой,
И гляжу с мольбой всю ночь.
Ты молчишь, не гонишь прочь,
Но навстречу мне твой куст
Не вскрывает алых уст.

Она

Не сравнится вздох ничей
С чистотой твоих лучей!
Но не им будить меня:
Жду – лобзаний жарких дня,
Жду – венчанного царя;
Для него таит заря
Благовонные красы
Под алмазами росы.

Автор

Союз двух миров слишком прочен,
И власть его слишком сильна,
Чтоб нежной поэзией ночи
Нас чаровала Луна.

Ученик

Союз двух миров слишком прочен,
И власть его слишком сильна,
Чтоб нежной поэзией ночи
Нас чаровала Луна.

Ученик 1 Думаю, людей давно интересует, что там, на Луне, почему она бывает разная, то шар, то серп, она всегда вращалась вокруг Земли, или когда-то ее не было на нашем небосклоне?

Ученик 2. Меня тоже заинтересовал этот вопрос, могу даже представить несколько научных гипотез (4-9 слайд)

Ученик. Ну, интересно, конечно, но это ведь только гипотезы, а вот я могу рассказать, откуда, вообще, взялось слово «Луна» (10 слайд)

Ученик 2. Давайте без гипотез, посмотрим фотографии, результаты химических исследований. С этим-то никто спорить не будет, я надеюсь (11-16 слайд)

Ученик 3.

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы

Ученик. Соглашусь, даже поэты интересовались этими вопросами. Например, наш великий ученый Ломоносов, которому исполнилось 19 ноября 300 лет. Он и телескоп построил.

(17 слайд)

Ученик. ( выносит телескоп) Хочу вам сказать, что сам все это видел : и моря, и кратеры. Настоящих морей там, конечно, нет, это просто более темные низкие участки, но видно здорово, кажется, они здесь, рядом, можно коснуться рукой. При этом наш школьный телескоп гораздо лучше, чем те, что строили М.В. Ломоносов и Галилей. Вот он на картине.

Ученик 3. Я уж не говорю о том, что в 20 веке началась эра космических полетов, сколько же нового мы узнали! (17-20 слайд)

Ги де Мопасса́н «Лунный свет» (отрывок) (Ученица читает на фоне музыки Клода Дебюсси)

Он отворил дверь, но замер на пороге, взволнованный величавой красотой тихой и светлой ночи, пораженный сказочным, невиданно ярким лунным светом.

Шпалеры плодовых деревьев отбрасывали на дорожку тонкие узорчатые тени своих ветвей, едва опущенных листвой; огромный куст жимолости, обвивавшей стену дома, струил такой нежный, сладкий аромат, что казалось, в прозрачном теплом сумраке реяла чья-то благоуханная душа.

Долгими жадными глотками впивал он воздух, наслаждаясь им, как пьяницы наслаждаются вином, и медленно шел вперед, восхищенный, умиленный. Выйдя за ограду, он остановился и окинул взглядом всю равнину, озаренную ласковым, мягким светом, тонувшую в серебряной мгле безмятежной ночи. Поминутно лягушки бросали в пространство короткие металлические звуки, а поодаль заливались соловьи, рассыпая мелодичные трели своей песни, той песни, что гонит раздумье, пробуждает мечтания и как будто создана для поцелуев, для всех соблазнов лунного света.И почему-то сердце у него смягчилось. Он чувствовал какую-то слабость, внезапное утомление, ему хотелось присесть и долго-долго любоваться лунным светом, молча поклоняясь Богу в его творениях.

И смутная тревога, сомнение охватили его, он чувствовал, что у него вновь возникает один из тех вопросов, какие он подчас задавал себе.

Зачем Бог создал все это? Если ночь предназначена для сна, для безмятежного покоя, отдыха и забвения, зачем же она прекраснее дня, нежнее утренних зорь и вечерних сумерек? И зачем сияет в неторопливом своем шествии это пленительное светило, более поэтичное, чем солнце, такое тихое, таинственное, словно ему указано озарять то, что слишком сокровенно и тонко для резкого дневного света; зачем оно делает прозрачным ночной мрак?

Зачем самая искусная из певчих птиц не отдыхает ночью, как другие, а поет в трепетной мгле?

Зачем раскинуто вокруг столько волшебной красоты, которую люди не видят, потому что они спят в постелях? Для кого же сотворено это величественное зрелище, эта поэзия, в таком изобилии нисходящая с небес на землю?

Быть может, Бог создал такие ночи, чтобы покровом неземной чистоты облечь любовь человеческую.

Ученик. (21 слайд)

ЛУННЫЙ СВЕТ (Сонет)
Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
К лесам, к горам, к вершинам белоснежным
Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу – луной.
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я – облачко, я – ветерка дыханье

4. Выходной контроль

5. Д/з

Написать сочинение-миниатюру на тему «Кто важнее: физики или лирики?»