История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок обобщения и систематизации знаний по истории Татарстана в форме интеллектуальной игре.

Класс(ы): 6 класс.

Предмет(ы): История.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана;
  • развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение;
  • формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Казань: Магариф,2010.

2. Султанбеков Б.Ф. и др. История Татарстана: учебное пособие для основной школы. Казань: ТаРИХ, 2011.

3. Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Казань: Магариф, 2010.

4. Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования6Методическое пособие для учителя. Казань: Татарское республиканское издательство “Хэтер” (ТаРИХ), 2003

5. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы. - Казань: Татарское республиканское издательство "Хэтер" (ТаРИХ), 2011. - 95 с.: ил.

Ресурсы Интернета:

1. http://rt-museum.narod.ru/kazan.html

2. http://www.bolgar.info/photo/thumbnails.php?album=6

3. http://kolizejinfo.ru/forum/8-241-1

4. http://images.yandex.ru/

Используемое оборудование: компьютер, проектор, таблички с названиями команд, презентация.

Условия и порядок проведения игры:

Участникам игры предстоит ответить на вопросы по следующим темам:

  1. На берегах Волги и Камы.
  2. Древние тюрки и ранние государства.
  3. Волжская Булгария.
  4. Золотая Орда.
  5. Казанское ханство.

Каждая команда готовит представление (название, девиз команды) – 3 мин.

План проведения

  1. Сообщение цели игры, объяснение правил.
  2. Презентация команд.
  3. Выбор вопросов и ответы на них. (Презентация)

1 блок - На берегах Волги и Камы.

  1. Место поселения первобытного человека, остатки неукрепленного поселения охотников и рыболовов каменного века? - стоянка.
  2. Приспособление для ловли рыбы в виде копья с острым наконечником? - гарпун.
  3. Видные представители эпохи бронзы Среднего Поволжья, потомки волосовских племен? - приказанцы.
  4. Какие современные народы являются потомками племен, живших на территории нашего края до новой эры?- марийского, удмуртского и коми народов.
  5. Первыми в наших краях в железный век вступили ............ племена- ананьинские.

2 блок - Древние тюрки и ранние государства.

  1. Начало похода гуннов в Европу?- 375 г.
  2. Предводитель гуннов. В середине V в. возглавил походы в Восточную Римскую империю, Галлию, Северную Италию. При нем гуннский союз племен достиг наивысшего могущества  -.Аттила.
  3. Основатель Тюркского каганата? - Бумын. Иль-каган.
  4. Столица Великой Булгарии? - Фанагория.
  5. Время существования Хазарского каганата? - 730-990 (VIII-X вв.)

3 блок - Волжская Булгария.

  1. Булгары в Среднее Поволжье пришли в - VIII-IX вв.
  2. Во главе Волжской Булгарии до принятия ислама стоял - Эльтебер.
  3. Правитель Волжской Булгарии, провозгласил ислам государственной религией в .... г. - Алмас(Алмуш), 922.
  4. Основоположник булгаро-татарской письменной литературы, автор поэмы “Кыйссаи Йусуф”? - Кул Гали.
  5. Автор знаменитых записок о Волжской Булгарии, посетивший её в 921-22 гг. в составе посольства багдадского халифа? - Ибн-Фадлан.

4 блок - Золотая Орда.

  1. Образование государства Джучидов (Золотой Орды)?- 1243.
  2. Внук Чингисхана, наследник Улуса Джучи, основатель Джучидского государства(Золотой Орды)?- Батый (Бату хан).
  3. Государственный совет при султане (хане); выполнял роль правительства, состоял из представителей высшей знати? - Диван.
  4. Правитель, при котором в 1312-42 гг. империя достигла наивысшего расцвета; принял ислам в качестве государственной религии и титул султана? - Узбек-хан.
  5. Когда и на какие государственные образования распалась Золотая Орда?- 1419(XVв.), Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства и Ногайская и Большая орды.

5 блок - Казанское ханство.

  1. Образование Казанского ханства?-1445.
  2. Административно-территориальная единица в Казанском ханстве? - Даруга.
  3. Слобода плотников и корабельных дел мастеров в устье Казанки ?- Бишбалта.
  4. Поэт XVI в., автор поэм “Дар мужей”(Тухфаи мардан), “Свет сердец”(Нуры содур), “Назидание” и др., пропагандировал идеи гуманизма, справедливости? - Мухамадьяр.
  5. Государственный и религиозный деятель, сеид Казанского ханства., поэт, автор “Книги Бакыргана”; один из руководителей обороны Казани в 1552 г., организовал отряд из шакирдов, погиб, защищая ханскую цитадель? - Кул-Шариф.

4. Подведение итогов

Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются из количества очков, заработанных командами.