Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 9

Цель урока для обучающихся: на основе изучения материала по истории Рязани и Рязанской области в годы Великой Отечественной войны, оценить вклад рязанской земли и рязанцев в победу СССР в Великой Отечественной войне.

Цель урока для учителя: организовать деятельность учащихся по развитию навыков работы с текстовым материалом, структурированию текстового материала, умения работы в группах, построения логических рассуждений.

Задачи:

предметные:

  • развитие способностей применять знания по истории Великой Отечественной войны для оценки вклада Рязани и Рязанской области в победу в войне;
  • развитие умения проводить поиск информации в исторических текстах, понимать и интерпретировать информацию.

метапредметные;

  • развитие умения заполнения таблицы;
  • развитие умения работы с текстовым материалом, отбора необходимой информации;
  • развитие умения интерпретировать информацию;
  • развития умения работать с текстом:
  • развитие умения представлять информацию в наглядно-символической форме;
  • развитие умения работать в группе.

личностные:

  • формирование позитивного отношения к истории страны;
  • формирование уважения к истории родного города;
  • понимание ценности вклада Рязани и Рязанской области в достижения страны;
  • формирование умения самостоятельной оценки учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма организации учебно-познавательной деятельности: групповая.

Оборудование и материал: для организации работы групп необходим тематический раздаточный материал, ватман, маркеры, изображение Монумента Победы в г. Рязани, магниты, изготовленные из бумаги красные тюльпаны.

Тема предыдущего урока: "Начальный период Великой Отечественной войны".

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Прогнозируемый результат Формируемые УУД
Организационый момент Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Психологическая готовность обучающихся к уроку. Регулятивные: способность к самоорганизации
Актуализация знаний. Вспомните, какой этап Великой Отечественной войны изучали на прошлом уроке? Отвечают на вопросы Начальный этап войны 22.06.1941 – 19.11.1942.

Изучали события с июня по декабрь 1941 года.

Регулятивные:

- фиксировать и анализировать динамику собственных результатов.

Познавательные:

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в необходимом контексте;

Коммуникативные:

- соблюдать нормы публичной речи.

Выделите характерные черты данного этапа войны. Период оборонительных боев и вынужденного отступления Красной армии.
Какие города проявили мужество и героизм на начальном этапе войны? Почему Вы так считаете? Брест, Минск, Смоленск, Ленинград, Одесса, Киев. Севастополь. Обучающиеся поясняют свой ответ.
Какое звание было присуждено городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.? Города-герои.
Мотивационный этап А что Вы знаете о роли Рязани и Рязанской области в

Великой Отечественной войне?

Отвечают на вопросы Обучающиеся предлагают в качестве ответа отрывочные сведения Познавательные:

- строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

- изложение своего мнения;

- умение слушать, вступать в беседу.

Объясните, почему необходимо более подробно изучить вклад Рязани и Рязанской области в победу в войне? Высказывают предположение Обучающиеся предполагают о необходимости знать историю родного края, т.к. это наша малая родина, жители города и области принимали участие в войне, а значит мы можем и должны гордиться подвигами рязанцев.
Постановка целей урока 5 декабря 2015 года Губернатор Олег Ковалев подписал распоряжение о присвоении Рязани почетного звания "Город воинской доблести". Прочитайте текст документа и выделите основания для присуждения городу такого почетного звания. (Приложение 1) Активное слушание, работа с текстом документа, ответ на вопрос Почетное звание присваивается населенным пунктам Рязанской области, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Регулятивные:

Целеполагание. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные:

- строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свое мнение;

- корректно отстаивать свою точку зрения;

- умение слушать, вступать в беседу.

Как вы думаете, какую главную проблему необходимо решить в ходе занятия? Формулируют проблему занятия Какую роль в Великой Отечественной войне сыграла Рязань и Рязанская область.

Что явилось основанием для присуждения Рязани почетного звания "Город воинской доблести".

На какие вопросы необходимо дать ответы в ходе урока? Ответ на вопрос. Велись ли на территории Рязани военные действия?

Какую помощь оказывала Рязань фронту?

Открытие новых знаний Каждая группа получает пакет информации по определенной теме, ватман и маркеры. Задание: Проанализируйте в группах предложенный материал (Приложение 2) и оформите Боевой листок по вашей теме.

