Внеклассное мероприятие «Человек поднялся в небо». Методическая разработка устного журнала

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: в доступной форме объяснить учащимся этапы завоевание человеком воздушного пространства Земли и космоса.

Задачи:

1.Опираясь на знания школьных предметов, рассмотреть этапы покорения неба человеком.

2. Воспитать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.

3. Обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями: воздушный шар, монгольфьер, дирижабль, цеппелин и т.д.

4. Познакомить с первопроходцами, покорившими воздушное пространство.

Ведущий. Сегодня в России славный праздник, праздник победы разума, преодолевшего земное притяжение – День космонавтики и первого полета человека в космос. И поговорим о том, как человек смог это осуществить. А назовем нашу беседу так: “Человек поднялся в небо”. Приложение 1

Человек может бегать, как олень, ползать, как змея, плавать, как рыба. И только летать, как птица, не может. Так веками думали люди, глядя на падающих в небе птиц. Думали и мечтали: “Вот бы сесть на ковер-самолет и взлететь выше леса дремучего, выше облака летучего! Или сделать крылья из перьев и в небо податься!”. Но еще долгое время и крылатые люди, и ковры-самолеты существовали только в сказках.

В поэме древнегреческого писателя Овидия “Метаморфозы” есть миф о Дедале – скульпторе и художнике, зодчем и изобретателем – и его сыне Икаре. В этом мифе рассказывается о желании человека подняться в воздух, чтобы избежать рабства. Дедал сделал две пары крыльев, надев на каркас перья и скрепив их воском. “Они примерили крылья, плавно взмахнули ими и поднялись в воздух. И велел отец Икару лететь, не отставая от него, не подниматься очень высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не отпускаться низко над морем, чтобы брызги не намочили крылья. Но не послушался Икар. Взмыл высоко в небо. Воск растаял – Икар погиб в море”.

Чтец.

Икары гибнут на лету.
Но через гибели, удары
Все дальше дерзкую мечту
Несут крылатые Икары.
Встречая гибель грудью в грудь
И презирая пораженья,
Они прокладывают путь
Через земное притяженье.

Ведущий. Желание человека подняться в воздух не исчезло. Во все века в любой стране находились люди – продолжатели дела Икара и Дедала. На Руси было немало желающих ощутить себя птицей, парящей под облаками.

Чтец. Рассказывают, правда, что давным-давно в Москве один крестьянин смастерил из кожи крылья, вышел на площадь и объявил при всем народе, что может летать по – журавлиному. Собрались любопытные, окружили помост, ждут, что будет. Вот мужик скинул кафтан и приладил к плечам два крыла. “Лети, Емелька!”- крикнули из толпы. Но сколько он ни разбегался, сколько ни махал крыльями, а подняться в воздух так и не мог. Глядя на это, одни смеялись и улюлюкали, другие сокрушенно качали головой: “Нет, видно, не дано человеку, оторваться от земли”.

Ведущий. Люди делали крылья из различного материала: из дранки, из ткани, из пузырей и кожи животных. И испытывали свои крылья по-разному: кто с разбега пытался оторваться от земли, размахивали крыльями, как петух, кто с дерева прыгал, а кто и с церковных колоколен. Люди гибли, увечились. И был издан на Руси царский указ...

Чтец. “Человек – не птица, крылов не имать. А еще кто приставит себе аки крыла деревянны, противу естества творит. За сия содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного пса смердящего бросит свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнём пожечь”.

Ведущий. Ещё в 1227 году в городе Новгороде четыре человека были сожжены за попытку летать.

Чтец.

Как рвался к небу человек!
Какие прилагал усилия!
Все снова пробовал он крылья,
Но поражений не избег.
Подняться крылья не могли.
Природа словно говорила;
“Я создала тебя без крыльев,
Не полетишь ты, сын земли”.
Но сын не покорился, нет.
Не будут не когда забыты
История его попыток
И перечень его побед.

Ведущий. Если крылья не помогают, значит, надо искать возможность летать по - иному.

Чтец. Много лет назад “ в 18 веке “ в маленьком городке на юге Франции жили два брата - Жозеф ( 1740-1810) и Этьен ( 1745- 1799) Монгольфье. Были они любознательны и сметливы. Наблюдая, как поднимается дым из трубы братья не раз задавали вопрос: ”От чего это происходит?” “Наверное, оттого, - решили они, что горящий воздух легче холодного - вот он и тянет вверх”. Тогда братья склеили из бумаги огромный шар и наполнили его дымом. Шар тотчас же рванулся в небо и стал быстро набирать высоту...

