Интегрированный урок (русский язык и литература) "Роль глаголов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Урок с использованием электронного учебника


Цель:

  • знакомство с понятием “лексический анализ текста”;
  • формирование умения лексического анализа текста; повторение и закрепление изученного по теме “Глагол”.

Развивающая: развитие мыслительных умений, навыков; развитие воображения; развитие речи учащихся.

Воспитательная: воспитание творческого читателя; воспитание любви к родному слову,к родной литературе.

Методы и приёмы:

  • частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа;
  • словесное рисование, выразительное чтение, тренировочные упражнения.

Тип урока: мини-исследование.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, экспозиция рисунков поэта, текст стихотворения “Тучи”, музыка Бетховена (7 симфония 2 часть).

Эпиграфы к уроку:

Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность. (В.Г.Белинский)

Русский язык в умелых руках - красив, певуч, выразителен, гибок, ловок и вместителен. (А.И.Куприн)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

II. 1. Объявляется тема урока.

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

-Да, мы проведём сегодня мини-исследование (записано на доске), чтобы ответить на два важных вопроса. Может, кто-нибудь знает, какие? (предположения учащихся)

Проблемные вопросы: Какова роль глаголов в речи?

Какую роль играют глаголы в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Тучи”?

- На первый вопрос вы можете ответить сразу. Какова роль глаголов в речи вообще?

(Возможные ответы: Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.

Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.

Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать)

Сила русского глагола в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.

Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной).

2. Создание эмоционального настроя.

- А теперь закройте глаза и отдайте себя во власть музыки и поэзии.

(Бетховен, 2 часть 7 симфония, учитель или подготовленный ученик читает наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова “Тучи”)

- Поделитесь своими впечатлениями. Что нарисовало ваше воображение в эти минуты?

Что вы представляли, слушая стихотворение М.Ю.Лермонтова и музыку Людвига ван Бетховена?

- Да, все мы представили движение гонимых какими-то невидимыми силами туч.

Словами какой части речи можно передать движение. Объясните, почему?

Составление схемы.

ДВИЖЕНИЕ-ДЕЙСТВИЕ-ГЛАГОЛ

3. В.Г.Белинский говорил, что “в русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов”.

- Так вот, с помощью каких глаголов можно передать движение туч по небу?

ТУЧИ... (бегут, мчатся, летят, плывут, несутся)

Задание: проследите градацию, расположив глаголы по степени нарастания скорости.

(на доске ученик записывает: плывут, бегут, несутся, летят, мчатся).

III. Обратимся к тексту стихотворения М.Ю.Лермонтова “Тучи”.

Проведём небольшое исследование, которое поможет нам ответить на 2 проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Какова роль глаголов в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Тучи”?

1задание: Найдите и выпишите глаголы

  • 1 группа - 1 строфа (мчитесь)
  • 2 группа - 2 строфа (гонит,тяготит)
  • 3 группа - 3 строфа (наскучили)

(на доске прикреплены нарисованные тучки, переворачиваются, на другой стороне написаны глаголы).

2 задание: найдите глагол со значением движения (мчитесь)

- Сколько глаголов со значением “движения” в стихотворении “Тучи” (только 1 глагол)

- Почему у нас остаётся ощущение непрерывного, непрестанного движения туч?

- Какой из глаголов нашей цепочки синонимов использует автор? (плывут, бегут, летят, мчатся)

- Что это за глагол? (это глагол, выражающий большую степень стремительности действия)

- “Гонит”. Можно ли отнести к глаголам со значением движения. Почему?(Нельзя сказать, что гонит-движется, можно, бежит-движется, мчится-движется). Вернёмся к этому глаголу чуть позже, когда выполним следующее задание нашего исследования.

3 задание: Найдите в стихотворении “Тучи” однокоренные слова. Докажите, что они родственные. (изгнанники –гонит –изгнания)

Составьте словообразовательную цепочку: ГОНИТ-ИЗГНАНИЯ-ИЗГНАННИК

-Помогают ли нам эти слова ответить на вопрос, почему у нас остаётся ощущение непрерывного движения?

- Обратите внимание, как поэт располагает данные слова в стихотворении. Покажите это, записав на доске и в тетради:

1 строфа: МЧИТЕСЬ, ИЗГНАННИКИ

2 строфа: ГОНИТ

3 строфа: ИЗГНАНИЯ( существительное со значением отвлечённого действия)

- Мотив гонения, изгнания также даёт нам ощущение непрерывного движения тучек. Неслучайно такое расположение данных слов в стихотворении.

4 задание: Обратимся к оставшимся двум глаголам

2 строфа - (тяготит)

3 строфа - (наскучили)

- О чём размышляет поэт во 2 строфе? (о причинах, по которым он вынужден покидать родной край)

- Какая из этих причин самая главная? Какое слово усиливает звучание двух последних ,главных причин изгнания?

- В каких строфах использован приём олицетворение?

1 строфа - скрытое сравнение (тучки-странники)

Сравнение-вы,будто как я ж, изгнанники)

Олицетворение во 2 строфе и в начале 3 строфы

  • 1 строфа ТУЧИ-ТУЧИ
  • 2 строфа : ТУЧИ-ПОЭТ
  • 3 строфа: Тучи- ТУЧИ

Заканчивается олицетворением 1 строфа со словом наскучили, отделяя словами НЕТ, вам... тучи от поэта.

- Поэт, наверное, хотел продолжить : вам наскучили (тучам), а мне нет, вам чужды страдания, а мне нет, вы свободны, а я нет, несвободен, у вас нет родины, а у меня есть.

Итак, поэт страдает, он гоним, он несвободен, но у него есть родина,

Обобщение. Вывод.

Вернёмся к эпиграфу урока. Можно ли эти слова отнести и к стихотворению “Тучи”?

Ответили ли мы на наши вопросы?

Глаголы в речи вообще и в поэтической речи играют важную роль.

В стихотворении М.Ю.Лермонтова их всего 4, но насколько они ёмки, вместительны и глубоки по смыслу

Рефлексия. Что нового вы узнали о себе, читая стихотворение Лермонтова?

Домашнее задание: оформить свои впечатления от стихотворения “Тучи” письменно.