Методическая разработка учебного занятия на тему «Организация деятельности территориальных органов социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации»

Разделы: Социальная педагогика


Мини-проект “Визитная карточка” занятия

Вашему вниманию предоставляется мини-проект на тему “Организация деятельности территориальных органов социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации” по междисциплинарному курсу “Система органов социальной защиты и социального обеспечения” (по ФГОС).

Данный проект реализуется в рефлекторно-диалоговой технологии, в современных условиях диалог приобретает новое значение и качество, выступая базовым принципом коммуникативного содержания образования. Способность обучающихся вести плодотворный, эффективный диалог в различных областях социокультурной сферы, познавать мир диалогически, становится наиболее важным коммуникативным свойством.

Именно коммуникативная компетентность способствует успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений и самое главное – это одно из основных условий развития и самореализации личности.

Нами на занятии используются:

  • Приемы игрового моделирования: воображаемые ситуации, обучающие игры.
  • Приемы вопросно – ответной работы: верные - неверные утверждения.

Типы взаимодействия адекватны условиям реальной коммуникации: групповой работы - студенты осуществляют совместную деятельность для решения поставленной задачи.

В ходе занятия развиваются коммуникативные умения; организаторские, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении.

В ходе занятия студентам будет предложено высказаться по социально – психологической среде на занятии:

  • комфортность коммуникационной среды;
  • справедливое и уважительное отношение со стороны преподавателя.

Цели и задачи занятия:

  • ознакомление со спецификой деятельности и выявление структурных компонентов органов социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
  • развитие аналитических способностей, умений и профессиональных компетенций (ПК – осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем; ПК – осуществлять организационно – управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы) студентов;
  • воспитание ответственного отношения к профессии, инициативы и самостоятельности.

Также на занятии используются технологии:

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор – Виктор Федорович Шаталов).
  • Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально – личностном развитии обучающихся (автор – Вера Георгиевна Гульчевская).
  • Коммуникативно-информационная технология.
  • Рефлекторно-диалоговая технология.

Используемые методы обучения: метод коммуникативно-диалоговой деятельности, метод социальных проектов, метод моделирования, метод игровой имитации, демонстрация и другие.

Обсуждаемая на занятии проблема является актуальной, т.к. большой процент населения граждан РФ не осведомлены о существовании и возможностях территориальных органов Многофункциональных центров (МФЦ), предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Широкий спектр оказания услуг населению включает услуги в социальной, имущественно – земельной, коммунальной, гражданско – правовой и экономической сферах.

Принципами работы МФЦ являются максимальная приближенность к местам проживания граждан, низкая себестоимость, прозрачность и доступность, оперативность оказания услуг, достигаемая за счет отлаженного электронного взаимодействия с органами власти, стандартизация работы на всех уровнях.

Сегодня, посредством вышеназванных методов и технологий, мы продемонстрируем на своем занятии возможности МФЦ и территориальных органов, входящих в его структуру.

 Учебная дисциплина “Организация социальной работы в РФ”.

Учебная дисциплина “Теория и методика социальной работы”.

Профессиональный модуль 04 “Организация социальной работы в различных сферах”. Междисциплинарный курс “Система органов социальной защиты и социального обеспечения”.

Междисциплинарный курс: “Система органов социальной защиты и социального обеспечения”.

Специальность: 040401 “Социальная работа”.

Тип занятия: практическое занятие.

Форма занятия: деловая игра.

Цели и задачи занятия:

Обучающая

  • ознакомление со спецификой деятельности органов социальной защиты и социального обеспечения в РФ;
  • выявление структурных компонентов органов социальной защиты и социального обеспечения в РФ;

Развивающая

  • развитие аналитических способностей и умений студентов;
  • развитие профессиональных компетенций (ПК осуществлять организационно – управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы) для успешного осуществления организации социальной работы в различных сферах.

Воспитывающая

  • воспитание ответственного отношения к выбранной профессии;
  • воспитание инициативы и самостоятельности в овладении профессиональными компетенциями (ПК осуществлять организационно – управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы и ПК взаимодействие со специалистами и учреждениями разных систем).

Методическая

  • использование межпредметных связей на занятии (системы органов социальной защиты и социального обеспечения) как средства, способствующего развитию общих и профессиональных компетенций молодого специалиста по социальной работе и самореализации умений в практической деятельности.

