Обобщающий урок по опере А.П. Бородина «Князь Игорь»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (89,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок является десятым в цикле уроков, посвящённом изучению оперы “Князь Игорь” А.П. Бородина по программе “К вершинам музыкального искусства” М.С. Красильниковой.

Класс: 3, III четверть.

Тип урока: обобщающий, урок-исследование, урок-драматизация.

Цель урока: Подводя итог знакомства ребят с оперой “Князь Игорь”, способствовать их выводу о том, что, не смотря на тяжёлое историческое прошлое, народ России никогда не терял веру в её лучшее будущее.

Задачи урока:

  • повторить музыкальное и сюжетное содержание оперы, формулируя ответы на проблемные вопросы;
  • сформировать представление о понятиях герой, защитник;
  • сформировать представление о враге внешнем и враге внутреннем;
  • осмыслить взаимосвязь характера человека и пластики его движений, походки;
  • осмыслить взаимосвязь героев с их окружением (народ дублирует нравственные поступки своих героев);
  • создать условия для эмоционально - осознанного и активно-творческого проживания школьниками героико-патриотической идеи произведения в исследовательской и исполнительской деятельности.

Используемые на уроке технологии:

  • технология целостного освоения крупных форм и жанров (симфонии, кантаты, балета) (автор – М.С. Красильникова);
  • технология целостного освоения русской героико-патриотической оперы (Е.Ю. Гундорова);
  • технология развивающего музыкального образования (В.А. Школяр, Л.В. Школяр);
  • ИКТ – технологии;
  • технология проблемного обучения:
  • технологии театральной педагогики.

Оборудование: синтезатор, видеоплейер, телевизор, компьютер.

Материалы к уроку:

  • клавир оперы;
  • компьютерная презентация;
  • аудио диск с записью оперы “Князь Игорь”;
  • элементы костюмов князя Игоря, хана Кончака; Владимира Галицкого.

Структура урока

1 блок урока – организационный. Мотивация, цель идея урока.

Исполняем Хор “Солнцу красному слава!”

Решаем проблему - Почему в драматургии исторических опер отечественных композиторов 19 века в начале действия народ вспоминает о былых победах своих героев?

Вспоминаем оперу “Иван Сусанин” М.И. Глинки и кантату “Александр Невский” С. Прокофьева.

Формулируем тему урока Вера в лучшее будущее России – объединяющая идея оперы “Князь Игорь”.

II блок урока - сценические образы героев оперы.

Отвечаем на вопрос - Кого народ называет героями?

Узнаём героев по их шагам. Слушаем вступления к ариям князя Игоря, хана Кончака, Владимира Галицкого.

Выполняем сценические этюды: изображаем характерную поступь князя Игоря, хана Кончака, Владимира Галицкого.

III блок урока - Герой и его окружение.

Анализируем интонационно-образное соответствие музыки героя и его окружения.

Отвечаем на вопросы: - Кого мы называем врагами? - С какими врагами легче бороться? (Враги явные и скрытые).

Исполняем Хоры славления хана Кончака, Владимира Галицкого, князя Игоря.

IV блок урока. Рефлексия.

Анализируем противопоставление образов Игоря и Галицкого; Галицкого и Кончака; Ярославны и Галицкого.

Находим и сопоставляем в графической записи и пластическом интонировании интонации этих пар. Поём со словами. Делаем выводы и подтверждаем главную идею оперы.

Выход детей под музыку хора “Знать Господь мольбы услышал...”

Ход урока

1 блок. Приветствие на мелодию пролога “Солнцу красному слава!”

У. Ребята, мы с вами закончили изучать крупное музыкальное произведение, и сейчас поздоровались на одну из его главных музыкальных тем.

- Как называется это произведение и музыка, на которую мы поздоровались?

Д. - Опера “Князь Игорь” композитора А.П. Бородина, Хор “Солнцу красному слава!”

У. - С какими событиями в опере связано звучание этого хора?

Д. – Князь Игорь с дружиной собирается в поход против половцев.

У. - Споём главный хор Пролога.

Дети поют хор “Солнцу красному слава!”

