Педагогический проект «Комплексный анализ текста как средство подготовки к итоговой аттестации по русскому языку»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Слайд №1

Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

Слайд №2

В системе школьных предметов русский язык занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни.

Слайд №3

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется определением целей обучения через понятие языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В связи с переходом на ФГОС именно через данные компетенции формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.
Введение образовательных стандартов, ОГЭ и ЕГЭ как формы итоговой аттестации требует определенной подготовки и позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформированы ключевые компетенции, способствует внедрению в практику школы личностно ориентированных методов изучения языка, уровневого подхода в обучении, усиления коммуникативно-деятельностной направленности преподавания.

Слайд №4 (противоречия)

С другой стороны, работа по традиционным программам не предусматривала подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. От выпускников школы требовалось умение написать сочинение по литературе, ответив на конкретный вопрос по конкретному произведению, не проводя параллелей с другими произведениями, и часто не связанное с жизненным опытом. Русский язык как экзамен по выбору сдавали единицы.

Слайд №5 (проблема)

2. Поэтому возникла проблема: повышение качества подготовки к итоговой аттестации и уровня познавательной активности обучающихся при анализе и осмыслении текста, формирование осознанных и действенных знаний.

Как ее решить? Для этого надо ответить на ряд вопросов.

Какие ключевые компетенции мы можем формировать в ходе подготовки к итоговой аттестации?

слайд №6 (компетенции)

Систематизация материала по ключевым компетенциям
Какие приемы, технологии, задания можно использовать при формировании ключевых компетенций? (слайд №7( приемы) Банк разноуровневых заданий

Слайд №8 (гипотеза)

Помочь в решении этих вопросов может комплексный анализ текста, т.к. именно текст становится, с одной стороны, стимулом для обсуждения различных проблем, с другой – предоставляет необходимый фактический и языковой материал для самостоятельного анализа. Таким образом, определяется объект и предмет исследования. (слайд №9 объект, предмет) Работая с текстом поэтапно на разных уровнях, мы готовим обучающихся к его целостному восприятию. Обучающиеся в ходе работы над текстом переживают ситуацию успеха, испытывают творческий подъем, тем самым они становятся более уверенными и способными максимально реализовать свой потенциал.

Поэтому мой проект направлен на раскрытие возможностей комплексного анализа текста для формирования образованной, гармонично-развитой личности, на успешное выполнение заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Слайд №10 (цель, задачи)

Достижение цели идет через решение следующих задач:

  • Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме предмета.
  • Доказать эффективность комплексного анализа текста в процессе обучения с целью успешного усвоения учебного материала и формирования компетенций личности ребенка.

Целесообразность проекта (слайд №11 целесообразность) я вижу в повышении эффективности усвоения материала; формировании ключевых компетенций обучающихся.

Есть в проекте и определенная новизна.

Слайд №12 (новизна)

  • Происходит изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной , исследовательской деятельности своих учеников.
  • Проводится целенаправленная работа по формированию целостной картины мира через работу с текстом.
  • Во время работы с текстом формируются ключевые компетенции.

Проект основан на 3-х принципах: открытость, целостность, сотрудничество (слайд № 13) и направлен на детей, учителей и родителей.

Результатом данного проекта считаю (Слайд №14 ожидаемый результат)

  • Изменение отношения детей к образованию, повышение их мотивации к обучению.
  • Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.
  • Повышение качества обученности по предмету.
  • Воспитание нравственных ценностей через тексты на морально-этические темы

К концу обучения выпускник научится:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы;

Создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать в устной и письменной форме

- учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии);

- официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Для успешного проведения проекта необходимо ресурсное обеспечение (Слайд №15 обеспечение)

Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап (Слайд №16)

На подготовительном этапе идет подбор необходимых информационных источников. Это сборники заданий, раздаточный материал, тестовые задания, интернет-ресурсы. Составляется план-график (Слайд №17). Проект рассчитан на несколько лет, поэтому работа с текстом идет поэтапно. 5 класс – фонетический, словообразовательный и лексический уровни; 6, 7 классы – морфологический уровень; 8 класс – синтаксический уровень; 9 класс – стилистический уровень, 10-11 классы – восприятие, осмысление и полный анализ текста. Творческая работа.

Каждый последующий уровень включает в себя материал предыдущих ступеней)

Основной этап (Слайд № 18)

Для реализации проекта на разных уровнях мы приобретаем рабочие тетради “Комплексный анализ текста”, используем раздаточный материал. (Слайды № 19, 20, 21, 22, 23).Например, уже в 5 классе учащимся предлагается определить тему и основную мысль текста, выяснить лексическое значение слов. Хорошим подспорьем являются и диски с заданиями разного уровня сложности. (Слайд № 24) Для анализа предлагаются отдельные тексты небольшого объема. (Слайд №25).

Я уже 9-й год работаю по программе “Школа 2100” и могу сказать, что учебник “Русский язык” под редакцией Бунеева Р.Н. (Слайд №26) содержит богатый материал для многоаспектного анализа текста.

 С 5 по 9 класс ребятам предлагается работа по написанию свободного диктанта, что напрямую связано с навыками работы по тексту и подготовкой к ОГЭ. Программа 10-11 классов полностью посвящена теме “Текст” и предполагает создание творческих работ, что можно считать продуктом данного проекта. Каждая творческая работа рецензируется и оценивается. Некоторые сочинения обсуждаются в группах или всем классом. Это учит видеть недочеты в работе, корректировать тексты и избегать подобных ошибок в следующий раз. Таким образом, проводится диагностика сформированности ключевых компетенций обучающихся. На этом этапе проводится промежуточный мониторинг эффективности внедрения проекта.

В позапрошлом учебном году я возглавляла городскую проблемно-творческую группу, которая работала по теме “Сложные вопросы подготовки к ЕГЭ. Часть С” (Слайд № 28-31) Мы собрали богатый материал по этому вопросу и проверили его эффективность в своих классах Тексты, предложенные для комплексного анализа, предусматривали не только проверку языковых компетенций учащихся, но и заставляли задуматься над нравственными проблемами. Своими наработками мы поделились на заседании ГМО, и многие учителя города взяли их себе на вооружение.

Заключительный этап (Слайд № 32)

На заключительном этапе проводится итоговый мониторинг. Эффективность проекта подтверждается показателями в учебе и результатами участия в городских мероприятиях (НПК, конкурсы)

Комплексный анализ текста является эффективным средством подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Таким образом, значение данного метода обучения трудно переоценить, в нём в наибольшей степени реализован компетентностный подход, отличающий современную школу. Учащимся необходимы навыки работы с текстом. Анализируя текст, учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной научной деятельности и интеллектуальные умения, развивают свои творческие способности, учатся создавать собственное речевое произведение, осуществляют целенаправленную подготовку к выпускному экзамену по русскому языку. Научившись анализировать текст на русском языке, учащиеся легко справятся с подобной работой на башкирском, татарском, английском языках. Через комплексный анализ они приходят к умению понимать текст, выделять главное. А это необходимо не только на всех уроках в общеобразовательной школе, но и в повседневной жизни.