Использование шаблонов в программе Microsoft Word

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Раздел программы: текстовый процессор Microsoft Word.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Время проведения урока: один из последних уроков по теме “Оформление текстовых документов в программе Microsoft Word”.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, листы самоконтроля, ручки с синей и зеленой пастой, словари иностранных слов или толковый словарь, образцы резюме, рекомендации по составлению резюме.

Цели урока:

  • Образовательная – познакомить учащихся с понятиями шаблона и резюме. Учить использовать компьютерные шаблоны при составлении резюме.
  • Развивающая – развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике.
  • Воспитательная – повысить уровень информационной культуры учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Повторение изученного материала (5 мин.)
  3. Объяснение новой темы (15-16 мин.)
  4. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы (12-15 мин.)
  5. Проверка практической работы ( 3 мин.)
  6. Подведение итогов урока (3 мин.)

Ход урока

То, что мы знаем – ограничено,
А, то, что мы не знаем – бесконечно.
П.Лаплас

1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте ребята. Садитесь. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у Вас, жажду новых познаний, ведь “великий океан истины” по-прежнему расстилается перед Вами не исследованным до конца.

Тема нашего урока: “Использование шаблонов в программе Microsoft Word”.

Откройте тетради, запишите число и тему урока. Обратите внимание на эпиграф. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим о двух понятиях: шаблоны и резюме. Попытаемся научиться составлять резюме на компьютере с использованием соответствующего шаблона. Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

Вместе не трудно, вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно!

2. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Чтобы в конце урока определить достигнута ли поставленная цель, давайте выполним небольшую работу. У каждого из вас на столе лежит лист самоконтроля (Приложение 1). Синей пастой поставьте знак “+” в соответствующей колонке. (После заполнения листов учащиеся кладут их на край парты до конца урока).

Учитель: с текстовым редактором Microsoft Word Вы уже хорошо знакомы. Перечислите пожалуйста основные возможности этого мощного текстового процессора.

Возможные ответы учащихся:

  • эта программа позволяет вводить текст;
  • вставлять в документ рисунки и отсканированные изображения;
  • форматировать текст и графические изображения;
  • создавать сложные по структуре документы;
  • добавлять таблицы и диаграммы;
  • сохранять документы

Учитель: Молодцы! Правильно.

3. Объяснение новой темы.

Но кроме документов, которые Вы уже научились оформлять, существует множество других: анкеты, опросные листы, брошюры и служебные записки. Все они представляют собой бланки, предназначенные для заполнения и последующей обработки. Так, например, в текстовом процессоре Microsoft Word существует такое понятие, как ШАБЛОН.

Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите это слово?

Учащиеся выстраивают свой ассоциативный ряд.

Учитель:

ШАБЛОНЫ – это образцы или модели, позволяющие быстро создавать типовые документы.

Запишите, пожалуйста, это определение в тетрадь.

Т.е по своей сути, шаблоны – это заготовки будущих документов.

При создании документа, используя шаблон, пользователю нужно только ввести текст, т.к. стандартные элементы шаблона включаются в документ автоматически.

Итак, как же создать шаблон?

Для этого в первую очередь необходимо запустить программу Microsoft Word. После запуска текстового процессора на экране монитора появляется изображение окна этой программы. По умолчанию мы с Вами видим чистый лист, который является рабочим полем.

Подскажите, как быть, если привычный для Вас рабочий лист отсутствует?

Возможный ответ учащихся: Щелкнуть по кнопке “Создать”

Учитель:  Хорошо, кто знает другой способ?

Возможный ответ учащихся: Выполнить команду Файл - Создать – Новый документ

Учитель:

Совершенно верно. Я сделаю именно так, как Вы сказали. В меню Файл выбираем пункт Создать и на экране монитора появляется диалоговое окно “Создание документа”, где действительно имеется значок “Новый документ”. Если выбрать этот значок и щелкнуть по кнопке “Новый документ”, в окне программы Microsoft Word снова откроется новый документ. На самом деле этот чистый лист ни что иное, как шаблон, который предназначен для ввода текста и графики. Он содержит все наиболее часто используемые в Word параметры: панели инструментов, их кнопки и расположение, пункты меню и т.д.

Значит можно сделать вывод, что с одним из шаблонов Вы уже хорошо знакомы.

Вернемся к окну “Создание документа”. Выбрать “На моем компьютере...”. Значок создания Нового документа находится во вкладке “Общие”. Давайте внимательно посмотрим на это диалоговое окно. Кроме вкладки “Общие” существуют другие : Другие документы, Записки, Отчеты и т.д. Значит, кроме обычных Новых документов можно создавать другие – “НЕОБЫЧНЫЕ”.

Например, если выбрать вкладке письма и факсы, то можно создать изысканное или современное письмо, или воспользоваться мастером факсов. Как создать трафаретное письмо Вы можете разобраться и без учителя, пользуясь справочной системой.

Пожалуй, самым загадочным является шаблон резюме.

Что такое резюме? Может кто-нибудь попробует ответить на этот вопрос? (Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает всем обратиться к словарю иностранных слов и записать определение резюме в тетрадь).