Методы: дискуссия, метод проектов (коллаж), кейс-метод, игровой, демонстрация.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Понятия: социальная защита, социальное обеспечение, социально-консультативная помощь, категории граждан населения, социальные выплаты (льгота, пособие, компенсация, пенсия).

Оснащение:

  • ПК, интерактивная доска.
  • Видеофрагмент о структуре и деятельности МФЦ (Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг).
  • Презентация: “Организация территориальных органов защиты и социального обеспечения в РФ”.
  • Раздаточный материал: “Социально-педагогические ситуации”, набор фотографий категорий граждан, буклеты Пенсионного фонда РФ, “Территориальная программа обязательного медицинского страхования”, брошюры ПФР по разным вопросам.

Схемы:

1 “Межведомственное взаимодействие территориальных органов”.

2 “Территориальные органы социальной защиты населения РФ”;

3 “МФЦ Волгодонского района”;

Коллаж: “Организация работы территориальных органов социальной защиты и социального обеспечения РФ”.

Конспект занятия.

Карточки для рефлексии (красного и зеленого цвета).

Персоналии: Отечественные исследователи Е.И. Холостова, И.С. Романычев, И.Н. Бондаренко, С.В. Курбанова, Л.В. Топчий, А.Н. Савинов, В.П. Галаганов, М.Н. Гуслова.

Ход занятия

Организационный момент.

Проверка готовности студентов к работе на занятии, постановка целей, определение этапов работы.

Наше занятие будет проходить в форме игры, для этого мы разделимся на две команды. Структура и содержание занятия направлены на то, чтобы помочь молодым специалистам в процессе социализации.

Актуализация знаний студентов: работа с понятиями по теме “Социальная защита населения”.

Уточнение сущности понятий:

  • “социальная защита” (система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан);
  • “социальное обеспечение” (назначение и выплаты пособий, пенсий, компенсаций, льгот, оказание социальных услуг и консультативной помощи, предоставление услуг социально-медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, социальное обслуживание определенных категорий населения).

Схема: “Межведомственное взаимодействие территориальных органов”. (Приложение №1)

Рассмотрение территориальных органов социальной защиты и обеспечения населения (ДСЗН И ПФР).

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Самостоятельное финансово-кредитное учреждение.

Статус ПФР – ГУ с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением РФ (01.01.2002г).

Динамично развивающаяся гибкая структура, позволяющая приспосабливать и реализовывать права граждан на пенсионное обеспечение с учетом быстро меняющегося пенсионного законодательства и общей административной реформы в РФ.

Задачи и функции ПФР РФ

ПФРФ обеспечивает:

  • Целевой сбор и перерасчет страховых взносов.
  • Назначение и перерасчет, выплату пенсий.
  • Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан РФ.
  • Финансирование расходов.
  • Организацию работы по взысканию взносов с работодателей и граждан.
  • Привлечение в ПФР добровольных взносов (физических и юридических лиц).
  • Контроль с участием налоговых органов за поступлением страховых взносов.
  • Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
  • Участие в разработке и реализации договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
  • Проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования.

Департамент Социальной Защиты населения (ДСЗН)

Орган социальной защиты населения, обеспечивающий взаимодействие с другими органами местного самоуправления, внебюджетными фондами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями в области социальной поддержки населения на территории РФ.

Задачи ДСЗН

  • Организация социальной поддержки семьи, материнства, отрочества и детства, пожилых граждан и ветеранов, инвалидов, тружеников тыла, пострадавших от политических репрессий, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и других льготных категорий.
  • Координация деятельности в оздоровлении детей и молодежи, трудового населения.
  • Обеспечение своевременного и правильного назначения и выплаты пособий, компенсаций.
  • Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
  • Предоставление консультативной помощи гражданам для решения возникающих вопросов по социальной защите.

Функции ДСЗН

  • Предоставляет меры социальной поддержки в натуральном или денежном выражении.
  • Предоставляет отдельные меры социальной поддержки определенной категории граждан.
  • Организует работу по назначению и выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
  • Ведет справочно-кодификационную работу по законодательству о социальных пособиях и компенсациях.
  • Взаимодействует с общественными организациями ветеранов, инвалидов и другими формированиями по вопросам социальной поддержки.
  • Предоставляет меры социальной поддержки военнослужащим и их семьям.
  • Организует профилактико - оздоровительную работу с разновозрастными группами населения.
  • Создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций.
  • Организует контроль и осуществление помощи в пределах установленной компенсации, контроль над правильностью назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, обоснованностью, целевым расходованием и сроками прохождения денежных средств.
  • Оказывает разные виды помощи и поддержки в области реабилитации инвалидов, социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, трудовых отношений и социальных гарантий, в области реализации прав ветеранов и инвалидов, финансово-экономической и инвестиционной политики, подготовки и повышения квалификации кадров.

