Сочинение-рассуждение на Едином государственном экзамене по русскому языку. На примере текста А.Михайлова «Певец России», посвященного лирике Н.Рубцова

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: обучающий

Цели урока:

  • Образовательные (формирование познавательных УУД): на материале исходного текста А.Михайлова “Певец России”, посвященного лирике Н. Рубцова, систематизировать, обобщить и закрепить знания о письменном высказывании, которое учащиеся должны создать в третьей части единого экзамена по русскому языку.
  • Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать навыки лингвистического анализа текста, орфографической и пунктуационной грамотности, умения давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русскому языку и литературе.
  • Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): уметь слушать; вести монологическую речь и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; развивать умение работать в группе; формировать высоконравственную личность, способную на глубокое, искреннее чувство любви к Родине, связи с родной землей, ее святынями, традициями народа; воспитывать чувство патриотизма.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, дифференцированная

Эпиграф:

И вокруг любви непобедимой
К селам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как Земля вокруг своей оси.
Н.Рубцов

Оборудование: Текст А.Михайлова “Певец России”, компьютер, проектор, экран, диск с музыкой Калинникова, фотография поэта, репродукции с картины художников России

План урока

ЭТАП УРОКА ВРЕМЯ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ
1 Организационный момент. Пробуждение интереса к получению новой информации 2 мин. Слово учителя
2 Проверка домашнего задания 5 мин. Индивидуальный опрос
3 Фронтальная беседа 3 мин. Беседа
4 Практические задания 30 мин. Чтение, анализ текста, ответы на вопросы, заполнение рабочей матрицы, тест, словарный диктант
5 Подведение итогов 1 мин. Устные ответы
6 Домашнее задание 2 мин. Инструктаж
7 Заключение и рефлексия 2 мин. Рассказ учителя. Самоанализ учащимися работы на уроке.

 Ход урока

Структурные элементы   урока Дидактические цели элементов урока Содержание урока
  Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент.

Введение в тему

Пробуждение интереса к получению новой информации

Организация внимания учащихся, постановка учебной задачи. Звучит музыка Калинникова.

Вступительное слово учителя. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Сегодня мы будем говорить о том, какое значение имеет Родина в жизни человека.

Слушают.

Эмоционально настраиваются на работу.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Самоопределение(Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К)

II. Проверка домашнего задания. Актуализация имеющихся знаний при подборе цитат по заданной теме. 1. Индивидуальный опрос:

а) чтение домашних заготовок – цитат (пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений Н. Рубцова и других поэтов, высказывания великих людей о Родине)

б) Класс делится на группы по 4-5 человек; руководит работой консультант из наиболее подготовленных учеников.

Ученики отвечают индивидуально.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Учатся слушать и слышать друг друга(К);

Представляют конкретное содержание в устной форме(К);

Проявляют готовность к высказыванию и слушанию разных точек зрения(К)

III. Фронтальная беседа Обсуждение темы “С чего начинается Родина?” Учитель читает слова известной песни в исполнении Марка Бернеса:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях,
У нас никому не отнять.

Учитель: Как вы понимаете слова “Родина”. “патриотизм”?

Слушают, отвечают на вопросы, рассказывают, используя Толковый словарь.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Умеют находить нужные термины, понятия, определения(П);

Умеют структурировать знания(П);

Родина - Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу (Д. Ушаков. Толковый словарь русского языка)

IV. Практическое задание Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; отработать умение проводить комплексный анализ текста.

Отработка умений находить способы выражения авторской позиции.

Перед вами текст А. Михайлова “Певец России”. Прочтем его вслух, вставим пропущенные буквы, объясним орфограммы, а также постановку знаков препинания

1. Словарно-орфографическая работа.

Чтобы не ошибиться в написании некоторых слов, вспомним орфографические правила при написании словарного диктанта.

Чувство (непроизносимый согласный), исторический (безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением), не поражает (НЕ с глаголами), берестяную (суффиксы прилагательных), по-настоящему (правописание наречий), пользоваться (-ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах), пропитанного (Н и НН в суффиксах причастий), Русь (правописание имен собственных)

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Развивают умение работать в группе сверстников(К);

Принимают различные точки зрения, не совпадающие с собственной позицией(К);

2. Анализ текста.

Определите стиль текста и тип речи

а) научный, описание

б) публицистический, рассуждение

в) художественный, описание

г) научный, рассуждение

Определите лексическое значение слова тороватый

а) бедный

б) красивый

в) щедрый

г) скупой

Укажите верную характеристику 8-ого предложения

а) сложное, бессоюзное

б) простое, с однородными членами

в) сложносочиненное

г) сложноподчиненное

Какой частью речи является слово пропитанного в 6-м предложении?