РЕЗЮМЕ – это краткое изложение сути написанного, прочитанного или сказанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо; несклоняемое существительное среднего рода от французского resume (словарь иностранных слов г. Москва).

В настоящее время резюме очень часто составляется при поступлении в какое-либо учебное заведение или при устройстве на работу. А для Вас это сейчас не мало важно.

По стилю написания резюме может быть стандартное, современное и изысканное. У каждого на парте есть образцы этих трех стилей.(Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 ). Посмотрите на них внимательно и ответьте мне на вопрос “Что в этих трех документах общего?”

Возможные ответы учащихся: Повторяются пункты – цель, опыт работы, образование, увлечения.

Учитель: Правильно. А чем эти документы отличаются?

Возможные ответы учащихся: Оформлением

Учитель:

Верно. Отличаются стилем оформления. Например, в стандартном резюме используется полужирное начертание, а в современном стиле – выделение цветом.

Чтобы составить резюме на компьютере, необходимо выполнить следующий алгоритм:

1. Выполнить команду Файл-Создать;

2. В диалоговом окне “Создание документа” выбрать команду “На моем компьютере...” вкладку “Другие документы”;

3. Выбрав нужный стиль резюме, щелкнуть по кнопке “ОК”.

4. Заполнить резюме.

Или

1. Выполнить команду Файл-Создать;

2. В диалоговом окне “Создание документа” выбрать команду “На моем компьютере...” вкладку “Другие документы”;

3. Выбрав “Мастер резюме”, щелкнуть по кнопке “ОК”.

4. В диалоговом окне “Мастер резюме” щелкнуть по кнопке “Далее”.

5. В окне выбрать стиль оформления и щелкнуть по кнопке “Далее”.

6. В окне выбрать тип резюме (н., “Обычное”), щелкнуть по кнопке “Далее”.

7. В диалоговом окне указать свои Ф.И.О., а также адрес и др. сведения, щелкнуть по кнопке “Далее”.

8. В окне укажите, какие сведения о себе вы хотите включить в резюме, щелкнуть по кнопке “Далее”.

9. В окне из списка предложенных пунктов выбрать необходимые, щелкнуть по кнопке “Далее”.

10. Выбрать дополнительные пункты, щелкнуть по кнопке “Далее”.

11. Добавить свои дополнительные пункты в резюме, щелкая по кнопке “Добавить”.

12. В диалоговом окне щелкнуть по кнопке “Готово”.

13. Заполнить резюме.

Запишите этот алгоритм в тетрадь.

(после записи алгоритма в тетрадь учитель показывает, как заполняются поля шаблона)

Физкультминутка

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: А теперь представьте себе, что я – председатель приемной комиссии какого-либо учебного заведения. При поступлении Вы должны предоставить приемной комиссии резюме, заполненное на компьютере. При работе за компьютером не забывайте соблюдать правила по технике безопасности. Выполнив предложенный мною алгоритм, Вы будете заполнять свое резюме. При оценке Ваших работ будет учитываться не только правильность заполнения полей, их содержание, но и оформление. Проявите творческий подход, воспользуйтесь всеми известными Вам возможностями форматирования и редактирования текста.

(Учащиеся выполняют практическое задание в течение 12-15 минут, а учитель корректирует их действия. Для учащихся, занимающихся на “3” предлагается рекомендации правила по составлению резюме (Приложение 5).

5. Проверка практической работы

Учитель:

Ребята, Вы конечно уже знаете, что в учебные заведения поступают на конкурсной основе. Поэтому я, как председатель приемной комиссии, хотела бы отметить резюме следующих учащихся. (Перечисляются фамилии детей). Они не допустили ошибок при заполнении полей шаблона, Воспользовались различными стилями начертания и выравнивания.

От обычных документов шаблоны отличаются тем, что в них приняты специальные меры, исключающие возможность их повреждения. Открывая шаблон, мы начинам Новый документ и вносим изменения в содержание шаблона. При сохранении же мы записываем новый документ, а шаблон, используемый в качестве основы, остается неизменным и пригоден для дальнейшего использования.

Шаблоны имеют фундаментальное значение, дают пользователю большие возможности по их применению.

На уроке мы с Вами познакомились с одним из них. Но существуют и другие: календари; брошюры; справочники. (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).

6. Подведение итогов урока.

Наш урок близится к завершению. Я попрошу Вас вернуться к листу самоконтроля, который вы заполняли в начале урока. Возьмите ручки с зелеными пастами и еще раз заполните эти же листы. Сравните, пожалуйста, ваши ответы на поставленные вопросы в начале и в конце урока. Ответьте мне на вопрос: “Что нового Вы узнали на уроке?”.

Приложение 9.

На основе ваших ответов можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале урока, нами достигнута. Вашу работу на уроке, учитывая ответы каждого, создание собственного резюме я оценила следующим образом. (Сообщаются оценки каждому учащемуся).

Загляните в компьютер. Сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур!

Спасибо за урок, до свидания!