Основание Красноярского острога. 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 7

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: игра “Умницы и умники”.

Цели:

  • повторить и обобщить знания учащихся, расширить их кругозор;
  • развивать логическое и креативное мышление;
  • развивать умение работать с документами и фотографиями;
  • прививать интерес к родному краю, его истории.

Перед игрой проводится конкурс на лучший орден шёлкового умника. Изготовленные ордена используются во время игры.

“...Он встал, в неоглядной затерянной шири,
Надёжным щитом на востоке Сибири.
Как воин бестрепетный в шлеме и латах,
Он встал, все пути преградив супостатам”.
Казимир Лисовский

1. Вступительное слово учителя:

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим игру “Умницы и умники”. Мы долго готовились, много прочитали литературы по теме, написали сочинения, нарисовали рисунки, сочинили стихи.

Совсем недавно наш край отметил свой 80-летний юбилей, наш краевой центр – г. Красноярск гораздо старше, ему более 3 веков. Давайте вспомним, кто строил город и, как это было.

Нашу игру будет судить ареопаг – жюри (представление жюри).

Послушайте правила игры: В каждом туре играет по три игрока, всего три отборочных тура и финал, в котором за победу будут играть победители туров. Зрители будут зарабатывать ордена шёлкового умника за правильные ответы на вопросы, предназначенные для них, а также могут отвечать, если игроки не смогут ответить. Перед вами три дорожки красного, жёлтого и зелёного цвета. На зелёной дорожке можно ошибаться два раза, на жёлтой – только один раз, а на красной дорожке ошибаться нельзя, но быстрее всего можно дойти до победы.

Дома вы получали задание сделать какую-то творческую работу, на их основании жюри распределит места, кто первый будет выбирать дорожку.

Если творческих работ мало, то в турах будут играть ребята, набравшие большее количество орденов.

Желаю вам успеха! Итак, мы начинаем!

Вопросы 1 тура

1. Кто сказал такие слова? Кто вы?

А. “ ...И нашёл я в Качинской подгородной землице место высоко, угоже и красно...” (А.Дубенский).

Б. “...Быти нам на государевой службе на Красном Яру на житье в казаках и государева служба служити, а не воровати, корчмы не держати, и не красти, и не бежати, а кто из нас десяти человек сбежит и на нас на порутчиках, на мне Микитке и на товарищах моих, государево жалованье, денежное и хлебное, и пеня государева...” (Казак).

В. “...Яз, ..., даю шерть государю своему, царю и великому князю всеа Руссии, самодержцу Владимирскому, Московскому, Новгородскому, царю Казанскому, Сибирскому, Астраханскому и иных многих государств, по своей бусурманской вере, на том, что быть мне под его государской высокою рукою, и ему великому государю служить и прямить и добра хотети во всём, и ясак ему великому государю давати по вся годы безпременно, и ему великому государю не изменять, и над его государевыми служилыми людьми дурна не чинить и не побивать...”  (Князец Татуш).

2. Вопросы по фотографиям и рисункам.

А. Что за памятник истории изображён на фотографии? Что вы о нём знаете? (Часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе после реставрации).

Б. Найдите среди этих рисунков изображение Красноярского острога? Почему выбрали этот рисунок?

В. Найдите на фотографии мост, связанный с именем А.Дубенского. Что вы знаете о нём и его местонахождении?

3. Ответь на вопрос?

А. Как увековечена память А.Дубенского в Красноярске? (Мост, улица, памятник).

Б. Чем был укреплён Красноярский острог? (Частокол, реки, башни, ров, вал, надолбы).

В. Сколько человек было необходимо для строительства острога, а сколько казаков набрал А.Дубенский? (Хотел набрать 500 человек, разрешили набрать 400 человек, а набрал 303 человека).

Вопросы 2 тура

1 . Кто Вы?

А. От Вас А.Дубенский унаследовал 1/3 прадедовской вотчины в селе Заболотье. (Брат А. Дубенского – Иван).

Б. “...Поручаю тебе Ондрей сходити вверх по Енисею в Тюлькину землицу за ясаком и отыскати место для заложения нового острога”. (Енисейский воевода Яков Хрипунов).

В. “Велю на том месте, в Качинской землице вверх по Енисее на Красном Яру поставити острог, а для тово острожнова ставленья отпустить А.Дубенского, а с Андреем Дубенским прибрати из Сибири, из Тобольска и изо всех сибирских городов казаков, сколько будет пригоже, и своё государево денежное и хлебное жалованье им по их окладу дати...”. (Царь Михаил Фёдорович Романов).

2 . Найдите по рисункам.

