«Мораль сей басни такова…»

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель – обобщить знания, полученные на уроках литературы и внеурочных занятиях с педагогом-библиотекарем, подвести итог изучения творчества И.А. Крылова.

Задачи:

  • формировать духовный облик и нравственные ориентиры учащихся, развивать эстетический вкус и творческие способности;
  • способствовать росту читательской активности и продвижению чтения;
  • формировать у учащихся представление о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области, обеспечивать условия для многогранного восприятия мира.

Мероприятие проводилось для учащихся 1-11 классов.

Подготовка: Детям предварительно дано задание:

1. Прочитать басни И.А. Крылова.

2. Инсценировать басню (для каждого класса).

3. Подготовить иллюстрации самого интересного эпизода.

4. Подготовить викторину, презентацию.

Ход мероприятия

На сцену выходит ученик 2 класса, читает стихотворение М.Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. Слайд 1

Учитель литературы: В центре Москвы в сквере на Патриарших прудах есть оригинальный скульптурный ансамбль, в центре которого на скамье расположился сам Иван Андреевич, а рядом с бронзовых страниц его книг выступают фигуры знакомых каждому Кукушки и Петуха, Вороны и Лисицы, Осла, Козла и косолапого Мишки, вместе с проказницей Мартышкой. Иван Андреевич Крылов сидит, глубоко задумавшись. О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство? Слайд 2

Учитель литературы: Родился И. А. Крылов в семье армейского офицера. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Семья, и без того небогатая, осталась без средств к существованию. Крылов вынужден был пойти в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Приехав в Петербург, он стал сначала журналистом, а потом - библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 30 лет. Свою литературную деятельность И.А. Крылов начинал как драматург - автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями. Слайд 3

Педагог-библиотекарь: Зачем же детям 21 века изучать творчество Крылова, его басни? (ответы учащихся)

Да, согласна с вами, и сейчас есть человеческие пороки. Басни И.Крылова как никогда актуальны, потому что помогают посмотреть на себя со стороны и задуматься о наших недостатках. Иван Андреевич впервые создал басню – сценку. Крылов умело выстраивал комедийные ситуации. Персонажи его басен похожи на реальных людей, представляющих разные социальные слои - от лакея до царя. Обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя как люди: спорят, ссорятся, мирятся. Слайд 4

Учитель литературы: Басни Крылова легко запоминаются - такие они ясные, складные. А многие фразы из них стали крылатыми: “Ларчик просто открывался”, “А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”, - говорим мы, порой даже не думая, что цитируем героев произведений Крылова. Слайд 5

Учитель литературы: А что же такое басня и в чем ее особенность? (ответы учащихся). Слайд 6

Что же высмеивают басни? Чему учат басни? Слайд 7

Педагог-библиотекарь проводит викторину с учащимися по басням И.Крылова. Слайд 8

Учитель литературы беседует с учащимися о знаменитых баснописцах: По преданию в 6 веке до н.э. жил баснописец. Он был фригийским рабом, уродливым, но мудрым и проницательным человеком. Эзоп принадлежал простоватому философу Ксанфу. Впоследствии Эзоп был отпущен на волю, жил в одно время при дворе лидийского царя Креза, был обвинён в святотатстве дельфийскими жрецами и сброшен ими со скалы. Сборники прозаических басен известны под названием “Эзоповы басни”.

В 17 веке прославился французский баснописец Жан де Лафонтен. (1621 – 1695). Его басни лиричны, похожи на сказки. Он наполнил свои произведения говорами всех сословий. Называл свои басни “стоактными комедиями”.

Еще один известный русский баснописец 18 века А.П.Сумароков (1717 – 1777) Сумароков был первым профессиональным литератором (краткий рассказ о нем). Слайд 9

Педагог-библиотекарь: Ну и, конечно же, И.А. Крылов - знаменитый дедушка Крылов, как все его называли. К началу XIX века Крылов прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком-журналистом и стихотворцем. Менять виды литературной деятельности ему приходилось из-за трудности проведения своих идей через цензуру. В жанре басни для этого открывались наибольшие возможности. В 1809 году вышел первый сборник “Басен”. Слайд 10

Учитель литературы: Чтение произведений Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Педагог-библиотекарь: В Петербурге И. Крылов сошелся со многими известными людьми, его начинают приглашать в литературные салоны. Но чаще всего он появляется в доме президента Академии художеств - Алексея Николаевича Оленина. В оленинской гостиной по вечерам собирались люди искусства, такие, как художник Кипренский, актриса Екатерина Семенова, молодые поэты Гнедич и Батюшков, знаменитый тогда автор трагедии Озеров и творец популярной комедии “Ябеда” Капнист. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал у Олениных. Слайд 11

Учитель литературы: Давайте же заглянем в кабинет Ивана Андреевича Крылова и посмотрим, как он писал свои басни. Сценку представляют учащиеся 10-11 класса.

