Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (60,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Автор УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

>Цель: Познакомить с особенностями оперного жанра, историей создания оперы.

Задачи:

Практический аспект:

  • развитие навыка определять оперное произведение по звучанию вокальной партии (арии);
  • развитие навыка слышать и слушать музыку;
  • развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;
  • извлечение необходимой информации визуального и аудиального характера;
  • умение исполнять произведение в хоре и двухголосно, умение слушать товарищей;
  • развитие навыка работы в малых группах

Образовательный аспект:

  • расширение представлений о вокальной музыке в музыкальном театре;
  • развитие метапредметных навыков;
  • развитие умений аналитического характера;

Развивающий аспект:

  1. развитие восприятия оперной музыки;
  2. развитие исполнительского мастерства;
  3. развитие духовного мира ребенка через его душевные переживания и восприятие музыки;
  4. развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения исследовательско-творческих задач;

Воспитательный аспект:

  • воспитание готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской деятельности, воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании;
  • развитие личностно значимой, познавательной мотивации учащихся,
  • воспитание умения ценить прекрасное.

Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

  • формирование осознанного и доброжелательного отношения к музыке и композиторам разных стран, душевной отзывчивости, понимания чувств, других людей и сопереживания им;

Метапредметные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование музыкального вкуса и способности слышать музыку;
  • формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • формирование навыка сопоставления и анализа музыкальных произведений, литературы и живописи;

Предметные:

  • формирование и развитие коммуникативных умений во время анализа произведений искусства;
  • формирование умений эмоционального восприятия музыки, как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью.

Необходимые ресурсы, материалы: презентация урока, мультимедийный проектор, экран компьютер, дидактические материалы.

Источники информации: книги и сайты в Internet, посвященные искусству фортепианной музыки.

Длительность урока: Урок (45 минут)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы “Возникновение новой оперы на рубеже XVI-XVII веков в Италии, её особенности и развитие”

- Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть?

- опера, балет .......

2. Работа с кроссвордом.

- Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билет. Билет необычный, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать жанр музыкального спектакля.

СЛАЙД №1,2

Кроссворд

1. Высокий женский голос

2. Самый распространенный вокальный жанр.

3. Главная мысль музыкального произведения.

4. Большой коллектив музыкантов.

5. (ария)

(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр. По вертикали - слово “опера”).

Опера - это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке.

Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор, как бы комментировал – пояснял действие.

СЛАЙД №3

В конце XVII в., король Генрих IV и Мария Медичи в 1600 г. Поженились.

Герцог Медичи решил сделать необычный подарок для молодых и всех приглашенных. Он задолго до торжеств, приказал музыкантам написать нечто, новое, и музыкантам это удалось!

В день свадьбы, когда собрались все гости, на их суд было вынесено произведение, которое поразило всех. На сцене находилось несколько актёров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на минуту, а актёры не проговаривали свои тексты, а пели! Как раз это и поразило слушателей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было не принято слушать такую музыку.

В произведении, представленном на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актёров. Произведение, показанное гостям короля и герцога Медичи, называлось “Орфей и Эвридика”.

СЛАЙД №4

Первую настоящую оперу в 1607 году создал Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (1567-1643), придворный музыкант герцога Гонзаго

СЛАЙД №5

Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает “прекрасное пение”. Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

Опера искусство синтетическое.

- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.

- Какие виды искусства объединяет опера?

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

СЛАЙД №6,7

В основе оперы лежит литературный сюжет. Либретто – краткое литературное содержание оперы.

С тех пор в опере поют и ариями рисуют музыкальные портреты персонажей и их характерные особенности.

Вспомним, кто является сказочником в музыке?

Римский-Корсаков Н.А.

Слушаем:

1.Ария Варяжского гостя (суровый, серьёзный, тяжелый)

СЛАЙД №8

2.АрияИндийского гостя (спокойный, плавный, замысловатый)

СЛАЙД №9

Провести сравнительную характеристику.

Пластическое интонирование с закрытыми глазами.

III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из аудио, литературного и визуального ряда.

СЛАЙД №10

Класс делится на группы, которым предлагается задание:

Прослушать и показать музыкальный отрывок?

Что необычного услышали в исполнении этого отрывка? (состоит из различных по характеру частей)

Сколько образов в музыке? (три)

Какой характер у каждого образа?

- провести сравнительный анализ образов в произведении.

- пластическим движением показать музыкальный отрывок произведения?

IV. Развитие умений аргументированного высказывания. Ответы учащихся.

После прослушивания и работы в группах заслушиваются представители групп с ответами на вопросы.

Каждая группа показывает свой вариант пластического интонирования музыкального отрывка.

V. Характеристика нового жанра в музыке.

Данное занятие является первым из серии уроков о больших музыкально-театральных жанрах.

Опера (от итал. opera — дело, труд, сочинение) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

СЛАЙД №11,12

VI. Выступление участников групп. Обсуждение вывода:

Опера всегда основана на литературном произведении. В опере каждый герой имеет свой характер и исполняет свою арию. В опере все выражено музыкой и голосом.

VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности каждой из команд.

Домашнее задание. 

Нарисовать понравившийся персонаж из представленного музыкального отрывка.