Ведущий. Братья Монгольфье стали экспериментировать с воздушными шарами. И однажды к шару они привязали корзину. В корзине сидели первые воздухоплаватели - баран, петух и утка. Но воздух остыл, шар опустился на землю, животные разбежались. Прошло несколько месяцев. И вот настал день, когда на борт воздушного шара – Монгольфьера – впервые поднялся человек. Звали его Пилатр де Розье.

Чтец. Париж. 1783 год. 21 ноября. Наполненный дымом шар стал медленно подниматься над площадью. Неожиданный порыв ветра погнал шар на дерево. Ещё минута – и сучья порвут оболочку. Тогда – конец. Но Пилатр не растерялся. Он схватит пучок соломы и просил его в жаровню, которая была установлена тут же на борту. Горячий воздух хлынул в оболочку, шар взмыл в воздух и проплыл над деревом. “Ну как!” - спросили Пилатра, когда шар опустился на землю. “О, прекрасно! – воскликнул смелый воздухоплаватель. – Об этом можно только мечтать!”

Ведущий. Первый полёт на воздушном шаре был совершен. С тех пор люди много раз поднимались на воздушных шарах и аэростатах. Только надували их уже не дымом, а лёгким газом. Потом поставили на аэростатах двигатель, соединили их с воздушным винтом – пропеллером, получился дирижабль. Если в воздух поднимается шар из ткани, наполненный газом, то, может, поднимется металлический баллон с газом легче воздуха?

Чтец. Первым подал такую идею российский ученый изобретатель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Но эту идею не приняли. А вот венгр Давид Шварц пошел дальше: он решил поднять в воздух цельно алюминиевый баллон с прицепленной к нему кабиной. Полет был назначен на 13 января 1897 года. Но перед самым полетом Шварц так разволновался, что за несколько часов до полета умер. Лишь 3 ноября смогли поднять этот баллон в воздух ученики Шварца, но при посадке баллон “клюнул” носом. Одним из зрителей был немец - конструктор-генерал-лейтенант граф Фердинанд Цеппелин (1838-1917). Он выкупил за 15 тысяч марок патент у вдовы Шварца и построил первый дирижабль “Цеппелин-1”. Так началась эра дирижаблей.

Ведущий. Для того, чтобы взлететь в воздух, человек не только прицеплял крылья к рукам, он стал придумывать другие приспособления для полета - летательные аппараты. Первым, кто совершил полет на приспособлении, управляемом при помощи ног, был инженер из Берлина Отто Лилиенталь ( 1848-1896). Его приспособления напоминало диковинную птицу, для чего-то одетую в штаны и куртку, а крылья у нее возвышались одно над другим и напоминали парус. Этот аппарат парил в метрах 30 от земли и был похож на воздушного змея, который любят запускать мальчишки. Крылатый змей называется планером. А пролетел первый планер почти 100 метров. Лилиенталь был первым, кто научился летать на машинах с неподвижными крыльями. Так появились планеры- аппараты, которые не имеют мотора. Летают они, улавливая восходящие потоки теплого воздуха, и парят, как птицы.

Чтец. Жил в Москве профессор математики Николай Егорович Жуковский(1847-1921). Он, уже стариком, бывало, вместе с мальчишками любовался полётом голубей. Однажды приделал к своему велосипеду крылья из парусины и реек, прохожие только головой качали: “С бородой, что вытворяет”. Но мальчишки не удивлялись; они знали: Жуковский не забавляется, а изучает свойства воздуха и законы полёта. Он понятнее всех мог объяснить, как это птицы парят в вышине с неподвижными крыльями, почему дым из трубы выходить клубами, а кошка падает непременно на четыре лапы. Сам Жуковский ни построил не самолёта, ни планера, но зато всё это технически описал. Николай Егоровича Жуковского считают отцом русского самолётостороения.