На основе выступления представителей групп, необходимо заполнить таблицу "Вклад рязанского края в победу в Великой Отечественной войне" (Приложение 3).

Выполняют задание в группах. На основе анализа предложенного группам материала, используя ватман и маркеры, выпускают Боевой листок по заданной теме. Регулятивные:

- определение критериев планируемых результатов.

- планирование деятельности группы;

- определение последовательности действий;

- сверять свои действия с целью.

Коммуникативные:

- конструктивное взаимодействие с членами группы;

- умение слушать членов группы;

- умение выражать свои мысли;

- интеграция в группу; сверстников

- умение сотрудничать с другими людьми в поисках информации;

-умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

Познавательные:

- переводить многоаспектную информацию из текстовой в графическую или схему.

Находить в тексте требуемую информацию.

Каких критериев будете придерживаться при выполнении и оценке качества выполнения здания?

Учитель информирует о необходимости оценивания деятельности как своей, так и других групп согласно критериям.

Обучающиеся предлагают критерии Возможные критерии:

- четкость, логичность выступления;

- аргументированность выступления;

- самостоятельность выступления;

- наглядность Боевого листка, соответствие теме;

Учитель предлагает завершить работу и перейти к выступлению групп. Выступление представителей групп. Заполнение таблицы Самостоятельное изложение материала по теме, ведение записей в тетради.
Первичный контроль Учитель предлагает вернуться к проблеме урока и задает вопрос: "Почему Рязани присуждено почетное звание "Город воинской доблести"? Обучающиеся отвечают на вопрос Обучающиеся используют полученную информацию для ответа на вопрос. Познавательные:

- строить логическое рассуждение;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в необходимом контексте.

Коммуникативные:

- изложение своего мнения;

- умение слушать, вступать в беседу.

Рефлексия В 1975 году на площади Победы в нашем городе был сооружен монументальный комплекса в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Монумент символизирует единство фронта и тыла в то героическое время. Вечный огонь славы, горит у монумента, В праздники у подножья монумента всегда лежат цветы в знак памяти тружеников фронта и тыла. Если вы согласны с тем, что Рязанский край сыграл значительную роль в ходе Великой Отечественной войны, достоин носить почетное звание "Город воинской доблести", возложите свой цветок к подножию памятника. Обучающиеся определяют свою позицию и выходят к доске с небольшими символическими изображениями тюльпанов и крепят их на доске. Все обучающиеся считают необходимым прикрепить символичное изображение тюльпана к фотографии Монумента Победы. Регулятивные:

- принимать решение в учебной ситуации.

Учитель просит оценить по пятибалльной шкале выступление собственной группы, степень участия в деятельности каждого члена группы, выступление других групп. Обучающиеся коллективно оценивают деятельность групп. Выставление отметок согласно выработанным критериям оценивания Регулятивные:

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Коммуникативные:

- изложение своего мнения.

Информация о домашнем задании Учитель задает выполнить творческую работу: "Письмо в прошлое" – обращение к рязанцам, жившим в годы Великой Отечественной войны, в котором необходимо аргументирована выразить свое отношение к подвигу жителей в годы лихолетья.. Запись домашнего задания в дневник. Обучающие задают вопросы для уточнения домашнего задания. Регулятивные:

- определять критерии выполнения домашнего задания.

Использованные источники и литература.

1. Грешнова Н.В. Рязанская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг [Электронный ресурс]. - Режим доступа (датаhttp://rounb.ru/elbibl/el_res/bogatiri/Pdf/ryaz_obl_1941-45.pdf (дата обращения: 14.02.2016).

2. Закон Рязанской области от 19 марта 2015 г. N 8-ОЗ "О почетных званиях Рязанской области "Город воинской доблести", "Населенный пункт воинской доблести", "Рубеж воинской доблести" (принят постановлением Рязанской областной Думы от 4 марта 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ryazan/615939/#ixzz3zWC5Hjik (дата обращения: 07.02.2016).

3. История родного города. Учебное пособие по курсу краеведения для 8-9 классов общеобразовательной школы по курсу краеведение. Часть вторая. Рязань, 2007.