«Мечты сбываются?!.. Что нужно человеку для счастья?» (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (717,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 7

УМК:  “Литература. Начальный курс.7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений” . Автор-составитель Г.И.Беленький.

Технология:  “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: древо предсказаний, синквейн, кластер, письмо

Тип урока: Знакомство с новыми знаниями.

Урок рассчитан на учебный 1 час (= 45 минут).

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация учителя, текст Р. Брэдбери “ Каникулы”

Цель урока: провести идейно-художественный анализ рассказа американского писателя Рея Брэдбери “Каникулы”.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с творчеством Р. Брэдбери на примере рассказа “ Каникулы”.
  • Формировать отношение к фантастической литературе, как к литературе, отражающей явления реальной жизни.
  • Формировать навыки индивидуальной работы, самостоятельности мышления в условиях нетрадиционной ситуации.

Развивающие:

  • Развивать речь обучающихся, способствовать умению аргументировано излагать свои мысли., обобщать, делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес к изучению творчества писателя.

Воспитательные :

  • Способствовать духовно- нравственному развитию учащихся.
  • Воспитывать ответственность за свои поступки.

Ход урока

1. Организация класса.

(Приветствие, создание благоприятного эмоцианального климата)

Вступительное слово учителя.  (слайд № 1)

Дорогие ребята, сегодня нам предстоить познакомиться с рассказом замечательного американского писателя Рея Брэдбери “ Каникулы”. Эпиграфом к уроку я взяла слова знаменитого писателя А. де Сент-Экзюпери: “Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения”. (слайд № 2) .

К нему мы вернемся в конце урока.

Целеполагание:

- Какую цель поставим для себя н уроке? ( дети высказываются, учитель обобщает) (слайд № 3)

2. Проверка домашнего задания. (слайд № 4 )

Для начала скажем несколько слов о Р.Брэдбери.

- Что вы узнали о писателе из статьи, прочитанной дома в учебнике?

3. Изучение нового материала.

Стадия вызова.

1. Работа со словом каникулы.

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово каникулы?

Давайте оформим все ваши высказывания как кластер. (слайд № 5) В центре запишем словосочетание “ отличные каникулы”. Кружочки в схеме мы разделим на две части. В верхней части запишите свои слова, обозначающие наши ассоциации, связанные с этим словом. Один кружок оставим пустым, его мы заполним позднее.

2. Работа с названием.

- Рассказ Рея Брэдбери тоже называется “Каникулы”. Как вы думаете, о чем пойдет в нем речь? Сделайте свои предположения.

Учащиеся высказывают предположения, о чем может идти речь в рассказе.

Стадия осмысления.

Чтение с остановками.

- Мы будем читать текст особенным образом, с остановками.

1 отрывок.

День был свежий - свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.

Неожиданно рельсы задрожали. Сидя на путях, одинокий дрозд ощутил, как рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.Черный дрозд взмыл над морем.

Рельсы продолжали тихо дрожать, и наконец из-за поворота показалась, вдоль по берегу пошла небольшая дрезина, в великом безмолвии зафыркал и зарокотал двухцилиндровый мотор.

На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка. Дрезина проходила один пустынный участок за другим, ветер бил в глаза и развевал волосы, но все трое не оборачивались и смотрели только вперед. Иногда, на выходе из поворота, глядели нетерпеливо, иногда печально, и все время настороженно - что дальше?

На ровной прямой мотор вдруг закашлялся и смолк. В сокрушительной теперь тишине казалось - это покой, излучаемый морем, землей и небом, затормозил и пресек вращение колес.

- Бензин кончился.

Мужчина, вздохнув, достал из узкого багажника запасную канистру и начал переливать горючее в бак.

Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.

1 остановка. Работа с 1 отрывком. (слайд № 6)

- Рассказ открывается картиной пейзажа. В чем его необычность?

- Описывая пейзаж, автор употребляет слово ПАРОДОКС. (по гиперссылке на слайде можно посмотреть значение слова) (слайд № 7, скрытый) Почему? В чем проявляется пародоксальность?

