Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Класс: 10 (XX – начало XXI века)

Форма урока: урок-экскурсия

Цель: Знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва

Задачи:

  • Поиск необходимой информации в различных источниках.
  • Организация экспозиции (оформление стендов с фотографиями, документами, вещами, иллюстрирующими выступления учащихся)
  • Проведение экскурсии по экспозиции учащимися-экскурсоводами.
  • Умение анализировать источники информации и давать оценку изучаемым событиям.

Технологическая карта урока

1 Тема урока “Крайний Север в десятилетие Н.С. Хрущёва”
2 План 1 .Вступительное слово учителя

2. Экскурсия по теме “Крайний Север в десятилетие Н.С. Хрущёва”

а) выступление экскурсовода №1

б) выступление экскурсовода №2 и т.д.

3. Обсуждение. Подведение итогов урока

3 Подготовка к уроку 1. Учащиеся получают задание найти необходимую к уроку информацию в различных источниках (историческая литература, архивные документы, материалы улусной газеты “Дабаан”, семейные архивы, художественная литература, опрос участников событий и т.д.)

2. Учащиеся вместе с учителем оформляют в кабинете истории экспозицию “Крайний Север в десятилетие Н.С. Хрущёва” (фотографии, документы, личные вещи)

4 Планируемые результаты Личностные: осознание своей гражданской идентичности, понимание значимости истории малой родины для каждого человека, для истории страны.

Предметные: более глубокое знание учащихся об освоении Крайнего Севера в сер. 50-х – сер. 60–х гг. ХХ века, об истории своей малой родины – Кобяйского района (улуса) и п. Сангар.

Метапредметные: развитие исследовательских, аналитических, коммуникативных компетенций; умение работать с документами, проводить опрос, выступать перед аудиторией, публично защищать свою работу.

5 Методы и формы организации учебной деятельности учащихся Форма урока – урок-экскурсия.

Методы: поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

6 Оборудование Стенды учащихся, составляющие экспозицию “Крайний Север в десятилетие Н.С. Хрущёва”
7 Источники информации Историческая литература, статьи в улусной газете “Кобяйский вестник”, воспоминания очевидцев, Internet .

Ход урока

(Комментарий к технологической карте)

1. Вступительное слово учителя:

Изучая события, происходившие в СССР в десятилетие Н.С. Хрущёва, мы узнали об экономических реформах и начале десталинизации, об “оттепели” в культуре и Карибском кризисе, о первых полётах в космос и строительстве коммунизма, а также о многом другом. Этот довольно короткий отрезок в истории нашей страны оказался необычайно противоречивым и насыщенным. Некоторые события, такие как освоение целины, хорошо известны и освещены в исторической литературе. Однако в годы “правления” Н.С. Хрущёва активно осваивалась не только целина, но и другие отдалённые районы страны, в том числе и Крайний Север. Как жили люди в это время на Крайнем Севере - в Якутии, в нашем районе и посёлке? Затронули ли их жизнь реформы Н.С. Хрущёва? Как они относились к событиям в стране? Об этом расскажут сегодня наши экскурсоводы. А документальным свидетельством ушедшей эпохи станет экспозиция “Крайний Север в десятилетие Н. С. Хрущёва”.

2. Экскурсия по теме “Крайний Север в десятилетие Н.С. Хрущёва”.

А) Первый экскурсовод: “Сельское хозяйство Кобяйского района в 1953 – 1964 г.г.”

В советское время с 1953 по 1964 год Первым секретарём ЦК КПСС работал Н.С. Хрущёв. Как политический деятель, после Сталина, он пытался ввести перемены в жизнь страны. Готовя материалы для экскурсии, я встретилась и побеседовала с почётным гражданином Кобяйского улуса, ветераном тыла и труда Дмитрием Еремеевичем Соловьёвым. Уважаемый ветеран охотно поделился своими воспоминаниями;

“Больше всего мне запомнились три направления деятельности Н.С. Хрущёва. Первое – создание производственного управления сельского хозяйства. Тогда наш район был, кроме п. Сангар и п. Промышленный, сельскохозяйственным. Все наслега (сёла) района входили в состав одного Кобяйского совхоза. Все сельское хозяйство близлежащих районов: Верхневилюйского, Средневилюйского, Вилюйского, Сунтарского и Кобяйского управлялись из центра Ленинского района – п. Нюрба. Руководители собирались в Нюрбе, подводили итоги работы, отчитывались перед секретарём райкома партии Ленинского района.

Второе направление – освоение целины. Об этом много говорили. Государство требовало освоить брошенные земли. Эта работа не дала больших результатов. Разработка новых посевных площадей проводилась и в Якутии. Государство не думало о вреде, который наносили хрупкой северной природе. Однако после “оттепели” эти земли забросили, так как их обработка была экономически невыгодной.