А. Найдите среди рисунков гербов герб рода Дубенских. Что он означал?

Б. Найдите герб города Красноярска после образования Енисейской губернии. Назовите год утверждения герба. Что он означал? (1822 г.)

В. Найдите первый герб города Красноярска. Назовите год утверждения герба. Что он означал? (1804 г.)

3. Ответь на вопрос.

А. Что Вы знаете о близких родственниках А.Дубенского? (Ветви рода: Хрипуновы, Аничковы, Ряполовские; брат Иван, жена, сын Иван, отец Ануфрий, дед Пимен, прадед Никифор и др.).

Б. Опишите Красноярский острог изнутри. (Воеводский двор, приказная изба, зелейные, хлебные амбары, 30 домов для казаков).

В. Какая современная денежная купюра связана с г.Красноярском? Что на ней изображено? (10 рублей, изображена часовня Параскевы Пятницы).

Вопросы 3 тура

1. Кто Вы?

А. У Вас долгое время в Москве жил Андрей Дубенский и его брат. Кто Вы? (Яков Хрипунов).

Б. Вы подружились с русскими, приплывшими на Енисей для строительства острога и даже дали лошадей им в помощь. (Князец Татуш).

В. “...Государю царю и великому князю всея России холоп твой челом бьёт. В прошлом, государь, во 133 году, по твоему государеву царёву и великого князя всея России указу, послан я, холоп твой, от тебя, государь, в Сибирь, в Тобольск. А велено мне, холопу твоему, прибрать в Тобольске ратных людей и идти с теми людьми на твою государеву службу ставити острог на Красном Яру...”  (А.Дубенский ).

2. Фотографии и рисунки.

А. Что за памятник изображён на фото? Найдите фото с современным видом памятника.  (Часовня Параскевы Пятницы).

Б. Найдите среди рисунков фрагмент стены Красноярского острога. Почему выбрали этот? (Заострённые брёвна у стен).

В. Найдите среди фото современное изображение памятника А.Дубенскому. Чем знаменито место, где стоит памятник? (Здесь будет остановка метро).

3. Ответь на вопрос.

А. С какими целями А.Дубенский отправился в Сибирь? Достиг ли целей? (Поправить материальное положение и продвинуться по службе. Целей не достиг).

Б. Какие трудности преодолевали казаки на пути к месту строительства острога? (Пороги, плыли против течения,возможны нападения, холод, голод).

В. Какие и сколько было средств передвижения у А.Дубенского и его товарищей? (16 дощаников, 5 лодок, 1 струг).

Вопросы для болельщиков

1. Сколько братьев и сестёр было у А.Дубенского? Как их звали? (Брат Иван).

2. Как ещё в 17 веке называли Красноярский острог? (Новокачинский, Качинский, Красный).

3. Как в 17 веке называли земли, где был построен Красноярский острог? (Тюлькина землица, Качинская подгородная земля ).

4. Как звали отца А.Дубенского? (Ануфрий).

5. Чем занимался отец А.Дубенского? (Был служилым человеком).

6. Как звали деда А.Дубенского? (Пимен).

7. Как звали прадеда А.Дубенского? (Никифор).

8. Где начинал службу А.Дубенский? (В Москве в Казанском приказе).

9. Назовите последнее место службы А.Дубенского? (1633 год, оборона Москвы, оборонял башню Кремля между Покровскими и Яузскими воротами).

10. Назовите родовое поместье А.Дубенского? (с.Заболотье Курмышенского уезда).

11. От кого унаследовал А.Дубенский часть имения? Почему? (От своего старшего брата Ивана, т.к. родители уже умерли).

12. Сколько детей было у А.Дубенского? Их имена? (Сын Иван).

13. Когда был основан Красноярский острог? (август 1628 года).

14. Сколько времени понадобилось для возведения острога? (2 недели, с 6 по 18 августа 1628 года).

15. В честь какой святой возвели часовню на Караульной горе? (в честь Параскевы Пятницы).

16. Почему казаки торопились возводить острог? (наступали холода, нужна была защита стен).

17. Почему Дубенский не набрал нужного количества людей? (русских в Сибири мало, далеко ехать, боялись неизведанного).

18. Как называется забор вокруг острога? (тын, частокол).

19. Что такое острог? (крепость, укрепление).

20. Кто дал приказ строить острог? (царь М.Ф.Романов).

21. Кто отправил Дубенского искать место для острога? (Яков Хрипунов).

22. Что означают на гербе Дубенских 3 жёлудя? (3 ветви родства).

23. Что такое шерть? (клятва на верность).

24. Кто такой Татуш? (аринский князец, с которым подружились русские).

