Огонь - друг или враг? Внеклассное занятие по противопожарной безопасности во 2-м классе

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности; вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, ранее изученных правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
  • Развивающие: Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.
  • Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения; ответственность за шалость с огнем; чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Формировать УУД:

  • Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Организация пространства: Фронтальная, коллективная, групповая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point, ёлочные украшения, телефон, набор карточек с описаниями ситуаций, сигнальные фишки (красная, жёлтая, зелёная).

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель: – Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.

Учитель: - Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

II. Актуализация знаний обучающихся.

1. Введение в тему.

– Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, попробуйте определить сами. Я загадаю вам загадку, а вы скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке.

Слайд 2

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
(Огонь)

- Тема нашего урока “Огонь- друг или враг”

Слайд 3

2. Целеполагание

Учитель: - Что мы можем сегодня узнать об огне?

(Ответы учеников.) Слайд 4.

  • Огонь – наш друг.
  • Огонь – наш враг.
  • От чего возникают пожары.
  • Правила пожарной безопасности.

Учитель: – Так о чём мы будем говорить?

Правильно, мы будем говорить об огне, о безопасном обращении с огнём, о пожарах, по какой причине они возникают, о личной безопасности при возникновении пожара.

III. Изучение нового материала и актуализация субъектного опыта учащихся.

Из истории огня

Учитель: Начнём мы наш разговор об огне. Ученицы ....... и ....... приготовили вам сообщение об огне. Послушаем девочек.

Сообщение учеников Слайд 5.

- Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, “приручали” его, поселяя его в своих пещерах.

- Огонь помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

Слайд 6.

- Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.

- Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.

- Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на газовой или электрической плите.

- А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

Слайд 7.

- Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы.

Слайд 8.

- Электрическим током “питаются” и гигантские заводы, и наши телевизоры, пылесосы, утюги, холодильники...

Слайд 9.

- Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь.

- Оно верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Учитель: - Но случается, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Сообщение ученика. Слайд 10.

- Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

- Огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес.

- Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия, больницы, магазины, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля.

Слайд 11.

- Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

2. Причины возникновения пожаров.

- Отчего может возникнуть пожар?

- Назовите причины.

(Дети называют причины пожара, а учитель открывает на слайде) Слайд 12.

3. Работа в группах.

- Часто пожары возникают по вине людей, в том числе – школьников. Чтобы с вами не случилось беды, необходимо знать правила противопожарной безопасности.

- А чтобы эти правила помнить и не забывать, что вы можете предложить? Чтобы такое создать, сделать?

(Ученики предлагают различные варианты)

- Давайте мы сегодня создадим плакат.

- Как вы думаете, что должно быть отражено на плакате?

(Ответы детей).

- Я предлагаю на плакате написать правила пожарной безопасности в городской квартире, в деревянном доме, на даче, в лесу, а также меры личной безопасности, если пожар уже начался.

- Работа у нас сегодня предстоит большая, объёмная. И чтобы справиться с этим объёмом, я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа получит своё задание.

Слайд 13.

1 группа будет составлять правила противопожарной безопасности в городской квартире.

2 группа – ППБ в деревянном доме или на даче.

3 группа – ППБ в лесу.

4 группа – составит инструкцию, как следует поступать школьнику, если начался пожар.

Учитель: - Будем работать по инструкции: Слайд 14.

(У каждой группы на столах лежит инструкция.)

1. Прочитать все правила.

2. Отобрать те правила, которые подходят в вашу инструкцию.

3. Приклеить на плакат эти правила.

4. Выбрать представителя группы, который будет отчитываться перед классом.

5. Отчёт группы.

4. Работа в группах.

Отчет групп. <Приложение 1>

Вывод.

Учитель: - Давайте еще раз повторим правила противопожарной безопасности в городской квартире, в деревянном доме, в лесу, расскажем, как действовать в экстремальных ситуациях. Слайды 15-23.

IV. Физминутка.

Игра “Это я, это я, это вся моя семья”

1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

“Это я, это я, это вся моя семья”

2. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

3. Кто из вас, заметив дым, закричит: “Пожар! Горим!”

“Это я, это я, это вся моя семья”

4.

Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор,
и сгорел гараж знакомый и строительный забор?

5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

“Это я, это я, это вся моя семья”

6.

Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл?

7. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?

“Это я, это я, это вся моя семья”

8.

Кто соседской детворе объясняет во дворе,
что игра с огнем недаром завершается пожаром?

“Это я, это я, это вся моя семья”

V. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.

Средства пожаротушения.