Третье направление – посевы кукурузы. “Кукурузная эпопея” затронула и Якутию. По требованию партийных органов в якутских сёлах пытались выращивать кукурузу, но это растение не прижилось в холодном краю. Труд людей пропал даром.

В то время среди молодёжи действовал лозунг “Школа – производство – ВУЗ”. Дети заканчивали 10 классов, затем 2 – 3 года работали в сельском хозяйстве и только потом поступали в ВУЗ. В промышленности и сельском хозяйстве развивалось социалистическое соревнование.

В “хрущёвское” десятилетие край ожил. Сюда приехало много людей. Все были как “муравьи-труженики”.

Воспоминания ветерана, в основном касаются сельского хозяйства, потому что свои молодые годы он провёл в селе. Помимо беседы с ветераном, я изучила некоторые отчёты по сельскому хозяйству тех лет.

Из отчётов по развитию сельского хозяйства можно увидеть, что совхоз “Кобяйский” в то время показывал сравнительно хорошие результаты. По валовому надою молока, по поголовью крупного рогатого скота и лошадей план выполнялся и даже перевыполнялся.

Предметом заботы руководящих и партийных органов была борьба за высокую производительность труда и развёртывание социалистического соревнования. Фермы, участвующие в соревновании боролись за высокое звание “Коллектива коммунистического труда”

Из беседы с ветераном и работы с документами можно сделать вывод, что все события десятилетия Н.С. Хрущёва затронули Якутию. Наш далёкий край переживал то же, что и вся страна.

Далее экскурсовод комментирует содержание своего стенда, отвечает на вопросы.

Б) Второй экскурсовод: “Развитие промышленности в п. Сангар в 1953 – 1964 гг.”

На моём стенде представлена хроника событий в нашем посёлке 50 – сер. 60- х гг. Я начинаю эту хронику с 1952 года, потому что тогда произошло важное событие - были начаты целенаправленные нефтеразведочные работы в нашем районе.

Год События
1952 год Якутское геологическое управление начало сосредотачивать нефтепоисковые работы в районе Предверхоянского прогиба и Вилюйской впадины. Сангар стал одним из опорных пунктов геологоразведчиков, ведущих геофизические, буровые и другие работы. Были введены в глубокое бурение перспективные на нефть и газ площади: Китчанская, Усть-Вилюйская, Собо-Хаинская и Сангарская. Сангарский рудник выполнил годовой план добычи угля 20 октября. Передовикам соревнования было присвоено звание “Почётный шахтёр” с выдачей нагрудного знака и почётного форменного мундира. Такой высокой чести были удостоены Г.Е. Максимов, И.П. Бурнайкин, И.Г. Привалихин, С.М. Назаров, Е.И. Цыпандин, Л.Г. Горбунов, А.Г. Рудых, М.П. Лукьянов и другие
1953 год По результатам социалистического соревнования коллективу Сангарского рудника было присуждено переходящее красное знамя Совмина и Обкома ЯАССР и Красное знамя министерства морского и речного флота СССР.
1954 год В марте началась отработка новой шахты “Вспомогательный уклон”. Для откатки угля и пустой породы был внедрён первый аккумуляторный электровоз. На дамбе был установлен подъёмный кран “Марион”, который эксплуатировался до последнего года существования шахты. В районе посёлка началось колонковое бурение с целью детализации Сангарского поднятия, считавшегося перспективным на выявление нефти и газа. Однако пласты пород с нефтью или газом здесь не были обнаружены.
1955 год Бригада горнопроходчика – молодого новатора Синдеева показала пример скоростной проходки горных выработок. Протяжённость горных выработок в шахте к концу пятой пятилетки(1951 – 1955) превышала 8000 погонных метров. Среднесуточная отгрузка угля увеличилась на одну треть по сравнению с предыдущим годом и достигла 1525 тонн.

Сангарская торговая контора реализовала товаров на 2 миллиона рублей.

1956 год На техническом вооружении Сангарского рудника было семь электровозов; была построена разгрузочная станция.
1957 год Коллектив Сангарского рудника за достигнутые трудовые успехи был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

Почётный шахтёр Горбунов Леонтий Герасимович первым в истории посёлка Сангар был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали “Серп и молот”

К празднику 7 ноября в строй был введён Дом культуры “Шахтёр”

1958 год Состоялось торжественное открытие Дома пионеров.

В кружках художественной самодеятельности занималось 60 человек. Работали хоровой, драматический, вокальный кружки. Были духовой и эстрадный оркестры. Работал народный университет, первым ректором которого был В.М. Лурье.

В посёлке начала базироваться Северо-якутская нефтеразведочная экспедиция – СЯНРЭ. Начальником экспедиции был Иван Фёдорович Бабенко.

1959 год Указом Президиума Верховного Совета РСФСР райцентр Кобяйского района из села Кобяй был перенесён в посёлок Сангар; сюда были переведены все районные организации.