25. Где рубили лес для острога? (выше по Енисею).

26. Почему там рубили? (не хотели нарушать красоту).

27. Что такое какора? (сухое дерево с корнем, из него строили корабли).

28. Что такое коч? ( корабль).

29. Что такое ясак? (сбор дани).

30. Какова высота острожного тына? (3,4 метра).

31. Какова высота башен острога? (18 – 20 м).

32. Каковы размеры рва? (10 м – ширина, 3 м – глубина).

Финальный тур

1. Кто Вы?

А....И мы нового Красноярсково острогу служилых атаманов Ивана Астраханца с товарищи три человека да пятидесятников и десятников, рядовых казаков триста человек пожаловали за те их службы и за терпение, и за острожное ставление велели им дати в приказе сверх нашего годового жалованья половину их денежных окладов. Атаманам по 6 рублёв с полтиною, пятидесятникам по3 рубля, десятникам по 2 рубля по 25 алтын, рядовым казакам по 2 рубля с полтиною человеку...”. (Царь Михаил Фёдорович Романов).

Б. “...Воеводам тобольским князю Алексею Никитичу, Ивану Васильевичу челом бью. В прошлом, во 136 годе июля в 26 день изменили качинские и аринские татаровя, князцы и лутчие люди, отъехали в кыргызы и у острогу служилых людей побивали и к острогу приступили. И посылал я на качинцев и аринцев войною атамана Ивана Кольцова и с ним служилых людей 140 человек...” (Андрей Дубенский).

В. “...Царю, государю и великому князю всея Руси и великому государю, святейшему патриарху Московскому и всея Руси Филарету бьют челом холопи ваши. По указу посланы мы, холопи ваши, в прошлом во 135 году на вашу государеву службу в новую Качинскую землицу на Красный Яр с Андреем Дубенским. И ваши, государь, хлебные запасы в дощаники погрузили и, нагрузя, мы, холопи ваши, дощаники, шли из Енисейского острогу до большова порогу грузными дощаниками три недели. И на пороге, государь, мы поднимались дощаниками две недели. и поднимаючися на пороге и достальные своя платьишка и обувишка от воды перегноили и на работе подрали...”. (Казаки).

2. Вопросы по фотографии.

А. Что изображено на фотографии? Что знаете об этом памятнике? (Триумфальные ворота в честь основания острога и к юбилею города. 2003 г.)

Б. Что за здание изображено на фото? Как оно связано с основанием города? (Большой концертный зал, на этом месте стоял острог).

В. Что за камень изображён на фото? Что о нём знаете? (В честь основателей острога. Поставлен на берегу Енисея в 1991 году).

3. Ответь на вопрос.

А. С какими целями был возведён Красноярский острог? (Защита территорий, Енисейского острога от нападений кочевников; сбор ясака, присоединение новых земель).

Б. Какие названия имела гора, на которой возвели смотровую башню? (Кум-Тигей, Караульная, Покровская).

В. Назовите сподвижников А.Дубенского, его товарищей, кого запомнили. (И.Кольцов, Астафьев, Жуков, Хохряков, Тулов, Артемьев, Ворона, Гаврилов, Чёрный, Плехан и другие).

Подведение итогов. Награждение победителей.

  1. Победителем становится ученик, победивший на дорожке.
  2. Если на дорожке не окажется победителя, то награждаются ученики, набравшие большее количество орденов в игре.
  3. Награждаются самые активные болельщики.
  4. Награждаются также ученики, выполнившие творческие работы.

5. Выставляются всем оценки.

Использованная литература

  1. Безъязыков Л. Красноярск изначальный. Красноярск, 1978 г, с. 59-88.
  2. Богданович К. Ставление города у Красного Яра. Красноярск, 1987 г.
  3. Быконя Г.Ф. Кем был основатель Красноярска. В кн. “Красноярский краевед”, Красноярск, 1991 г, с.12-32.
  4. Город у Красного Яра. Документы и материалы по истории Красноярска 17-18 в.в. Красноярск, 1981 г.
  5. История Красноярского края. Красноярск, 1981 г, с.38-40.
  6. История Приенисейского края. Красноярск, 1997 г, с. 8-10.
  7. Красноярск. Города и посёлки Красноярского края. Красноярск, 1988 г, с.4-21.
  8. Красноярск и красноярцы. Красноярск, 1978 г, с. 28-34.
  9. Красноярск. Очерки истории города. Красноярск, 1988 г, с. 8-13.
  10. Красноярск: этапы исторического пути. Красноярск, 2003 г, с. 8-33.
  11. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 4. Красноярск, 1997 г, с. 5-13, 113-121.