Учитель:

- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить. Чем?

(Одеялом, водой, песком, огнетушителем). Слайд 24.

Анализ ситуаций.

Ситуация 1: “Позвони пожарному”. Слайд 25.

Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?

- Позвоните.

(Варианты ответов детей).

(Образец правильного варианта: “Набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: улица Юбилейная, дом 1, квартира 17. Говорит Дима Иванов, телефон 48251”)

– Почему не поздоровался? (нет времени). Что ещё можно было сказать? (что именно горит)

Ситуация 2: “Найдите возможные причины пожара” Слайд 26

Ситуация 3: “Как нарядить ёлочку”

Практическая работа

Учитель: - Чтобы не произошло пожара во время праздника, надо соблюдать простые правила. А какие правила нужно соблюдать, я вам сейчас расскажу. (Рассматривает то, что приготовлено в коробке).

(Достаёт из коробки вату)

Учитель: - Как вы думаете, ребята, можно ёлку ватой украшать?

- Можно вату по ёлочке разбросать, будет так красиво, как будто снежинки кружились и легли на ветки ели....

(Ответы детей)

Учитель: - Вату нельзя использовать для украшения елки, она может загореться и будет пожар.

Достаёт другой предмет (например, ёлочную игрушку) - Опасные предметы складывает в одну сторону, безопасные в другую.

Достаёт свечи.

Учитель: - Представляете, какая красивая у нас будет ёлочка, когда мы на ёлочке зажжём свечи, правда ребята?

- Нельзя свечи ставить на елку во избежание пожара. Лучше повесить гирлянду на елку. Но надо тогда проверить заранее лампочки, все ли горят, а если какая- то перегорела, то ее надо заменить. А ещё надо обязательно проверить шнур, нет ли повреждений на нём.

Учитель: - А вот и бенгальские огни.

- Что и бенгальские огни нельзя зажигать, они же не на ёлочке будут?

- Как вы думаете, ребята, можно использовать бенгальские огни в помещении?

(Ответы детей)

Учитель: - Бенгальские огни нельзя зажигать в помещении, только на улице, но подальше от домов.

Учитель: - Ребята, а теперь мне бы хотелось проверить, чем вы будете украшать свою ёлочку и как вы запомнили правила, о которых я вам рассказал.

(Сложить все предметы вместе. Дети должны выбрать те предметы, которыми можно украшать ёлку. Ученики берут по одному предмету и вешают его на ёлку)

Учитель: - А куда же нам поставить нашу красавицу? Может вот сюда (вход в класс)?

- Нет, ещё одно важное правило – нельзя ставить ёлку на проходе. Потому что, если вдруг произойдёт пожар- выход из помещения должен быть свободным.

Учитель: - Ребята, чтобы праздничная красавица принесла вам радость, а не беду, соблюдайте правила пожарной безопасности.

- Какую мы с вами красивую елку нарядили!!! Все ли правила пожарной безопасности вы выполнили при украшении ёлочки? Давайте повторим ещё раз эти правила.

VI. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Тест. Слайды: 27-30

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01 газовая служба

03 пожарная охрана

04 скорая помощь

2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь;

в) вызвать пожарных по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

4. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?

а) умеют быстро разжечь костер;

б) умеют быстро потушить огонь;

в) знают много игр с огнем.

VII. Подведение итогов занятия.

Учитель: - Ребята, так всё же, огонь – друг или враг? Слайд 31.

(Ответы детей)

Учитель: - Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей.

- Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару!

- Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. Слайды 32 – 33.

Пожарные – это люди, которые каждый день рискуют своим здоровьем и даже жизнью ради спасения чьей-то жизни и имущества.

Обучающиеся читают стихи.

1.

Не играем мы со спичкой
Знаем мы, она хитра,
Ведь от спички-невелички
Загораются леса.

2.

Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

3.

Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!

4.

Разжигать костры не будем,
Обойдёмся мы без них
Пусть в лесу живут спокойно
Белки, зайцы и ежи.

5.

Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.

6.

Не шути, дружок, с огнём
Не прощает шуток он
Кто с огнём неосторожен,
Тот с бедой столкнуться может.

7.

Чтоб пожара избежать,
Будем правила соблюдать,
Будем с ними в дружбе жить,
Будем радость всем дарить.

VIII. Рефлексия.

- Ну, вот теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. Я надеюсь, что никогда вам не придётся набирать телефон 01.

(На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная)

Учитель: - Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку, если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную.

- Ребята, что вам особенно понравилось на уроке?

- Урок окончен. Спасибо за урок! Слайд 34.