У.- Кого народ сравнивает солнцем красным?

Д. – Князя Игоря.

У. - Для чего народ вспоминает былые победы князя Игоря?

Д.- Для того чтобы верить в новую победу.

У. – В каких произведениях мы уже встречались с этим приёмом?

Д. – В опере “Иван Сусанин” М.И. Глинки и в кантате С. Прокофьева А. Невский.

У. - Можно считать характерной чертой русского народа веру в своих героев и в будущие победы Руси?

Д. – Да

У. - Этот вывод является темой нашего сегодняшнего урока и объединяющей идеей оперы.

II блок.

У. – Кого вместе с князем Игорем славит народ?

Д. – Его сына Владимира и брата Всеволода.

У. - Прослушайте три музыкальных фрагмента, которые изображают в опере поступь трёх её героев. Узнаете ли вы этих героев?

Фонограмма вступления к песне Галицкого,1 д

Д. – Это походка князя Галицкого.

У. – Давайте проверим, насколько походка героя отражает его характер? Кто хочет изобразить походку Галицкого?

Ребёнок импровизирует поведение князя Галицкого.

У. - Какие черты характера ты пытался изобразить?

Д. – Наглость, самоуверенность, развязность.

У. –- Где, в какой момент оперы звучит эта музыка?

Д. – Это вступление к песне Галицкого из 1 д. оперы.

Учащиеся исполняют фрагмент песни Галицкого из 1 д. оперы.

У. - Кто нам изобразит походку и расскажет о характере следующего героя?

Фонограмма вступления к арии хана Кончака, 2д.

У. - Чья это поступь?

Д. – Хана Кончака.

Ребёнок импровизирует поведение хана Кончака.

У. – Какой характер слышен в поступи?

Д. - Властный, высокомерный, воинственный.

У. – В какой момент действия звучит его ария?

Д. - Второе действие, половецкий стан.

У. – Спойте продолжение этого вступления.

Учащиеся исполняют фрагмент арии хана Кончака.

Фонограмма вступления к арии князя Игоря 2 д.

У. – Кто хочет выйти под музыку, изображая походку князя Игоря?

Ребёнок импровизирует поведение князя Игоря.

- Почему походка князя Игоря такая усталая, неуверенная? Он болен?

Д. – Князь Игорь в плену.

У.- Исполним его арию.

Учащиеся исполняют фрагмент арии князя Игоря.

У. - О чём думает князь?

Д. - Он думает о своём поражении, о том, сколько людей погибло, и о том, как ему поступить, чтобы исправить положение.

III блок. Слайд с портретами трёх героев оперы.

У. –. Перед нами три героя, три князя. У каждого из них своё окружение. Давайте вспомним, как народ относится к своим героям, например к хану Кончаку?

Д.- Народ его боится, уважает его силу.

Слушаем фрагмент славы хану.

У. - Каким же видит народ своего хана?

Д. –Полководцем, который приносит победы, которого все боятся.

У. – Каким хан хочет казаться князю Игорю?

Д. – Добрым другом, щедрым хозяином.

У. - Докажите музыкой.

Учащиеся напевают фрагмент арии Кончака “Ты ранен в битве при Каяле...”

У. – Зачем жестокий, сеющий страх, хан изображает доброго хозяина?

Д. – Он уважает князя Игоря за мужество, честность, прямоту, думает, что они с ним этими чертами похожи. Хан даже хочет дочь выдать замуж за сына Игоря – князя Владимира.

У. - Но это отношения личные. Государственные отношения князей таковы, что хан, не задумываясь, в бою уничтожит князя Игоря, лишь бы тот не мешал ему грабить Русь.

- Хан Кончак враг или друг русского народа?

Д. – Враг.

У. – Есть ли ещё в опере враги у жителей Путивля? (У девушек?)

Ответы детей.

У. - Как относится челядь Галицкого к своему хозяину?

Д.- Они любят выпивать с ним и бездельничать.

У. – Напойте начало хора “То не речка всколыхалась...”, подражая манере князя.

Учащиеся напевают фрагмент славы Галицкому.

У. – За что народ славит Галицкого?