Основная часть.

Деловая игра на тему “Молодой специалист”

Цели:

  • Формирование профессиональных компетенций молодого специалиста в рамках нового ФГОС (Федерального Государственного Образовательного стандарта).
  • Развитие умений организовывать социально - педагогическую деятельность на базе территориальных органах ДСЗН и ПФР по социальной защите и поддержке различных категорий граждан населения, грамотно и последовательно строить свое выступление и самоанализ профессиональной деятельности.
  • Воспитание личностных качеств социального работника и этических норм поведения при взаимодействии с клиентами на практике.

Методы обучения:

Словесные:

  • рассказ, дискуссия;

Наглядные:

  • девиз, демонстрация схемы, коллажа, презентации, видеофрагмент;

Практические:

  • работа по карточкам (анализ социально- педагогических ситуаций), формулировка “девиза”.

Творческое задание:

  • разработка и оформление коллажа: “Организация работы территориальных органов социальной защиты и социального обеспеченияв РФ”. Схема: “Территориальные органы социальной защиты населения в РФ”.

Оснащение: схемы, таблички, карточки с заданиями, эмблемы, конверты с заданиями, сертификаты.

Ход игры

Организационный этап.

Время 1-2 минут.

Инструкция: “Сейчас мы с Вами переместимся в рабочую атмосферу деятельности территориальных органов ДСЗН и ПФР, познакомимся со спецификой работы органов и реализуем себя в роли молодых специалистов. С Вашего разрешения ведущим и координатором специалистов буду я. Попрошу участников разделиться на две команды: “Департамент социальной защиты населения” и “Пенсионный фонд Российской Федерации”. Каждый из участников возьмет эмблему, участники команд выберут капитана и сформулируют девиз”.

Участникам предлагаются следующие рекомендации, для организации деятельности в группах:

  • работать согласованно, дружно, учитывая мнения всех членов команды;
  • отвечать, обсудив все вопросы и задания, не перебивая ведущего и прослушав задание;
  • не выкрикивать, говорить четко, громко, последовательно;
  • грамотно формулировать свои высказывания;
  • вести общение с аудиторией, обращаясь к зрителям, отвечать вставая;
  • активно участвовать во всех конкурсах игры.

Предлагаю командам озвучить свой девиз. Слово предоставляется команде “Департамент социальной защиты населения”, пожалуйста, сформулируйте Ваш девиз и представьте капитана команды.

Ответ 1-й команды: “ДСЗН”, девиз: “Мы молодые специалисты, по социальной работе активисты. Мы всех граждан защищаем, и задачи их решаем!”

Слово предоставляется команде “Пенсионного фонда РФ”, пожалуйста, сформулируйте Ваш девиз и представьте капитана команды.

Ответ 2-й команды: “ПФР”, девиз: “Мы оптимисты, перед законом - чисты, гражданам помогаем, выплаты перечисляем!”

2. Основной этап.

Ведущий:

Конкурс: “Специалист”

Время 4 минут.

Инструкция конкурса: “Командам предлагается ситуация, задача - прочитать ее, проанализировать, ответить на вопрос, используя предложенные варианты ответа, выбрать правильный путь решения ситуации, обосновать выбор и назвать один ошибочный вариант”.

1 команда “ДСЗН” 2 команда “ПФР”
Ситуация: “Женщина из малообеспеченной семьи, родившая полгода назад третьего ребенка, обратилась за социально-консультативной помощью к специалистам ДСЗН”.

Вопрос: Какие меры социальной поддержки и выплаты (виды пособия) имеет право получать наша семья и мои несовершеннолетние дети?

Ситуация: “Студент 4-го курса, обратился за помощью в ПФР с вопросом... ..”.

Вопрос: Как можно увеличить свою будущую пенсию?

Варианты ответов:

Ежемесячные социальные пособия (детские) и пособия на питание, детям до 2-х лет.

Субсидию на оплату коммунальных услуг.

Право на покупку острова в океане.

Дополнительные меры поддержки семей в виде “Регионального материнского капитала”.

Варианты ответов:

Не забывать про трудовой стаж.

