Для учителей химии

Общественный смотр знаний учащихся по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома»

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Форма: открытый урок.

Цель урока: обобщить знания учащихся о периодическом законе Д.И. Менделеева периодической таблице.

Воспитательные задачи: проверить степень усвоения изученного материала; создание атмосферы сотрудничества, воспитание коллективизма (технология сотрудничества), взаимопомощи и толерантности; развитие умений и навыков выделять главное, развитие речи, внимания, мышления; показ связи интеллектуального и практического багажа обучающихся с жизнью, развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, продолжать творческое развитие личности используя игровые технологии.

Подготовка к проведению общественного смотра знаний: изучение материала темы, составление сценария и презентации к уроку, вывешивание на стенде вопросов и типовых задач, планов для подготовке творческих работ. Обучающимся рекомендуется дополнительная литература и ссылки на страницы сайтов. Консультанты из числа обучающихся оказывают помощь отстающим в усвоении знаний школьникам. Создается жюри из 1-2 учителей и 1-2 обучающихся старших классов. Оценка жюри идет по подготовленной карточке для команд.

Оборудование. УМК “Химия 8” Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва “Просвещение” 2014 г, электронное приложение к учебнику, “Рабочая тетрадь по химии: 8 класс”: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана “Химия: 8 класс”, презентация(личная) “Общественный смотр знаний по теме “Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома””, коллекция монет, микролаборатории, мультимедийная доска.

Этапы занятия

Вступительное слово, организационный момент, постановка цели урока. 3 минуты
Фронтальный опрос. 7 минут
“Характеристика элемента по таблице Менделеева”. 7 минут
Викторина “Знакомый элемент” 7 минут
Главный итог жизни Д.И.Менделеева 8 минут
Практическая работа. 10 минут
Подведение итогов урока. 3 минуты

Сценарий общественного смотра знаний

1. Вступительное слово: (Слайд № 2,3)

1 марта 2015 года исполнилось 146 лет со дня открытия периодического закона.

“Случилось в Петербурге это
Профессор университета
писал учебник для студентов...
Задумался невольно он:
“Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?”
Искали многие решенье,
но, проходя лишь полпути,
бросали. Мучило сомненье:
“А можно ли закон найти?”. 

Постановка целей смотра, знакомство с правилами поведения, представление жюри.

2. Фронтальный опрос (Слайд № 4)

  1. Какие были первые попытки классификации химических элементов?
  2. Что такое химический элемент?
  3. Сколько элементов было известно во времена Д.И. Менделеева?
  4. Сколько элементов известно сейчас?

3. Письменное задание: (Слайд № 5, 6)

“Характеристика элемента по таблице Менделеева”.

1. Прежде, чем давать характеристику, необходимо угадать, о каком элементе идет речь.

2. Для наглядности 2-х человек пригласить к интерактивной доске, показать коллекцию монет:

Я не Буратино, нет! Но держу по 5 монет:
Эти монеты века былого (Cu), а эти монеты из дальних стран (Al).
О каком металле поведаете Вы нам?

Обучающиеся письменно дают характеристику алюминию или меди по их положению в периодической таблице.

  1. Знак элемента.
  2. Металл или неметалл, амфотерный металл.
  3. Порядковый номер.
  4. Относительная атомная масса.
  5. Период.
  6. Группа, подгруппа.
  7. Элементарные частицы, входящие в состав атома: электроны, протоны, нейтроны; их расчет.
  8. Строение атома: электронное, орбитальное, пространственное.
  9. Формулы бинарных соединений: оксидов, летучих водородных соединений (или гидридов); гидроксидов или кислот.

4. Викторина “Знакомый элемент”:

Обучающиеся отвечают на следующие вопросы (и находят в наборах элемент).