- Какое ключевое слово используется по отношению к пространству? (пустынно)

- Неожиданно тишину нарушает появление людей. Кто они? Предположите, как они здесь оказались?

- Опишите взгляд этих людей? О чем он говорит?

- Предположите, что будет дальше.

Чтение 2 отрывка.

- Море красивое, правда? - сказала женщина.

- Мне нравится, - сказал мальчик.

- Может быть, заодно сделаем привал и поедим?

Мужчина навел бинокль на зеленый полуостров вдали.

- Давайте. Рельсы сильно изъело ржавчиной. Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю.

- Сколько лопнуло рельсов, столько привалов! - сказал мальчик.

Женщина попыталась улыбнуться, потом перевела свои серьезные, пытливые глаза на мужчину.

- Сколько мы проехали сегодня?

- Неполных девяносто миль. - Мужчина все еще напряженно глядел в бинокль. - Больше, по-моему, и не стоит проходить в день. Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть. Послезавтра будем в Монтерее, на следующий день, если хочешь, в Пало Альто.

Женщина развязала ярко-желтые ленты широкополой соломенной шляпы, сняла ее с золотистых волос и, покрытая легкой испариной, отошла от машины. Они столько ехали без остановки на трясучей дрезине, что все тело пропиталось ее ровным ходом. Теперь, когда машина остановилась, было какое-то странное чувство, словно с них сейчас снимут оковы.

- Давайте есть!

Мальчик бегом отнес корзинку с припасами на берег. Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним; на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути.

Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы.

- Мы одни, папа? - спросил мальчик, не переставая жевать.

- Да.

- И больше никого, нигде?

- Больше никого.

- А прежде на свете были люди?

- Зачем ты все время спрашиваешь? Это было не так уж давно. Всего несколько месяцев. Ты и сам помнишь.

- Плохо помню. А когда нарочно стараюсь припомнить, и вовсе забываю. - Мальчик просеял между пальцами горсть песка. - Людей было столько, сколько песка тут на пляже? А что с ними случилось?

- Не знаю, - ответил мужчина, и это была правда.

2 остановка. Работа с 2 отрывком. (слайд № 8 )

- Почему мужчина так официально одет? Он все время в каком-то напряжении, как вы это разъясните?

- Мы можем выдвинуть гипотезы, что произошло с остальными людьми? Запишите кратко несколько версий. Позже проверим их.

Мои предположения ( например) Верно / наверно
  • Людей похити инопланетяне.
  • Семья прилетела с другой планеты, на Земле никого уже не было
  • Произошла какая-то катастрофа
  • Все умерли от болезни
 

- Предположите, что произойдет дальше?

Физкультминутка для глаз.(Слайд № 9) Не поворачивая головы, посмотрите вправо – влево (№ 1), вверх-вниз( № 2), нарисуйте глазами круг ( №3, 4), нарисуйте глазами вертикальную восьмерку ( № 5). Затем быстро поморгайте в течение нескольких секунд. Несколько раз сильно зажмурьтесь. Закройте глаза на 5 секунд. Откройте.

Чтение 3 отрывка

В одно прекрасное утро они проснулись и мир был пуст. Висела бельевая веревка соседей, и ветер трепал ослепительно белые рубашки, как всегда поутру блестели машины перед коттеджами, но не слышно ничьего "до свидания", не гудели уличным движением мощные артерии города, телефоны не вздрагивали от собственного звонка, не кричали дети в чаще подсолнечника.

Лишь накануне вечером он сидел с женой на террасе, когда принесли вечернюю газету, и даже не развертывая ее, не глядя на заголовки, сказал:

- Интересно, когда мы ему осточертеем и он всех нас выметет вон?

- Да, до чего дошло, - подхватила она. - И не остановишь. Как же мы глупы, правда?

- А замечательно было бы... - Он раскурил свою трубку. – Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

- Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

- Наверно, да, - ответил он. - Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все что растет - цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

- Но мы-то должны остаться. - Она тихо улыбнулась.

