Глагол как часть речи

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (478,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Проверочный диктант

День был очень жаркий. По небу низко неслись дымчатые тучи и хлынули на поля потоки дождя. Деревья трепетали всеми листочками. Птички не переставали петь. Но вот тучка пронеслась, запорхал легкий ветерок. Сильный запах наполнил воздух.

- обозначьте знакомые орфограммы

- найдите предложение с однородными членами и разберите его.

- разберите по составу: дымчатые, пронеслась, запорхал

Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока.

- Сегодня мы продолжим изучение раздела “Морфология” и начнём расширять свои знания о глаголе.

- Что вы уже знаете о глаголе?

- Сформулируйте задачи урока.

(повторить все, что нам известно о глаголе)

Работа по теме урока

4. Работа по учебнику

Упр.139 с.68

- прочитайте стихотворение

- о каком времени года рассказывает автор?

- найдите в тексте глаголы.

- по каким признакам вы их нашли?

- запишите глаголы

- на какие две группы можно их разделить? (в прошедшем и будущем времени)

- выполните грамматические разборы, указанные в предложении

5. Карточка (взаимопроверка)

- Спишите. Поделите текст на предложения. Подчеркни глаголы

Однажды на птичьей кормушке появилась белка дети очень обрадовались ей белка села на задние лапки и взяла в передние кисточку сухой рябины она начала ловко объедать ягоды потом зверек схватил в зубы другую гроздь она прыгнула на сук и исчезла в густых ветвях ели с тех пор белка каждый день навещает столовую.

Упр.140 с.68

- прочитайте задание

- назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп

- запишите глаголы, обозначающие движение.

6. Дополнительное задание: составить сложное предложение с любым из этих глаголов.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

- Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)

- Что интересного заметили?

(в предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи)

- Но чем-то они отличаются?

(по вопросам и обобщенному лексическому значению)

- Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.

Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.

7. Работа в группах. Образуйте группы.

На парте лежит листок с текстом.

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.

- Прочитайте, внимательно, текст.

- Что удивило?

- Полностью понятен смысл текста?

- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?

“Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.

(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )

- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

8. Подведение итогов урока

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Как распознать глаголы среди других частей речи?

9. Домашнее задание

Упр.145 с.70.

Приложение 1

Приложение 2