Крылов: Вот, мой друг Оленин, послушай, какую я басню написал. Начинает читать: “ Голодная кума Лиса залезла в сад;/ В нем винограду кисти рделись”.

Оленин: С удовольствием! Послушаю. Читай, друг мой.

Крылов читает: “А кисти сочные, как яхонты, горят;/Лишь то беда, висят они высоко...”

Оленин: Конечно, вы узнали басню “Лиса и виноград”. Иван Андреевич очень любил использовать образы разных животных, вкладывал в их уста разговорную речь разных сословий того времени...

Ну, а самая популярная героиня басен, конечно же, Лиса.

Крылов: Мы приглашаем на сцену артистов 1 класса с инсценировкой басни “Лиса и виноград”. (Сценка)

Крылов: (обращается к залу) Понравилось? Какова мораль басни? (ответы учащихся)

Оленин: Иван Андреевич, а ты знаешь, ребята не только хорошо выступили, а также написали отзывы к басням и подготовили рисунки.

Оленин: Вот, Иван Андреевич, Полина из 1 класса нашла крылатую фразу: “Хоть видит око, да зуб неймет”, и мораль, по ее мнению, заключается в том, что, не получив ожидаемого результата (вкусного и спелого винограда), лисица обвинила обстоятельства (виноград, висевший слишком высоко), а не собственную беспомощность. Слайд 12

Крылов: Есть люди добрые, а есть люди хитрые, которые используют доброту в своих целях. Встречаем 2 класс с инсценировкой басни “ Добрая Лисица”. Сценка. Слайд 13

Оленин: Иван Андреевич, а давай спросим у ребятушек, добрая ли лиса? А, ребята? (ответы учеников)

Оленин: Ребята с удовольствием прочли и другие басни, которые советуют и вам прочитать. Тимур из 2 класса в басне “Лебедь, Рак и Щука” нашёл крылатую фразу: “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. И выйдет из него не дело, а только мука”. И всем ребятам рекомендует работать дружно и слаженно, именно в этом и заключается успех любого дела.

Крылов: Даше из 2 класса героиня басни “Мартышка и очки” показалась глупой. Не зная, как пользоваться очками, она посчитала их вещью бесполезной. Дашино мнение разделяет и Оля, которая советует прочитать басню, так как в ней высмеивается глупость и необразованность. Мартышка выглядит невежей, по мнению девочек. Слайд 14

Крылов: А ещё меня возмущает лень и праздность некоторых людей. Тема труда волнует меня очень сильно. Посмотри, друг мой, в природе муравей и пчела все время трудятся, хлопочут, а стрекозы и бабочки безмятежно порхают с цветка на цветок.

Оленин: Пчелы? Да. Или мухи? Такие назойливые, не отвяжешься! 3 класс готов представить басню “Муха и пчела”.

Крылов: Друг мой, ребята 3 класса не одну басню приготовили.

Оленин: Очень хорошо! Мы сейчас и узнаем, чего же не приметил главный герой басни “Любопытный”. Слайд 15

Оленин: Иван Андреевич! Как много разных отзывов представили нам ребята 3 класса. Вот, например, София рекомендует прочитать басню “Зеркало и обезьяна”, так как, по ее мнению, некоторые люди в себе недостатков не видят, но обязательно увидят их в других. Так и обезьяна не узнала своего отражения в зеркале, а кумушек своих судит. Добрый Мишка ей дает совет: “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться”. К сожалению, глупой мартышке Мишенькин совет не пригодился.

Крылов: А Катя считает, что басня “Прохожие и собаки” учит нас не обращать внимания на тех, кто сплетничает. В качестве примера взяла строчку из моей басни: “Полают да отстанут”.

Оленин: В наше время многие люди, по мнению Лёши, кажутся персонажами басен, но не многие готовы с этим согласиться. Он увидел свое сходство с персонажем басни “Лев и Лисица” и очень рад, что сумел побороть свой страх. Считает, что басни учат мудрости, советует читать басни с удовольствием. Слайд 16

Крылов пишет за столом. Оленин обращается к зрителям: Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Примером может служить басня “Кукушка и Петух”. В ней изображены два современных Крылову литератора - соиздатели “Северной пчелы” и “Сына Отечества” Фаддей Булгарин и Николай Греч. Их взаимное славословие служило предметом насмешек многих писателей того времени.

Крылов иронизировал по этому поводу: “Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия”

Оленин: Итак, 4 класс с басней “Кукушка и Петух” (Сценка) Слайд 17

Крылов: Станиславу из 4 класса понравилась басня “Ворона и Лисица”, он считает её интересной и поучительной. Стас предупреждает, что к хвалебным словам нужно относиться осторожно. Нельзя верить льстецам. Слайд 18

Оленин: А Трофим, его одноклассник, любит твои басни, Иван Андреевич, за глубокий смысл, пример “Слон и Моська”. В современном мире лучше не приставать к тем, кто сильнее, и тем более, не стоит этим хвастаться. Он предупреждает, что за необдуманные поступки можно и получить.