- Хорошо было бы. - Он задумался. - Впереди - сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории. И мы с корзиной припасов, и самый долгий пикник. Только ты, я и Джим. Никаких сезонных билетов. Не нужно тянуться за Джонсами. Даже автомашины не надо. Придумать какой-нибудь другой способ путешествовать, старинный способ. Взять корзину с сэндвичами, три бутылки шипучки, дальше, как понадобится, пополнять запасы в безлюдных магазинах в безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето...

Долго они сидели молча на террасе, их разделяла свернутая газета.

Наконец она сказала:

- А нам не будет одиноко?

3 остановка. Работа с 3 отрывком. (слайд № 10)

- Теперь мы знаем, почему герои остались одни на всей планете.

- Какое предположение оказалось верным? Если у вас не было верного, то допишите его.

- Почему с такой легкостью мужчина и женщина готовы расстаться со всем?

-Можно ли назвать желание мужчины эгоистичным? ( Да, ведь он мечиает об исчезновении всего рода человеческого, но делает исключение для своей семьи)

- Как герои рисуют себе эту мечту, эти самые длинные каникулы на Земле?

- В нашем кластере можете ставить знаки “+” там, где признаки ваших счастливых каникул совпадают с рассказом, и “-” там, где – не совпадают.

- Возникло ли сомнение у героев, будут ли они счастливы? 

- Предположите, что произошло с героями дальше?

Чтение 4 отрывка

Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.

Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил:

- Все исчезли.

Он понял это по звукам, которых город больше не издавал.

Они завтракали не торопясь, потому что мальчик еще спал, потом муж выпрямился и сказал:

- Теперь мне надо придумать, что делать.

- Что делать? Как... разве ты не пойдешь на работу?

- Ты все еще не веришь, да? - Он засмеялся. - Не веришь, что я не буду каждый день выскакивать из дому в десять минут девятого, что Джиму больше никогда не надо ходить в школу. Все, занятия кончились, для всех нас кончились! Больше никаких карандашей, никаких книг и кислых взглядов босса!Нас отпустили, милая, и мы никогда не вернемся к этой дурацкой, проклятой, нудной рутине. Пошли!И он повел ее по пустым и безмолвным улицам города.

- Они не умерли, - сказал он. - Просто... ушли.

- А другие города?

Он зашел в телефонную будку, набрал номер Чикаго, потом Нью-Йорка, потом Сан-Франциско. Молчание. Молчание. Молчание.

- Все, - сказал он, вешая трубку.

- Я чувствую себя виноватой, - сказала она. - Их нет, а мы остались. И... я радуюсь. Почему? Ведь я должна горевать.

- Должна? Никакой трагедии нет. Их не пытали, не жгли, не мучили. Они исчезли и не почувствовали этого, не узнали. И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность - быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?

- Но... но тогда нам нужно заводить еще детей?

- Чтобы снова населить мир? - Он медленно, спокойно покачал головой. 

- Нет. Пусть Джим будет последним. Когда он состарится и умрет, пусть мир принадлежит лошадям и коровам, бурундукам и паукам. Они без нас не пропадут.

А потом когда-нибудь другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши, и будет жить дальше. А сейчас уложим корзину, разбудим Джима и начнем наши тридцатилетние каникулы. Ну, кто первым добежит до дома?

Он взял с маленькой дрезины кувалду, и пока он полчаса один исправлял ржавые рельсы,

женщина и мальчик побежали вдоль берега. Они вернулись с горстью влажных ракушек и чудесными розовыми камешками, сели, и мать стала учить сына, и он писал карандашом в блокноте домашнее задание, а в полдень к ним спустился с насыпи отец, без пиджака, без галстука, и они пили апельсиновую шипучку, глядя, как в бутылках, теснясь, рвутся вверх пузырьки. Стояла тишина. Они слушали, как солнце настраивает старые железные рельсы. Соленый ветер разносил запах горячего дегтя от шпал, и мужчина легонько постукивал пальцем по своему карманному атласу.

