Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Одежда»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


I. Организационная информация

Доминирующая образовательная область: Речевое развитие

Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, продуктивная, двигательная активность

II. Методическая информация

Тема образовательной деятельности “В гостях у Красной Шапочки”

Методы и приемы реализации содержания занятия: словесные, наглядные, игровые

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Возрастная группа: подготовительная группа (6 детей)

Цель: автоматизация звука “Ш” в слогах, словах предложениях на лексическом материале “Одежда”

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить правильно артикулировать звук Ш;

- автоматизация звуков Ш в слогах, словах и предложениях;

- продолжать учить составлять нерифмованное стихотворение ( владение синквэйном), с помощью ассоциативных рядов (слово-предмет, слово-признак, слово-действие);

- закрепить в речи действенные глаголы ( ушить, пришить, вышить, зашить, подшить, сшить);

- учить отвечать на вопросы грамматически правильными, полными предложениями;

- расширять запас знаний об одежде и профессии швеи, необходимых данной профессии орудия труда.

коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию фонематического слуха, активизировать акустическое внимание;

- развивать артикуляционную моторику

- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений;

- совершенствовать крупную моторику, развивать умения владеть своим телом;

коррекционно-воспитательные:

- способствовать формированию навыков учебной деятельности ( умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога);

- формировать навык самоконтроля и самооценки;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

Материал: индивидуальные зеркала, ноутбук, проектор, экран, презентация к занятию, диск с аудиопособием И. Скворцовой “Трудные звуки”, предметные картинки ( рубашка, шарф, шапка, шорты, штаны, шуба,), схема нерифмованного стихотворения, картина ( профессии швеи, орудия труда, результат работы), картон ( детали одежды), шнурок, игрушка Красная Шапочка.

Планируемые результаты:

  • Закреплены в речи действенные глаголы
  • Расширен словарный запас по лексической теме “Одежда”.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

  • Демонстрационный уголок соответствует лексической теме
  • Подготовлен весь раздаточный и демонстрационный материал;
  • Мебель размещена полукругом. На каждом столе находится индивидуальное зеркало.

Предварительная работа:

  • Беседа о том, как шьют одежду.
  • Чтение сказки Ш. Перро “Красная шапочка”
  • Проведение познавательных занятий об одежде, о видах тканей, о профессии “швея”.
  • Изготовление альбомов “Одежда”, создание коллекции тканей, меха.
  • Изготовление плоскостной  части одежды, обведенной по шаблону.
  • Рассматривание образцов тканей, кукол в разных одеждах.

Дидактические игры: “Разложи одежду по сезону”, “Разложи одежду для мамы и папы”, “ Подбери ткань к одежде”, “Какой, какая, какое ”, “Назови детали одежды”.

Сюжетно-ролевые игры:  “Магазин одежды”, “Ателье”.

  • Поисково-исследовательская  деятельность “Какая одежда была раньше?”
  • Изготовление игольниц детьми  совместно с родителями.
  • Составление описательных  рассказов по схеме Ткаченко

План совместной деятельности

  • Мотивационно-ориентировочный, организационный этап

Дети стоят в кругу на ковре

Логопед: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте Юлия Евгеньевна

Л: Повторяем наш девиз

Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно
Чтоб было всем понятно

Л.: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, а помогать нам будет – одна девочка, имя которой вы прекрасно знаете

Л.:

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажи ей имя ее.

Д.: Красная Шапочка.

(слайд 5)

Л.: Верно. Вспомнили сказку, которую прочитали вам воспитатели? Молодцы! Сегодня мы свами отправимся в гости к Красной Шапочке. Давайте будем собираться в дорогу и для этого нам с вами необходимо надеть теплую одежду.

Основной этап

1. Тактильная игра-массаж “Собираемся на прогулку”

Л: С помощью имитации надеваем штаны; надеваем рубашку; надеваем шапки; застегиваем пуговицы на шубе, завязываем шарфы.

Л.: Что, готовы?

Д.: Да!

Л.: Тогда отправляемся! Повертелись- покружились у Красной Шапочки в гостях очутились.

Дети под музыкальное сопровождение кружатся и рассаживаются на свои места.

2. Артикуляция звука.

Л - Ребята, красная Шапочка потеряла звук, а какой, вы сейчас сами ей подскажите. Какой общий звук слышится в словах (рубашка, шарф, шапка)

Д. – звук (Ш)

(слайд 6)

Л: Возьмите зеркало. Ещё раз произнесём этот звук . Ш-Ш-Ш

Л.: Что происходит с губами ?