Начала работать шахта “Центральная штольня”; впервые был введён комбайн “Урал – 2М”, этим комбайном за одну смену добывали по 200 тонн угля.

1960 год Строительный участок Сангарского рудника был преобразован в самостоятельное строительно-монтажное управление
1961 год Нефтегазоразведчики СЯНРЭ впервые в условиях Якутии осуществили перетаскивание 40-метровой буровой вышки без разбора на другую точку. Перетаскиванием буровой вышки руководил прораб вышкомонтажной бригады В.Д. Можаров из Усть-Вилюйской нефтеразведки.
1962 год “Центральной штольней” были вскрыты пласты “Сложный”, “Логовой”, “Сапропелевый”, “Загадка” и “Юбилейный”
1963 год После окончания Казахского политехнического института с дипломом горного инженера по разработке угольных месторождений приехал и начал работать горным мастером Сангарского рудника Николай Корнилович Яковлев – один из двух первых инженеров – угольщиков из числа местных жителей.
1964 год В марте рудник был переименован, стал называться шахтоуправлением.

Сангарский Рыбзавод за год добыл 500 тонн рыбы.

Было открыто СПТУ – 9. Первым базовым предприятием училища стала шахта “Сангарская”

Сангар получил статус посёлка городского типа.

Как видно из хроники - главным предприятием посёлка Сангар в хрущёвское десятилетие был Сангарский угольный рудник (позже шахта “Сангарская”). Это не случайно, ведь посёлок и возник в 1928 году при руднике – первенце угольной промышленности Якутии.

В 50-е годы на Сангарский уголь появился большой спрос потребителей Бодайбинских золотых приисков, Момского слюдоуправления, г. Якутска. Уголь шёл на север: Яну, Оленёк, его не хватало всем потребителям. Активно работала нефтегазоразведочная экспедиция. У геологов был свой маленький посёлок в 5 км от п. Сангар – Смородичный. Тогда были открыты крупные месторождения газа в Кобяйском районе.

В эти годы посёлок динамично развивался. Активно развернулось строительство жилья, была образована коммунальная служба, открыто отделение связи, вступили в строй ДК “Шахтёр” и Дом пионеров. Посёлок стал районным центром.

Таким образом, можно сделать вывод, что в десятилетие Н. С. Хрущёва наш посёлок получил новый импульс для своего развития.

Далее: комментарии фотографий стенда, ответы на вопросы.

В) Третий экскурсовод: “Жизнь на Крайнем Севере в 50-е – 60-е годы ХХ века”

Во время подготовки моего выступления меня больше всего заинтересовали вопросы: Каким был крайний Север в десятилетие Н.С. Хрущёва? Какие люди здесь жили? Какой была здесь жизнь? Нужно отметить, что информация по этим вопросам крайне скудна.

Подготовить материал мне помогла книга С.Н. Попова “Иду на вынужденную..”. Сергей Николаевич Попов – пилот, налетавший 18000 часов в Якутии, Арктике и как полярный лётчик над Северным Ледовитым океаном. Он обслуживал геологические партии Института геологии СССР, золото- и алмазодобывающую промышленность ЯАССР, участвовал в высокоширотных экспедициях Института Арктики и Антарктики. Его книга рассказывает о молодых людях, в основном авиаторах, прибывших по комсомольскому призыву в Якутию осваивать Крайний Север через 15 лет после Великой Отечественной войны. Их жизнь, по словам автора, “была похожа на существование пассажиров, вынужденно оказавшихся в незнакомой местности без минимального комфорта, с минимальным НЗ всего, что было необходимо человеку для нормальной жизни”3.

В этой книге много места уделено посёлку Сангар и Кобяйскому району, потому что именно здесь, по сути, и началась лётная биография автора. Некоторые люди, описанные в книге, до сих пор живут в нашем посёлке. Я разговаривала с ними. Они подтверждали то, что написано в книге и даже предоставили мне фотографии, сделанные в начале 60-х годов её автором.

Вот как описывает С.Н. Попов наш посёлок в далёком 1960-м году:

“Это был более обжитой посёлок, чем Жиганск (центр соседнего Жиганского района, куда получил назначение автор книги). Здесь был совхоз, работала шахта по добыче угля. В нём стояло даже одно каменок здание в самом центре, гордость посёлка. Это был неплохой клуб “Шахтёр”...