а) краткое причастие

б) глагол

в) деепричастие

г) причастие

Примечание: здесь серым цветом выделены правильные варианты ответов

 

Работают в группах, выписывают слова, графически объясняют их правописание.

 

Анализируют текст.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию(П);

Развивают навыки анализа языковых единиц текста(П);

Овладевают орфографической и пунктуационной зоркостью(П);

3. Дайте развернутые ответы на вопросы, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста

а) Какое чувство отличает просто поэта от поэта подлинного?

б) Как выразилось чувство Родины в лирике Н.Рубцова?

в) Какие черты, свойственные поэзии “деревенских” поэтов, отсутствуют в лирике Н.Рубцова?

г) Из чего складывается народный дух в стихах Н.Рубцова?

Дают полный ответ на поставленный вопрос, записывая предложения в тетрадь и объясняя постановку знаков препинания.

Слушают ответы одноклассников, дополняют и обобщают.

а) Подлинного поэта делает поэтом чувство Родины.

б) Чувство Родины в лирике Н. Рубцова выразилось “скромно и застенчиво”, “в радиусе деревенской околицы”

в) Н. Рубцов не злоупотребляет “деревенской” лексикой, не “сорит” словами, разборчив в них.

г) Народный дух в стихах Н.Рубцова складывается из характера поэтической речи, образного мышления, пропитанного духом сельской жизни.

Отвечают на вопрос письменно, объясняя постановку знаков препинания в предложениях.

Учитель напоминает, как “пошагово” написать сочинение - рассуждение.

1 шаг. Запишем: “Поэта делает поэтом чувство Родины...” - так начинается статья А. Михайлова, посвященная Н. Рубцову.

2 шаг. Обратим внимание на ключевые слова “поэт” (оно выделено повтором) и “Родина”.

Уже в первом предложении автор текста объединяет два ключевых слова: “поэт” и “Родина”.

3 шаг. Мы “разрабатываем” новый смысл, которым наполняется слово “поэт”.

Анализируют текст (план анализа текста на столе у каждого ученика)
- Кто такой поэт в словарном, прямом значении?

- Какое новое значение приобретает это слово в статье А. Михайлова?

Оформить наше высказывание мы можем так (текст проецируется на экран через компьютер): “Поэт для А. Михайлова - это не просто человек, который пишет стихи. Поэт – это человек, который живет (используем цитату из исходного текста) “чувством Родины”, который горячо любит свою (у который горячо любит свою ()чизнутаоторый пишет стихи. астями и горестями,ого текстаь они хранятся в самом сердце. потребим синоним, чтобы избежать неоправданного повтора) Отчизну, который описывает ее в стихах.

Поэт – это человек, который пишет стихи.

Поэт – это не просто тот человек, который пишет стихи, это человек, который любит Родину, который живет ее радостями и горестями.

Учащимся предлагается заполнить рабочую матрицу:

1. Кто написал данный текст?

2. О чем говорится в тексте?

3. Почему именно эту проблему поднимает автор в своей статье?

4. Сколько в тексте абзацев?

5. Какое высказывание (какое слово) является главным в самом начале текста?

6. Как тема развивается дальше?

7. Каково отношение автора к поднятой им проблеме?

8. Какие художественные средства позволяют автору ярче выразить свою позицию?

9. К какому выводу приводит нас автор текста?

Заполняют рабочую матрицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и обсуждают текст

V. Подведение итогов Обобщение знаний, полученных на уроке. Какой же теме посвящен наш сегодняшний урок?

Какое чувство присуще настоящему поэту?

Что хотел нам сказать автор?

Отвечают на вопросы
VI. Домашнее задание Разъяснение содержания домашнего задания. Используя “пошаговую” схему, самостоятельно написать сочинение-рассуждение. Дополнить первый шаг в своем сочинении комментарием, который включает ответы на предложенные выше вопросы. Записывают домашнее задание.
VII. Заключение и рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию поведения. Наш урок завершается. Работая на уроке, каждый ощущал себя по-разному. Я прошу вас оценить по 5-балльной шкале, насколько комфортно вы ощущали себя во время урока. Слушают
1 2 3 4 5
         

Отмечают ту цифру, которая соответствует их настроению

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Н.Александров. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение – рассуждение: Учебное пособие для 10-11 классов. Челябинск: Взгляд. “Филология”,2007
  2. В.В.Маслов. Единый государственный экзамен по русскому языку. Выполнение задания части С. Учебно – методическое пособие. Самара, 2009.
  3. В.А.Костров. Русская поэзия ХХ век. Антология. ОЛМА – ПРЕСС,1999.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.