Для учителей химии

Получение хлора в лаборатории и изучение его свойств

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: комбинированный, с практической работой (урок рассчитан на 2 часа в профильной группе)

Цель урока: продолжить формирование знаний о неметаллах на примере хлора. Закрепить знания о окислительно-восстановительных реакциях на примере изучения свойств хлора. Подготовиться к выполнению задания № 37 ЕГЭ.

Задачи урока

Достижение предметных планируемых результатов:

  • формирование знаний о хлоре как неметалле высокой химической активность, проявляющем окислительные свойства;
  • обеспечение понимания способов получения хлора в лаборатории, используя окислением хлоридов сильными окислителями;
  • овладение навыками экспериментальной работы;
  • формирование умений наблюдать за ходом эксперимента и делать выводы на основе наблюдений;
  • овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при работе с ядовитыми веществами; - осознание того, что теоретические задания, приводимые в ЕГЭ осуществляются в практической деятельности.

Достижение метапредметных планируемых результатов:

  • ставить учебные цели и задачи;
  • планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • работать в группе по решению общих учебных задач;
  • использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
  • владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов:

  • формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
  • обучение навыкам коммуникативной компетентности;

Оборудование и реактивы:

  • Прибор для проведения химических реакций (АПХР), состоящий из двугорлой круглодонной колбы; насадок; капельной воронки; стеклянных пробок; мерный цилиндр
  • Оксид марганца(IV); концентрированная соляная кислота; раствор бромида натрия; раствор иодида калия; концентрированная серная кислота; раствор фенолфталеина; раствор щелочи; раствор сульфита натрия.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Сравните электронное строение атомов и ионов фтора и хлора. Задание выполняется двумя учениками у доски. Остальные ученики выполняют задание в тетради по вариантам.

Задание в парах: Сравните электронное строение атома и иона химического элемента.

  • 1 ученик: фтора
  • 2 ученик: хлора

Осуществите взаимопроверку. Два ученика в это время работают за закрытой доской и осле окончания работы результаты проверяют.

Почему у атома фтора проявляется только отрицательная степень окисления?

Объясните существование разных степеней окисления у хлора, исходя из их электронного строения. Составьте электронные формулы для атома хлора в разных степенях окисления.

Два ученика, используя интернет –источники подготавливают ответы на вопросы: ссылки: http://znaesh-kak.com/

Выступление учеников по вопросам:

1) Кем и при каких обстоятельствах открыт хлор?

2. Интересная информация о хлоре: 1) использование хлора в первой мировой войне; 2) отбеливающие свойства хлора;

http://znaesh-kak.com/

http://tgko.ru/

2. Усвоение новых знаний.

2. 1. Получение хлора в лаборатории и изучение его химических свойств.

Вопрос: Какие будут предложения по получению хлора в лаборатории?

Возможный ответ: Электролизом растворов хлоридов щелочных металлов или раствора соляной кислоты.

Составляем схемы протекающих процессов у доски. Оцениваем целесообразность и возможность применения электролиза в лаборатории. Далее рассуждаем на тему, каким образом можно окислить хлорид-ион, не используя в качестве окислителя электрический ток? Чаще всего ученики называют несколько окислителей: бихромат калия, перманганат калия, диоксид марганца, и правильно предлагают окислить хлорид- ион в соляной кислоте до хлора.

Работа с презентацией.

Ученики получают задание: Изучите материалы презентации. Соберите прибор для получения хлора в лабораторных условиях по фото-инструкции, если исходными веществами являются концентрированная соляная кислота и оксид марганца (IV) (кристаллический). Используем прибор АПХР (прибор для проведения химических реакций). Вспоминаем, что хлор ядовит, следовательно, опыт будем проводить под тягой!

Посмотрите внимательно материалы презентации (Слайды № 1-10) и ответьте на вопросы в таблице № 1.