В магазине был большой выбор продуктов, товаров. Володя давно увлекался фотографией и его заинтересовал новейший по тем временам фотоаппарат “Ленинград”, который мог за секунду сделать до трёх снимков, и он не мог его не купить; с этим фотоаппаратом потом он летал почти всегда”3

С. Н. Попов облетал весь район. Он рассказывает обо всех сёлах и посёлках, многие из которых в настоящее время закрыты. Однако самое интересное в его книге – это встречи с людьми. Молодые люди приезжали на Север, окутанные “пеленой романтического тумана, напускаемого пропагандистами от КПСС, и неизвестной читателям нынешнего поколения”.1 Условия жизни здесь были тяжёлыми. Жильё было неблагоустроенным, отопление – печным. “Удобства” были на улице (это при зимних температурах ниже -55 градусов). Воду привозили и заливали в бочки, стоящие в каждом доме. Иногда температура на полу в таких домах достигала – 12 градусов и вода замерзала. Однако даже таких квартир не хватало. Даже начальник аэропорта, одно время, жил с семьёй в маленькой комнате двухкомнатной неблагоустроенной квартиры, а бессемейная молодёжь ютилась в общежитиях. Зарплаты были маленькими, а цены в 2-3 раза выше, чем в европейской части страны. Чтобы получить все северные надбавки, здесь нужно было отработать 8 лет. Продукты были, в основном, консервированные. Обычные картофель, лук и чеснок ценились, чуть ли не на вес золота, их, при возможности, заготавливали мешками. Витаминов катастрофически не хватало. Зимой “спасались” строганиной из хорошей рыбы: нельмы, тайменя, муксуна, чира. С.Н. Попов описывает, как лётчики, привезя рыбу, зимой закидывали её в сугроб у общежития (для сохранения и от собак), а потом, кому надо было, её брали. Так молодые пилоты “подкармливали” и девушек – метеорологов, зарплата которых была всего 60 рублей. Рыбой, мясом, языками и другими “деликатесами” снабжало пилотов сельское якутское население. Жители сёл очень уважали лётчиков, потому что во многие из них, согласно словам старой песни, было действительно “только самолётом, можно долететь”. Однако, несмотря на эти трудности, на далёком Севере, в жизни молодёжи было всё: прекрасная, чистая природа, любовь, приключения, дружба и взаимовыручка”. Лётчики на маленьких самолётах ЯК -12 выполняли срочные санитарные полёты, патрулировали лесные пожары, искали потерявшихся людей, обслуживали экспедиции и просто помогали населению в малонаселённой и труднодоступной местности.

Здесь, на Крайнем Севере, по-моему, сложился свой особый образ жизни и особый человеческий характер. Северянина тех лет отличали: открытость, независимость, великодушие, доброжелательность, взаимовыручка, гостеприимство. Недаром, многие пожилые люди, чья молодость прошла на Севере, не смогли привыкнуть к жизни в “более тёплых” районах страны и вернулись в свой посёлок.

На стенде представлены фотографии, открытки, книги, иллюстрирующие рассказ экскурсовода. Экскурсовод отвечает на вопросы.

3. Обсуждение. Подведение итогов урока.

После экскурсии происходит обсуждение представленных материалов. Ученики дополняют экскурсоводов по материалам своих исследований и делают выводы об освоении Крайнего Севера в десятилетие Н.С. Хрущёва.

Заключительное слово учителя:

Подводя итог урока, мы вместе сделали следующие выводы:

1. В десятилетие Н.С. Хрущёва большое внимание уделялось освоению Крайнего Севера. Был дан новый импульс развитию отдалённых территорий, в том числе и Якутии. Здесь возникали новые города и посёлки, развивались старые, в основном связанные с разведкой и добычей полезных ископаемых.

2.Все главные события “хрущёвского времени” отразились и на Крайнем Севере, вплоть до освоения залежных земель и посадок кукурузы. Однако, отдалённость и особые условия жизни, приводили к тому, что здесь формировался особый тип человека – сильного, независимого (“дальше ссылать некуда”), надёжного.

3. Мнения ветеранов о десятилетии Н.С. Хрущёва оказались очень разными, часто противоположными. От положительных (“жили богато, было много продуктов и товаров, в столовых был бесплатный хлеб, не было преступности в посёлке”), до резко отрицательных (“развал колхозов, вред, нанесённый северной природе”). Это очень хорошо отражает противоречивость преобразований Н.С. Хрущёва.

Все участники урока отмечали скудность документальных источников и исторической литературы по изучаемой теме. К тому же многие вопросы мы сегодня не смогли рассмотреть, например, о реабилитации заключённых и ссыльных, которых здесь было очень много. Поэтому наши исследования необходимо продолжить.

Домашнее задание: Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку “Десятилетие Н.С. Хрущёва”.

Список литературы.

1. Гурьев К.Н., Слепцов В.Г. История Сангар в датах и фактах.- Якутск, 2002 г.

2. Новгородова Т.А. и др. 70 лет Сангар.- Сангар, 1998 г.

3. Попов С.Н. Иду на вынужденную....- Якутск, 2005 г.

4. Материалы краеведческого отдела улусной библиотеки и улусной газеты “Кобяйский вестник”.