Оленин: В 1803 году Иван Андреевич Крылов написал “первую” басню (из тех, что вошли в его басенные сборники) - “Дуб и Трость”, а вслед за ней “перевел” из Лафонтена еще одну - “Разборчивая невеста” и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. “Это ваш род, вы нашли его”,– сказал он Крылову. Сценка11 класса. Слайд 19

Оленин: Басня Крылова “Разборчивая невеста” - его раздумья об избранном писателем поприще баснописца. Крылов связал свою судьбу с таким литературным жанром, который к этому времени считался малозначительным и исчерпавшим свои возможности, но Крылов доказал, что это не так.

Крылов: В 1809 году в петербургские книжные лавки поступила в продажу моя первая книжка “Басни Ивана Крылова”.

Оленин: Книгу восторженно приветствовал В.А. Жуковский, особо отметивший поэтическое мастерство баснописца.

Жуковский: “Он имеет гибкий слог, который всегда применяет к своему предмету: то возвышается в описании величественном, то трогает нас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом. Он искусен в живописи - имея дар воображать весьма живо предметы свои, он умеет и переселять их в воображение читателя; каждое действующее в басне его лицо имеет характер и образ, ему одному приличные; читатель точно присутствует мысленно при том действии, которое описывает стихотворец”. Слайд 20

И, конечно же, самая известная басня этого сборника “ Ворона и Лисица”, которую представит нам 6 класс. Сценка 6 класса.

Крылов: Алексей Николаевич, а вот послушай, что пишут ребята об этой басне в своих отзывах: “Ворона доверчива, наивная, легкомысленная. Лиса хитрая, умная, ловкая”. Так считает Тамара из 6 класса и с ней согласна Алеся. Лиса, по её мнению, показала свою сообразительность и находчивость, а Ворона- свою глупость. “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок”. Слайд 21

Оленин: Басни И. А. Крылова - совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.

Крылов: мне всегда хотелось указать на всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным. В басне “Две собаки” я описал сценку-диалог между дворовым псом Барбосом, честно несущим, несмотря на лишения, свою сторожевую службу, и изнеженным барским любимцем Жужу. Давайте послушаем, о чем же они говорят. Встречайте 5 класс с миниатюрой “Две собаки”. Слайд 22

Крылов: А вы помните, друг мой Алексей Николаевич, реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810г. на 4 департамента. Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В. Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Вот я и решил написать о том, как спорили наши герои, кому какое место и в каком департаменте лучше занять. И дело не идет на лад потому, что отсутствуют единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи.

Оленин: Басня Ивана Андреевича Крылова “Квартет” живо откликнулась на вопрос, занимавший современников. Как решить этот спор? И нам помогут ребята 7 класса. Слайд 23

Оленин: Следующая басня “Волк и Ягненок в исполнении 8 класса не потеряла актуальности и сегодня.

Крылов: Да, в нашей жизни немало случаев, когда сильные и богатые диктуют свои правила и законы, не считаясь с мнением других. Они прибегают к силе тогда, когда хотят обойти закон и добиться своего. У них один закон - право сильного. Смотрим.

Оленин: Когда Крылова спрашивали, почему он выбрал именно басни, он отвечал: “Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети”. И.А.Крылов – первый русский писатель, произведения которого знали и любили все: и дети, и взрослые, и простые крестьяне, и знатные люди. На сцене 9 класс с басней “Змея и Ягненок”. Слайд 24

Оленин: Взяточничество, грабеж преступления по службе также составляли предмет сатиры Крылова. В басне “Слон на воеводстве”, которую нам представит 10 класс, Воевода Слон разрешает волкам с овцы “по шкуре снять”. Слайд 25

Крылов: Я всегда боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Моим оружием были басни – маленькие произведения, которые учили бы жить по справедливости.

Педагог-библиотекарь: Закончить наш фестиваль хочется отрывком из стихотворения Вяземского к юбилею Крылова:

Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет
Суровой истины чело.
Весь мир в руках у чародея,
Все твари дань ему несут,
По дудке нашего Орфея
Все звери пляшут и поют.

Длись судьбами всеблагими,
Нить любезных нам годов!
Здравствуй с детками своими,
Здравствуй, дедушка Крылов!

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.

Слайд 26

Список литературы.

  1. Крылов, И.А. [Текст] // Сочинения в двух томах. Том третий. - М.: Правда, 1956. - 475 с.
  2. Крылов, И.А. Басни и стихотворения [Текст] - М.: Советский писатель, 1952.- 439 с.
  3. Крылов, И.А [Текст] // Большая советская энциклопедия. - М., 1974. - Т.16. - С. 507
  4. Очерки о детских писателях. // Справочник для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 1999.- 240 с.
  5. Шер, Н.С. Рассказы о русских писателях [Текст] - М.: Детская литература, 1964.- 512с.