Д: Губы вытягиваются трубочкой.

Л: Где находится язык?

Д: Язык поднимается вверх.

Л: Правильно, Звук Ш- согласный, потому что при его произношении воздух встречает преграду.

(слайд 7)

3. Общая артикуляционная гимнастика.

Л.: Давайте научим Красную Шапочку произносить звук Ш, а в этом поможет артикуляционная гимнастика. Давайте ей покажем.

Логопед предлагает правильно сесть и выполнить несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. Гимнастика выполняется со зрительной опорой.

Иголочка. Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до “пяти-шести”).

Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения “широкого” и “узкого” языка. Положить “широкий” язык на нижнюю губу (“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык — “воротничок с острыми краями”.

(слайд 8)

Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до “шести”).

(слайд 9)

Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: “Д-д-д-д-д” (шьем на электрической швейной машинке), “Т-т-т-т-т” (шьем на ручной швейной машинке).

(слайд 10)

Строчка. Кончик языка “иголочкой” ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

(слайд 11)

Л.: Молодцы, а теперь мы свами отправимся в дальнейшее путешествие . И чтобы, научить красную Шапочку говорить звук “Ш” мы с вами споем чистоговорки.

4. Повторение чистоговорок (слайд 12)

(дети слушают аудиопособие И.Скворцовой “Трудные звуки”)

Ша ше ши- шуршит камыш в тише
Шу. Шо, ша – едва едва дыша
Шо ша шу – мышь кралась к камыши
Ша, шу , шо – там будет хорошо
Уш, аш, ыш – беги сюда малыш,
Ош,аш, ыш – смотри большой шалаш
Аш, ош, иш – кругом такая тишь
Ыш.аш,иш – а ты еще не спишь

5. Работа по лексической теме (слайд 13)

Л: Молодцы, а теперь придумайте название одежды, которая начинается со звука Ш

Д.: Шуба, шапка, шорты, , штаны

Л. Молодцы, а как называется профессия человека, который шьет одежду?

Д.: Швея. (слайд 14)

Л.: Какие орудия труда ей необходимы?(слайд 15)

Д. – швейная машинка, катушка, игла, метр, ножницы, заготовки.

Л. - И в результате получается ОДЕЖДА.

5. Пальчиковая гимнастика:

Л.: Давайте с вами научим наши пальчики шить

Вышивает, шьет иголка.
Пальцу больно, пальцу колко.
А наперсток в тот же миг к девочке на пальчик прыг.
Говорит иголке: “Шей, а колоться ты не смей”.

6. Работа с предложением.

Л.: Посмотрите, Красная Шапочка всем приготовила задания. Сейчас вы будете чинить ее одежду. Но сначала мы повторим, что

  • Если мы шьем, то детали одежды мы ......Сшиваем (слайд 16)
  • Если нам одежда велика, то мы ее .....Ушиваем (слайд 17)
  • А дырку на одежде мы ....Зашиваем (слайд 18)
  • Мама своей дочке из своего платья одежду ....Перешивает (слайд 19)
  • Чтобы край не лохматился, его нужно ....Обшить (слайд 20)
  • А подол у платья нужно ...Подшить (слайд 21)
  • Пуговицу к одежде нужно ...Пришить( слайд 22)
  • Ну а если нам нужно украсить одежду вышивкой, то мы ее...... .Вышиваем (слайд 23)

Л.: А теперь каждый из вас починит одежду красной шапочки

1 – я на шапке вышиваю рисунок;

2 – я подшиваю штаны;

3 – я пришиваю рукав к рубашку;

4 – я сшиваю шарф;

5 – я ушиваю шорты;

6 – я зашиваю шубу. (из технологии М.Монтессори)

7. Логоритмика “ Стирка белья” под муз. сопровождение “Летка-Енка”

Л.: А теперь мы с вами постираем нашу одежду

(Логопед приглашает детей на ковер)

Л.: Вот уже и одежда наша сшита и отглажена. А теперь из каждый из вас будет хвалиться одеждой, которую вы починили .

8. Работа со схемой (слайд 24)

Л.: Внимательно посмотрите на схему:

  • в начале мы называем одно слово – предмет,
  • затем - два слова признака ( какой предмет?);
  • три слова действия ( что можно с ним делать?).
  • Шапка – красивая, зимняя,
  • Её можно стирать, носить, украшать.
  • Штаны – теплые, красивые,
  • Их можно – гладить, стирать, носить

Итог.

Л.: Молодцы! Красная Шапочка, научилась говорить звук Ш. Она очень довольна, что вы починили всю ее одежду. (слайд 25-26)