- Через месяц, в мае, доберемся до Сакраменто, оттуда двинемся в Сиэтл. Пробудем там до первого июля, июль хороший месяц в Вашингтоне, потом, как станет холоднее, обратно, в Йеллоустон, несколько миль в день, здесь поохотимся, там порыбачим...Мальчику стало скучно, он отошел к самой воде и бросал палки в море, потом сам же бегал за ними, изображая ученую собаку.

Отец продолжал:

- Зимуем в Таксоне, в самом конце зимы едем во Флориду, весной – вдоль побережья, в июне попадем, скажем, в Нью-Йорк. Через два года лето проводим в Чикаго. Через три года - как ты насчет того, чтобы провести зиму в Мехико-Сити? Куда рельсы приведут, куда угодно, и если нападем на совсем неизвестную старую ветку - превосходно, поедем по ней до конца, посмотрим, куда она ведет. Когда-нибудь, честное слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут - находка...

4 остановка. Работа с 4 отрывком. (слайд № 11 )

- Итак, мечта героев сбылась. Когда мечта сбывается, человек счастлив. Какие положительные моменты “отличных каникул” вы выделили?

- Как вы думаете, действительно ли эти каникулы принесут счастье героям?

В пустой круг впишите слово счастье. Если считаете, что они будут счастливы , тот поставьте “+”, если нет, то “ - ”. (слайд 12)

Физкультминутка.  (слайд № 13)

Чтение 5 отрывка.

Он смолк. Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек.

Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.

Она ахнула. Взяла его руку и крепко сжала.

Он стиснул ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:

- Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?

Она подумала, потом кивнула.

И тут оба вздрогнули.

Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын.

Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там где оставила след слезинка.

- Ты... - сказал он и вздохнул. - Ты... Папа, тебе тоже не с кем играть.

Жена хотела что-то сказать.

Муж хотел взять руку мальчика.

Мальчик отскочил назад.

- Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!

Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами. Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.

- Не надо. Оставь его.

Тут же оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая плакать, что-то написал на клочке бумаги, сунул клочок в бутылку, закупорил ее железным колпачком, взял покрепче, размахнулся - и бутылка, описав крутую блестящую дугу, упала в море.

Что, думала она, что он написал на бумажке? Что там, в бутылке?

Бутылка плыла по волнам. Мальчик перестал плакать.

Потом он отошел от воды и остановился около родителей, глядя на них, лицо ни просветлевшее, ни мрачное, ни живое, ни убитое, ни решительное, ни отрешенное, а какая-то причудливая смесь, словно он примирился со временем, стихиями и этими людьми. Они смотрели на него, смотрели дальше, на залив и затерявшуюся в волнах светлую искорку - бутылку, в которой лежал клочок бумаги с каракулями.

Он написал наше желание? - думала женщина. Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?

5 остановка. Работа с 5 отрывком. (слайд № 14 )

- Почему отец плакал? (Он сожалеет, он понимает, что был не прав)

– Как наказан эгоизм мужа и жены? 

- Почему мальчик зол на родителей? Чем вызвана эта истерика?

(Они обречены на одиночество. Герои пытаются казаться счастливыми, хотя бы перед своим сыном. Мечтая избавится от людей, шума, гама, они не думали о том, что обрекают себя и своего сына на одиночество, что лишают себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные каникулы.)

- О чем теперь мечтают герои? Что мог написать мальчик в письме, вложенном в бутылку?

- Предположите, что произойдет дальше?

4. Итоги урока

- У этих людей было все. Сбылась их главная мечта, но счастливыми они не стали. Что же им не хватало? (друзей, общения)

(слайд № 15) Обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам А. де Сент-Экзюпери: “Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения”.

- Согласны ли с этими словами? Запишите их.

5. Рефлексия. ( слайд № 16 )

- Составим синквейн к слову каникулы.

Заслушиваем несколько ответов.

6. Домашнее задание на выбор (слайд № 17) :

1. Напишите письмо, которое вложил мальчик в бутылку.

Или

2. Напишите концовку рассказа.

Хвалим ребят за работу. Просим их прокомментировать свою работу на уроке. (слайд № 18). Комментируем выставление оценок.