Контролировать работодателя, читать извещения ПФР.

Участвовать в программе государственного- софинансирования пенсий.

Никогда в жизни не трудоустраиваться.

Конкурс для капитанов команд: “Профессионализм”

Время 5 минут.

Инструкция конкурса: “Выберите из предложенного списка обращений и вопросов граждан те, которые рассматривает ваш территориальный орган, прикрепите их на доску и прочтите аудитории”.

1 команда “ДСЗН” 2 команда “ПФР”
Оформление свидетельства о рождении. Набор социальных услуг для федеральных льготников.
Сбор пакета документов на предоставление льгот работникам культуры и педагогам. Периоды трудовой деятельности, зачисляемые в страховой и общий стаж.
Сбор пакета документов на социальную стипендию. Материнский капитал – для семейного благополучия.
Разрешение вопросов по предоставлению социальной помощи и поддержки многодетным семьям, проживающим в Ростовской области. Оформление паспорта и гражданства.

Конкурс: “Мастерство и творчество”

Время 5 минут.

Инструкция конкурса: “Командам предлагается конверт со стимульным материалом (набор фотографий категорий граждан). Участники команд должны выбрать фотографию категорий граждан населения и оформить предложенную координатором схему под названием “Органы социальной защиты населения в РФ” в коллаж под названием “Организация работы территориальных органов социальной защиты и социального обеспечения РФ”. Каждая команда организует работу в своем территориальном органе “ДСЗН” и “ПФР”. Демонстрирует и защищает коллаж”.

Защита коллажа.

1 команда “ДСЗН”

  • Организация социальной поддержки семьи, детей и льготных категорий.
  • Координация деятельности в оздоровлении населения.
  • Обеспечение назначения и выплаты пособий, компенсаций.
  • Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Все вместе: “Ради будущего вместе поможем людям!”

2 команда “ПФР”

  • Целевой сбор и перерасчет страховых взносов.
  • Назначение и перерасчет пенсий и социальных выплат.
  • Рассмотрение договоров и соглашений по вопросам пенсий.
  • Контроль с участием налоговых органов за поступлением страховых взносов.

Все вместе: “Мы все разные, но права у нас равны!”.

Закрепление и диагностика (рефлексия) прочности знаний студентов:

Сегодня по всей территории Ростовской области открывается новый многофункциональный орган предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ), все ГОСУСЛУГИ в едином месте, в работе используются современные технологии, единые стандарты, удобные графики работы, отсутствие промежуточной документации.

Видеоролик “Структура и содержание деятельности Многофункционального центра в Ростовской области”.

В результате просмотра видеоролика обратите внимание на вопрос. Вопрос: “С какого года начала разворачиваться сеть работы МФЦ и в скольких муниципальных образованиях”? Ответ (С 2007 года в более 10-ти муниципальных образованиях).

Рефлексия:

Сейчас мы проведем рефлексию. Она может быть содержательной и психологической. Сейчас предлагаются вопросы..... Если вы согласны с вопросом, поднимите зеленую карточку, если нет - красную.

Анкета

  1. Является ли тема урока актуальной (важной)?
  2. Полученные знания на занятии могут пригодиться в жизни?
  3. Положительное или отрицательное эмоциональное состояние вызвал данный урок?

Итог урока: Социальная защита необходима каждому человеку в течение всей его жизни. Каждый гражданин должен иметь представление о структуре и содержании деятельности территориальных органов социального обеспечения в РФ.

Задание на дом.

http://volgodonskoy.mfc61.ru/

Оценить достигнутые цели занятия, поставить оценки, комментируя их.

Используемые источники.

  1. Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты. М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – 224с.
  2. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. М.: издательский центр “Академия”, 2010. – 256с.
  3. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М.: Издательский центр “Академия”, 2010. – 272с.
  4. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов. М.: Издательский центр “Академия”, 2010. – 240с.
  5. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2009. – 296с.
  6. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: Учебное пособие. – 2-е изд.: - М.: Издательско - торговая корпорация “Дашков и К”, 2008. – 104с.
  7. Платонова Н.М. Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М.: Издательский центр “Академия”, 2010. - 384 с.
  8. Басов Н.Ф. Социальная работа. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”,2009. - 364 с.
  9. Социальная работа: теория и практика. Уч.пособие / Отв.ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С.- М.: 2008.-386 с.
  10. Курбатов А.И. Социальная работа. Учебник. Изд- во Дон., Ростов-на- Дону, 2008.- 378 с.