Д. – За безделье, за щедрость, за вседозволенность.

У. – Как относится к народу сам князь?

Д. – Учит жить, как сам живёт, – гуляя и пьянствуя.

У. - Галицкий враг или защитник русского народа?

Д. – Враг, хотя прикидывается другом.

У. – Послушайте две музыкальных интонации В. Галицкого, вспомните, где они звучали в опере, и что они подчёркивают в характеристике князя?

Фонограмма

  • ответа Игорю из Пролога оперы “Когда отец меня изгнал...”,
  • ответа Ярославне из 2 картины 1 действия “А кто бы ни была, тебе какое дело?”

Д. – В разговоре с Игорем и Ярославной звучат “семейные” интонации. Ему нужно хитрить, чтобы не взяли в поход, чтобы можно было властвовать в отсутствие Игоря.

У. – Как князь Игорь относится к своему народу?

Д. - Защищает его. Он добрый, умный и сильный.

У. – Напомните мне основные интонации Игоря.

Учащиеся напевают интонации:

  • Пролог “Идём на брань с врагом Руси...” - князь отважный воин, защитник.
  • Ария 2 д. “О, дайте, дайте мне свободу...” - человек чести.
  • Ария 2 д. “Ты одна, голубка, лада...” - верный, любящий супруг.

У. – Любит ли Игоря народ?

Д. – Да, за его победы над врагами.

Инсценируем диалог Игоря и путивлян из Пролога оперы.

  • “Подай вам Бог победу над врагами...”
  • “Руси обиду смойте вражьей кровью...”
  • “Пусть половецких ханов будут смяты вражьи полки...”

Блок IV – Сопоставление графической записи интонаций образов главных героев.

У. – Что сближает и что разъединяет главных героев оперы?

Смотрим на слайд презентации с графикой интонаций.

Д. - Галицкий и Игорь – русские князья, родственники.

У. - Найдите в графике их схожие интонации.

Учащиеся находят интонации “Ты во мне участье принял” (Галицкий), “О, лада, лада, полно плакать” (Игорь).

У. – Что их разъединяет?

Д. – Для князя Игоря на первом месте долг перед Родиной; для Галицкого на первом месте личные удовольствия.

У. – Что разъединяет Галицкого и хана Кончака?

Д. - Один русский, другой половец. Один развращает, обижает русский народ, другой его убивает и грабит.

У. – Что их сближает?

Д. - Жажда удовольствий: “Хочешь ты пленницу?” (хан Кончак); “Ну что же, я девку освобожу, и заберу себе другую...” (князь Галицкий).

У.- А что же Ярославна, с кем она?

Д. - В сцене с девушками Ярославна не жалеет брата, а защищает девушек. Она жена князя Игоря и поддерживает его во всём.

У. – Найдите на слайде графические рисунки похожих интонаций Игоря и Ярославны. Спойте их со словами.

  • “О, лада, лада, полно плакать” (Игорь) и “Не йди в поход, молю тебя...” (Ярославна)
  • “Ты одна голубка, лада” (Игорь) и “Я кукушкой перелётной” (Ярославна)

Блок V - Подведём итоги.

У. – Кто же в опере является врагами народа?

Д. – Половцы и хан Кончак. Галицкий и его челядь.

У. – Попробуйте сформулировать представление о том кого нужно называть врагом?

Ответы детей.

У. – Кого в опере можно назвать героями и защитниками народа?

Ответы детей.

У. - Ярославна и Игорь вместе с жителями Путивля сражались:

  • с врагом внешним – ханом Кончаком и половцами за свободу русского народа от порабощения.
  • с врагом внутренним – князем Галицким и его челядью, оберегая народ от разрушения души – развращения.

У. - Попробуйте сформулировать главную идею оперы.

Д. – Русские герои всегда борются против захватчиков за сохранение Руси и её православной культуры.

У. – Вера в лучшее будущее Руси – одна из характерных черт русского характера, и одна из главных идей объединяющих оперу.

У. –Благодарю всех за активное участие в уроке.

Фонограмма. Хор “Знать, Господь мольбы услышал”. Дети покидают класс.

Приложение.