Ведущий. Братья Уилбер (1867-1912) и Орвилл (1871-1948) Райт жили в Америке. “У этих парней с детства золотые руки”- говорили про них. Однажды братья прочитали о гибели Лилиенталя: смелый лётчик не смог справится с ветром и разбился. И братья решили построить свой планер, но усовершенствовали его в ходе постройки. Чтобы не опрокинуться – придумали ручки управления; чтобы было удобно, человеку придумали место для сидения (Лилиенталь был подвешен к крыльям). “Хорошо ещё поставить бензиновый мотор с пропеллером”- мечтали они. Долго трудились братья, но результат был достигнут: машина-этажерка двинулась с места, заскользила по рельсам и пролетела над землёй целых 250 метров, пробыв в воздухе почти минуту, а затем благополучно приземлилась. Так был испытан первый самолёт.

И уже через 5 лет француз Луи Блерио (1872-1936) совершил первый полёт между городами, а в 1909 году- и через Ла-Манш в Англию. В России первым в воздух поднялся Александр Фёдорович Можайский (1825-1890).

Чтец. Сначала самолёты были открытыми: летчик сидел прямо на крыле или в кресле между двумя рядами крыльев. Затем корпус из самолёта стал закрытым, но деревянный, а позднее и цельнометаллическим. Изготовляют самолёт из сплавов алюминия, чтобы машина была лёгкой. У нас в стране есть несколько конструкторских бюро (КБ), где разрабатываются самолёты. Марки российских самолётов: “Ил” в честь конструктора С.В.Ильюшина, “Ту” в честь А.Н.Туполева, “Як” в честь А.С.Яковлева, “Ан” в честь О.К.Антонова.

От лёгких деревянных, на которых мог летать только один человек, самолётостроение шагнуло к изготовлению таких мощных самолётов, как “Руслан” и “Антей”, которые могут перевозить в своих салонах другие самолёты, танки да ещё по несколько штук сразу. Для передвижения человека по воздуху созданы ещё и вертолёты.

Ведущий. Мало показалось человеку неба. Решил он посмотреть, а что есть там, выше неба. С этого решения и началась эра покорения космоса. С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звёздное небо. Мечта о создании летательных аппаратов и полётах в космос есть в мифах и легендах почти всех народов Земли. Но осуществить мечту смогли лишь недавно. Первые труды по ракетодинамике и космонавтике написаны русским учёным Константином Эдуардовичем Циолковским-человеком, чей разум намного опередил время. Однако даже в самых дерзких мечтах своих он не мог предположить, что эра космоса начнётся так скоро, и уже его последователи и ученики, учёные и конструкторы будут создавать и отправлять в полёт первые в мире космические корабли.

Чтец.

Тиски земного притяженья
Земля должна была разжать.
Великолепного движенья
Она не в силах удержать.
Срок наступил. Победоносно
Сбылась древнейшая мечта:
Полётов человека в космос
Отныне эра начата.
Но всем материкам и странам
В жизни человечества навек
Колумбом звёздных океанов
Вошёл советский человек.
(Вера Ибнер)

Ведущий. Сергей Павлович Королёв (1907-1966)-учёный, под руководством которого были созданы первые баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года Советский Союз вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник. Затем были корабли, в которых на орбиту Земли отправлялись растения, земноводные, собаки. И вот настал день 12 апреля 1961 года.

Чтец.

Ах, этот день – двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей – планетой был усыновлен.
Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней.
В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
Ах, этот день с апрельской благодатью,
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью
И дышит все свершившейся мечтой.

Ведущий. Приложение 2

Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968) впервые поднялся в космос на корабле “Восток-1”. Его позывные - “Я – Кедр” - знала вся Земля. Хоть и совершил лишь один веток вокруг Земли и пробыл в космосе всего лишь 108 минут, но это было начало – полётов в космос женщин, начало групповых полётов в космос, и начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных станций, начало полётов на Луну, к Марсу и Венере.

Почему люди тянутся к звёздам?
Почему в наших песнях герой – это Сокол?
Почему всё прекрасное, что он создал,
Человек, помолчав, называет Высоким?
(Олжас Сулейменов)

Использованная литература.

1. Арон К. Человек поднялся в космос. – М.: Дет. Лит.,1984.

2. Голованов Я. Этюды о великом. – М.: Паритет, 1997.

3. Скрипкин А. Т. , Караченцов. И. С. Калуга космическая. – М.: Машино строение, 1977.

4. Феликс Лев. Из чего все. - М.: Дет. Ли.,1978.

5. Мифы древней Греции и Древнего Рима.