Создание эффективной управленческой команды

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы живём в современном мире, который стремительно развивается и усложняется. Задачи, которые ставятся перед нами, год от года становятся все труднее. Основная сложность заключается в том, что для их решения требуются специальные знания и умения и самые разнообразные качества личности. Как правило, один человек не может выполнить все необходимые функции самостоятельно. Это связано с тем фактом, что требования могут быть противоположны сами себе. И если исполнитель – в нашем случае – руководитель, в ходе решения возникшей проблемы будет переключаться между такими противоречивыми подзадачами, он неминуемо будет совершать ошибки. Это предсказуемо приведет к ухудшению качества работы.

В связи с этим, очень актуальной стала проблема создания эффективных команд, которые могли бы решать самые разнообразные по качеству и сложности задачи. Что такое команда? Команда – это небольшая группа людей, имеющие общее видение ситуации, способных разделять поставленные задачи и нести ответственность за их выполнение. Команда отличается выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием между собой и высокой продуктивностью.

Для дальнейшего рассматривания данной проблемой мы выделили существование двух путей образования команд: это естественный (стихийный) и целенаправленный (управляемый). Каждый руководитель сталкивается с необходимостью самостоятельно, целенаправленно создавать свою команду. Нами были разработаны этапы создания команды.

Подбор сотрудников

  • Совместное определение целей и задач
  • Мотивация членов команды на достижение целей
  • Создание условий для взаимодействия членов команды
  • Поддержка командного духа
  • Рассмотрим этапы формирования команды подробнее.

Подбор кандидатур. Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи.

Исходя из этого определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Учитывая то, что данные члены команды, по роду деятельности, будут взаимодействовать с другими людьми, организовывать свои команды, для достижения каких – либо целей, т.е. будут являться лидерами, то я, как руководитель, определяю для себя перечень личных качеств, которые должны быть присуще лидеру (при чем эти качества могут вирироваться, и каждый руководитель в праве выделить свой перечень качеств).

Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе. Одним из важных условий групповой сплоченности и эффективности в работе является психологическая совместимость, которая зависит от параметров.

Для эффективной работы команды необходимо совместно установить ясные и четкие цели и задачи. Цели должны быть амбициозными, своего рода, - вызовом, а критерии их достижения вполне понятными. Цели должны создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху.

Цели команды должны стать общим фундаментом ее деятельности. Следует помнить, что каждый член команды имеет свои индивидуальные цели и скрытые намерения. Поэтому члены команды, подчинившиеся целям команды, могут быть согласны с ними лишь в большей или меньшей степени. Они могут втайне не соглашаться с целями команды, но подчиняться им по каким-либо личным причинам.

Поэтому, решающим моментом в постановке целей и основной областью управления командой является предупреждение возможности конфликта или столкновения между командными и личными целями.

Для эффективной работы команды важно, чтобы цели были достижимыми, поддавались оценке, понимались и принимались членами команды и руководителям и, в идеале если личные цели членов команды совпадают с командными целями – здесь происходит синергетический эффект - это когда физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов. Синергетический эффект достигается в результате “групповой компенсации индивидуальных неспособностей”.

Мотивация членов команды. На протяжении всей деятельности должно быть методическое отслеживание выполнения поставленных задач. Команда должна регулярно анализировать прогресс к достижению цели, планировать способы и варианты ее достижения, постоянно корректировать порядок действий.

И в этом главная роль принадлежит руководителю команды, который преследуя цель создания, именно, успешной команды должен, в процессе деятельности, уделяет внимание трем основным направлениям:

1 - достижению целей;

2 - развитию навыков людей;

3 - формированию команды.

По первому направлению руководитель должен:

  • ясно понимать задачу, довести ее до команды и постоянно напоминать о ней ее членам;
  • планировать пути выполнения данной задачи;
  • предоставлять необходимые для этого ресурсы
  • обеспечивать обратную связь и информацию по продвижению дела;
  • оценивать результаты достижений

В рамках второго направления руководитель несет личную ответственность за то, чтобы помочь людям чувствовать, что:

  • они получают личное удовлетворение от своей работы;
  • они вносят ценный вклад в работу своей команды и организации в целом;
  • они находят свою работу привлекательной;
  • они обладают некоторой степенью ответственности, которой могут распоряжаться как им удобно;
  • их вклад признается
  • они имеют личный контроль над теми рабочими вопросами, за которые они отвечают;
  • выполняемая ими работа помогает развитию и росту знаний, способностей и зрелости.

Формирование команды процесс долгосрочный. И цель руководителя при формировании команды должна заключаться в создании группы людей, в которой:

  • руководство время от времени становится общим делом;
  • подотчетность принимает коллективный характер;
  • у команды появляется ее собственная определенная цель;
  • решение проблем становится образом жизни;
  • эффективность команды оценивается коллективно.

Как создатель команды руководитель отвечает:

  • за постановку и поддержание целей команды
  • за создание и продвижение командных ценностей
  • за поддержание “лица” команды;
  • за оказание помощи команде, чтобы она всегда была открыта для сотрудничества — приветствовала новых людей и идеи, действовала бы на опережение;
  • за эффективное взаимодействие с командой и оказание помощи членам команды в налаживании общения друг с другом;

Создание условий для взаимодействия членов команд. Какова же роль руководителя при создании условий для продуктивного, комфортного и эффективного взаимодействия административной команды?

В процессе организации совместной деятельности он создает условия для проявления интересов всех участников действия; выработки общих целей; создания благоприятного эмоционального климата, равноправного участия каждого в обсуждении; проведения рефлексии совместного действия. Т.е. роль руководителя меняется от этапа к этапу – то она организационная, то посредническая, то поддерживающая.

Работая по формированию команды невозможно сформулировать полный и категорический набор правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успехов команды на практике довольно сложны.

Однако можно выделить основные элементы эффективной работы команды:

  • удовлетворение личных интересов членов команды
  • успешное взаимодействие в команде
  • решение поставленных перед командой задач

При наличии данных показателей можно говорить, что команда работает эффективно.

Литература.

Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды // 2004. С.216,

Зинкевич-Евстигнеева Т. Эффективная команда. Шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду // Психологический тренинг. 2003. С.128,

Ковалев В. Успешная команда? Легко! // 2009. С.72,

Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами // 2010. С.135,

Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования // 2006. С.120,

Хансейкер Ф. Искусство управления людьми // 2004. С. 352.