Урок окружающего мира по теме "Российская империя. Петр I Великий"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:

  • Сформировать представления о деятельности царя-реформатора Петра 1.
  • Способствовать развитию УУД:
    • Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме
    • Регулятивные УУД: развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность
    • Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе - определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
    • Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации; формировать интерес к истории, расширять кругозор учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: Мультимедийная презентация к уроку; компьютер, “Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. ч. 2  [Н.Ф. Виноградова]; карточки – исторические справки “Деятельность Петра 1”, технологические карты для работы в группе.

I. Организационный момент.

Все за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели.
Слушайте, запоминайте, 
Ни минуты не теряйте!

Слайд 2

Ученики читают высказывание: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.

– Как вы это понимаете?

Ответы учеников: Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.

- Давайте вспомним, какие события из истории нашего отечества мы уже изучили?

1. Проверка домашнего задания. Выполнение теста. Приложение 1

Парная работа.

Взаимопроверка тестов. Оценивание работ.

Слайд 3

II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Слайд 4

- С конца 17 века наше государство стало называться Россией, Российской империей. С латинского языка слово “ империя” переводиться как власть. Во главе Российской империи стоял император - единоличный правитель.

Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, в нем говорится об этом человеке.

Слайд 5

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

- Как вы думаете, кто это? (Петр 1)

Формулировка темы урока.

Слайд 6

Формулировка целей урока учащимися.

III. Тема урока. Российская империя. Петр 1 Великий.

- Что мы знаем про Петра 1? (Ввел новое летоисчисление, празднование Нового года)

- Что хотим узнать?

(На доске появляется таблица “Знаю, Хочу узнать, Узнал”). Прием “Инсерт”

Цель урока: Узнать о деятельности царя Петра 1 в становлении Российской империи.

Слайд 7

Знаем Хотим узнать Узнали
Новое летоисчисление 1. Годы правления  
Празднование Нового года 2. Кто были родители Петра?  
  3. Каким был первый император?  
  4. Что сделал Петр 1 для Российского государства?  
  5. Почему Петра 1 назвали Великим?  

Вывод: необходима дополнительная информация.

Слайд 8

- Пётр I вошёл в историю как царь-реформатор, как Петр Великий. Он был требователен, порой даже суров и очень трудолюбив. А кто знает, что такое реформа? (Преобразование, изменение, переустройство.)

Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения путем новых изменений жизненного уклада.

Слайд 9

- Находить информацию о Петре 1 мы будем, работая в группах. У каждой группы будет свое задание.

- Об изменениях, т.е реформах мы можем узнать из исторических справок. Приложение 2

Вам нужно найти самые важные подтверждения преобразований Петра 1, выяснить, какие дела на благо страны он сделал и нам их представить. Вам в работе помогут исторические справки, а технологические карты вы заполните.

Слайд 9

Работа в группах.

  • 1 группа. Каким был первый император?
  • 2 группа. Создание русского флота.
  • 3 группа. Столица России – Санкт - Петербург.
  • 4 группа. Развитие образования в России.
  • 5 группа. Развитие промышленности.

Физминутка для глаз.

Ученики заполняют таблицу. Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний, выслушивают друг друга.

По окончании работы в группе учащиеся представляют сообщения, пользуясь технологической картой. Одновременно на доске заполняется третья колонка в таблице “Узнали”.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Слайд 10

  • 1 группа. Каким был первый император?

Пётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в Теремном дворце Кремля.

Отец — царь Романов Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком. Мать - царица Наталья Кирилловна Нарышкина. 29 июня в день св. апостолов Петра и Павла царевич был крещён и наречён Петром. После смерти отца Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте. Стал править самостоятельно с 1689 года.

Слайд 11

Петр 1 был умным, правдивым, трудолюбивым, бережливым, настойчивым порой даже суровым императором.

Слайд 12

  • 2 группа. Создание русского флота.
Дела на благо страны
  • изучает опыт других стран
  • учится строить корабли
  • сам участвовал в строительстве больших кораблей
  • создал русский флот

- Как вы понимаете, что такое флот? (Флот – развитие военного дела, торговля с другими государствами, государство, как Россия, без военного и торгового флота не в состоянии стать великой державой.)

Вывод: создан русский флот

  • 3 группа. Столица России – Санкт – Петербург.

Слайд 13

Дела на благо страны
  • построил на берегу реки Невы город-крепость
  • строили город по плану самого Петра.
  • каменное выкладывание улиц
  • царь заботился о посадке садов и парков
  • Санкт-Петербург стал столицей России

Вывод: Санкт-Петербург стал столицей России

- Когда строился Санкт-Петербург, Карл XII, шведский король говорил: “Пусть русские строят город. А жить в нём будем мы”. Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. Знаменитый полтавский бой принёс новую славу Петру. А через 5 лет после Полтавской битвы молодой флот России разгромил и шведский флот. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 году Пётр объявил Санкт-Петербург новой столицей. 1721 г. – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей.

Вывод: Россия получила выход через Балтийское море. Россия стала называться Российской империей.

- Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут ему пользы, если в России не будет образованных людей. Неграмотный дворянин не мог поступить на службу и терял права дворянства.

Слайд 14

Слайд 15

  • 4 группа. Развитие образования в России.
Дела на благо страны
  • oткрыты школ
  • открыты училища
  • развиваться издательское дело
  • гражданская азбука
  • государственная общедоступная библиотека.
  • основаны медицинские, кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.

Вывод : Преобразования в просвещении (образовании)

5 группа. Развитие промышленности.

Слайд 16

Дела на благо страны
  • изучались недра земли
  • велись поиски полезных ископаемых
  • созданы новые предприятия для добычи каменного угля.
  • заработали горные, железнодательные, деревообрабатывающие заводы.
  • заработали отрасли шелководства, овцеводства, кожевенное производство.

Слайд 17

Петр 1 создавал указы, в которых содержались указания “что именно?”, “сколько?”, “из чего?” производить товары. Не исполнение указов наказывалось наложением больших штрафов, а в некоторых случаях даже смертельной казнью.

Вывод: Преобразования в промышленности

Оценивание работ в группе координатором. Приложение 3

Подведем итог:

Слайд 18

- За что Петра 1 называли Великим?

Каких сфер жизни коснулись реформы Петра 1?

Слайд 19

- Посмотрите на таблицу, составленную вначале урока, на все вопросы мы ответили?

Знаем Хотим узнать Узнали
Новое летоисчисление 1. Годы правления 1689 – 1725 гг.
Празднование Нового года 2. Кто были родители Петра? Отец — царь Романов Алексей Михайлович; мать - Наталья Кирилловна Нарышкина.
  3. Каким был первый император? Петр 1 был умным, правдивым, трудолюбивым, бережливым, настойчивым порой даже суровым императором.
  4. Что сделал Петр 1 для Российского государства? - создал русский флот;

- оснастил русскую армию;

- объявил Санкт-Петербург новой столицей;

- Россия получила выход через Балтийское море;

- Россия стала называться Российской империей;

- преобразования в просвещении (образовании);

- развитие промышленности;

- добыча полезных ископаемых.

  5. Почему Петра 1 назвали Великим? В царствование Петра 1 Россия стала могущественной державой. Он принимал новые государственные законы, строил флот, воевал, открывал училища, заводы и фабрики. В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране.

Слайд 20

28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен в Петропавловской крепости.

Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Кто испытывал трудности и какие?

Составление синквейна учащимися.

Слайд 21

- Обо всех реформах невозможно рассказать за один урок, более подробно вы будите изучать их на уроках истории.

Домашняя работа. Подготовить сообщения о реформах Петра 1.