Таблица № 1

Вопросы Ответы Почему?
1. Где получать? Под тягой Ядовит
2. Из чего? НCl(конц) + МnO2 Марганце, в степени окисления +4 окисляет хлорид-ион до свободного хлора.
3. Что увидим? выделение желто-зеленого газа Хлор-зеленый.
4. Как собираем? Вытеснением воздуха из реакционной колбы, одновременно пропуская в реагирующие вещества; Он тяжелее воздуха, заполняет объем колбы и поднимается по насадкам.
5. Какой прибор используем? АПХР Жидкость удобно приливать к твердому веществу.
6. Какие вещества наливаем в насадки? 1) концентрированную серную кислоты

2) раствор бромида натрия;

3) раствор иодида калия + раствор крахмального клейстера;

4) раствор гидроксида натрия с фенолфталеином

Осушение хлора;

Изучение химических свойств хлора.

7. Каким раствором нейтрализуем образовавшиеся бром и йод? Раствор сульфита натрия Восстановление брома и йода до бромида и йодида.

Проводим лабораторный опыт в группах в вытяжном шкафу и записываем наблюдения и заполняем таблицу № 2. Для проведения работы ученики делятся на 3 группы. Пока одна группа получает вещество в вытяжном шкафу, другие ученики работает самостоятельно, заполняя в рабочем листе, таблицу № 2.

Таблица 2. Уравнения химических реакций, проходящих при получении хлора

Название опыта Уравнения химических реакций Наблюдения
Получение хлора. MnO2+4HCl —> MnCl2+Cl2^+2H2O Выделение желто-зеленого газа.
Замещение брома в бромиде. 2 NaBr + Cl2 —>2 NaCl + Br2 Образование бурого раствора бромной воды.
Замещение йода в иодиде. 2 NaI + Cl2 —> 2 NaCl + I2 Образование желтого раствора йодной воды.
Диспропорционирование хлора в щелочной среде Сl2 + KOH(хол) —>KCl + KClO Раствор фенолфталеина обесцвечивается.
Нейтрализация брома и йода сульфитом натрия Na2SO3 + Br2 + 2NaOH —> 2 NaBr + Na2SO4 + H2O

Na2SO3 + I2 + 2NaOH —> 2 NaI + Na2SO4 + H2O

Обесцвечивание растворов.

2.2. Самостоятельная работа.

  • Предложите другие способы получения хлора в лаборатории.
  • Какие вещества еще можно окислять хлором. Составьте УХР.

Запишите их в рабочий лист.

1.___________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

Поменяйтесь рабочими листами и ответьте на вопросы друг друга (работа в парах).

Составьте уравнения предложенных химических реакции и расставьте коэффициенты методом окислительно-восстановительного баланса.

Осуществите взаимопроверку, используя слайды № 11,12.

3. Закрепление знаний. Подведение итогов урока.

Решение качественной задачи. (ЕГЭ № 37) Составьте уравнения описанных реакций.

1 вариант К кристаллическому перманганату калия добавили концентрированную соляную кислоту. Полученный газ пропустили над медью. Образовавшееся вещество растворили в воде и добавили раствор гидроксида натрия. Полученный осадок прокалили при этом образовалось вещество черного цвета.

2 вариант Оксид марганца (lV) прореагировал при нагревании с концентрированной соляной кислотой. Выделившийся газ пропустили через горячий раствор гидроксида калия. Полученный раствор разделили на две части. К одной части раствора добавили раствор нитрата серебра, в результате чего выпал белый осадок. К другой части раствора прилили раствор йодида натрия, образовалось темно-бурое вещество. Составьте уравнения четырёх описанных реакций.

Обязательно проводится проверка фронтально. Решение на доске записывается учителем.

4. Рефлексия.

1. Приведите оценку своих достижений на уроке:

А) работал, получил результат, результатом доволен;

Б) работал, но мог работать лучше;

В) старался, но было трудно, много не понял;

2. Оцените свое эмоциональное состояние:

А) комфортное; б) некомфортное;

3. Считаете ли вы, что урок был наглядным: а) да; б) нет

4. Считаете ли вы, что материал трудно воспринимается, т.к. опыты с получением хлора вы проводили самостоятельно?

а) да; б) нет

Сдайте свои рабочие листы на проверку учителю.

Д/З: параграф 34 стр. 276 № 1-7 учебник для 11 кл. “Общая химия” О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Н.Соловьев, Ф.Н.Маскаев