1) “Химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса?” (B) (Слайд № 7)

2) Назовите еще элементы начинающиеся на букву “Б” (бром, барий, бериллий, берклий, борий)

3)

“Из меня состоит все живое:
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас”. (С)

(Слайд № 8)

4) Назовите еще элементы начинающиеся на букву “С” и покажите их на электронной таблице (сера, сурьма, селен, серебро, скандий, стронций, сиборгий, самарий)

Работа с электронным учебником- приложением параграф 36

5)

“Металл я людям всем известный,
В быту и технике полезный.
А с медью сроднившись, латунь я рождаю.
Железо от порчи всегда ограждаю”. (Zn) (Слайд № 9)

6) Цинк амфотерный металл, назовите еще амфотерные металлы и покажите их на электронной таблице. (алюминий, германий, сурьма, полоний)

Работа с электронным приложением к учебнику-параграф 36

7)

“Я был когда-то грозным газом.
И на войне душил я многих разом.
Теперь утратил я былое назначенье,
И мирное имею применение”. (Cl)

(Слайд №10)

5. Периодический закон и Периодическая таблица.

Знаете ли Вы, что...

В 2010 году вышел сборник стихотворений десяти русских поэтов о великом русском учёном Д.И. Менделееве. (Слайд № 11)

Главный итог жизни Д.И. Менделеева – “Периодическая система химических элементов”.

“И каждый знак ее взлелеев
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им...” (А.Чивилихин)

  1. Что поведал миру Д.И. Менделеев? Формулировка периодического закона Д.И. Менделеева.
  2. Современная формулировка закона? (Слайд № 12)
  3. Что такое периодическая таблица? (Слайд № 13)
  4. Периоды? Физический смысл.
  5. Группы? Физический смысл.
  6. Как изменяются свойства элементов в периодах?
  7. Как изменяются свойства элементов в группах?
  8. “Был четвертый ряд нарушен. Элемент не обнаружен.
    Элемент не обнаружен – тот, что в этом месте нужен.
    Но напрасно беспокойство. Существует где-то он!
    Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!
    Удельный вес назвал и цвет, летуч на воздухе иль нет,
    Как плавится, в чем растворим...
    Законом пользуясь своим три элемента предсказал,
    Как будто их в глаза видал!...”
    Какие три элемента? (Галлий, скандий, германий) (Слайд № 14, 15, 16)
  9. Менделеев в своей лаборатории повесил общую рамку с портретами трех ученых и озаглавил ее “Укрепители периодического закона”. Кто это?
    (Леккок де Буабодран (галлий), Нильсон (скандий), Винклер (германий).) (Слайд № 17)
  10. Существование каких элементов еще предвидел Менделеев, сколько их?
    (11: скандий, германий, галлий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, технеций, франций, астат)

6.  Практическая работа.

Опыты взаимодействие металлов с водой. Демонстрация на интерактивной доске.

2Me I группа, главная подгруппа
3, 4 период

1. О каких Me идет речь? (K и Na)

2. Как их различить?

3. Что у них общего?

а) оба мягкие, режутся ножом;
б) твердые;
в) серебристо белые;
г) хорошо реагируют с водой

4. Растворение с воспламенением и без воспламенения?

5. Где какой металл?

6. Почему один металл реагирует быстрее, у какого Me ярче выражены металлические свойства?

7. Что осталось после реакции? (щелочь). Как ее обнаружить?

Проверка.

Подведение итогов. + Творческие работы.

Зачетный лист

Фамилия, имя ученика Фронтальный опрос Письменное задание Викторина Периодический закон Практическая работа Творческие работы Итог
               

7. Заключение. (Слайд № 18, 19)

Когда Д.И.Менделееву говорили: “Вы, гений”.

Он отвечал: “Трудился всю жизнь, потому и гений”. И у этого гения был свой девиз: “Один человек ноль, вместе - люди”.

Вот мы все вместе сегодня попытались подтвердить его девиз, обобщить полученные знания и оценить самих себя.

Жюри подводит окончательные итоги соревнования команд и индивидуальной работы каждого участника.

Учитель подводит итоги урока, оценивает работу класса и каждого ученика.