Тематический блок "В стране домашней утвари"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Участники: старшая или подготовительная группа, родители воспитанников и воспитатели группы.

Цель:

  • расширить, обогатить представления о кухне, формировать интерес к культуре быта русского народа;
  • способствовать составлению полных, оригинальных рассказов - сказок по предложенной теме, развивать воображение, долговременную память, произвольное внимание, познавательный интерес;
  • формировать интерактивную деятельность, все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность. Обогащать словарный запас детей типично русскими (старинными) словами и выражениями.

Работа с родителями на неделю.

Задание родителям (удобно информацию представить в папке-передвижке, для примера поместить сказку "В стране домашней утвари" Дегтяревой С.Ю. А также на сайте группы.)

1. Обратить внимание детей как дома на кухне расположена мебель. Где, какие принадлежности лежат. Если есть предметы народного промысла (гжель, хохлома, глиняная посуда, плетенки и др.), резной хрусталь и другие интересные, для детей, предметы - обратить особое внимание, дать потрогать.

2. Помочь детям придумать сказку-рассказ "Однажды у меня на кухне...". Можно использовать сказочные персонажи, которые придумают дети сами. Или правдивую, интересную историю, которая произошла на кухне и ребенок был очевидцем. Записать сказку-рассказ, желательно проиллюстрировать его.

3. В конце недели интерактивное собрание с родителями и детьми "Чаепитие за круглым столом" по теме. Слушание сказок, рассказов сочиненные детьми.

1. Чтение сказки "В стане домашней утвари" с презентацией.

Задачи: вызвать эмоциональный отклик на сказку "В стране домашней утвари" автор: Дегтяревой С.Ю. Сформировать и обобщить глубокое представление о кухне. Расширить, обогатить, активизировать словарный запас детей по теме кухонной утвари и кухни вообще.

Ход занятия

I. Воспитатель говорит детям, что ей пришло электронное письмо от домовёнка Кузи. Он просит почитать его вместе с детьми.

–– Кто хочет послушать, что пишет домовенок? Подходите!

Воспитатель читает письмо:

"Здравствуйте, дорогие ребята! Как вы живете? Чем занимаетесь? Я хочу рассказать и показать вам как я живу. Если интересно почитать и посмотреть открывайте скорее мою сказку "В стране домашней утвари" с фотографиями."

Воспитатель рассаживает детей полукругом около компьютера с большим монитором и открывает презентацию со сказкой "В стане домашней утвари".

Прочтение вместе с просмотром презентации.

После прочтения и просмотра.

Воспитатель:

–– Ребята, вам понравилась сказка домовенка Кузи? Очень красочный у него получился рассказ, правда? (Ответы детей.) Как он ласково называет своих друзей? (Ложкины, Тарелкины и др.)

Динамическая игра -физкультминутка “Посуда”

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке
Вот пластмассовый поднос, (Руки сомкнуты впереди, образуя круг)
Он посуду нам принес.

II. Беседа. Разбор новых или редко встречающихся слов и выражений.

Воспитатель:

–– Ребята, мы узнали из сказки Кузи, что такое утварь. Кто может мне сказать, что такое утварь? (ответы детей).

Пояснение педагога.

–– А вот что пишут в словаре. Утварь - старо- русское слово, его часто употребляли раньше наши прабабушки и прадедушки. Утварь происходит от слова творить, делать своими руками. Ведь раньше посуду делали сами из дерева. Глины, которую потом обжигали. Камня, металла и других материалов.

Что такое лоток? (ответы детей, ящик). (см. презентация фото №3)

Что такое отсек? (ответы детей, отдел). (см. презентация фото №4)

Кухонный текстиль.(ответы детей) (см. презентация фото №8)

А что за "утонченные особы" присутствуют в сказке?(ответы детей), (презентация фото №9)

Берегу как зеница око. (ответы детей, тщательно, заботливо. Пояснения воспитателя: зеница - зрачок, око - глаз, старославянский), (презентация фото №10)

Сочиним для домовенка свою историю? (Да!) Но для этого надо хорошо подготовиться. Для написания хорошей сказки или рассказа может уйти не один день, а несколько дней, как у настоящего писателя. Давайте обсудим план действий!

Я предлагаю такой. Когда придете домой, то в удобное время, может, когда будете кушать или пить чай вместе с мамой или папой (родителями). Осмотреть внимательно кухню, отметить где что лежит, как стоит. Вспомнить интересную историю или придумать, а потом попросить маму (родителя) записать её. Можно нарисовать главных героев или просто кухню.

У рассказа должно быть название. Домовенок Кузя назвал свою сказку "В стране домашней утвари", а вы можете такое, например: "Однажды у меня на кухне...". В конце недели мы соберемся все на чаепитие, пригласим родителей, домовёнка Кузю и кто захочет будет читать свою сказку-рассказ и показывать рисунки. Согласны?

1) Игровое упражнение “Как мне повезло”.

Цель: развивать воображение, долговременную память, произвольное внимание (игра поможет активировать воображение детей для сказки - рассказа, который дети будут придумывать дома). Игру можно провести на улице или во 2-ой половине дня.

Воспитатель говорит правила:

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы на кухне, начиная со слов "Как мне повезло..."

Например:

  • “Как мне повезло, – говорит чайник, – я кипячу воду для вкусного чая, кофе”.
  • “Как мне повезло, – говорит скатерть, – я накрываю стол для красоты”.
  • “Как мне повезло, – говорит кастрюля, – ....”.

И так далее, можно использовать название посуды повторно "Как мне повезло, - говорит другая кастрюля (ложка, вилка и т.д.), но не повторяя идею везения.

2) Игровое упражнение “Оживи предмет”.

Цель: развивать воображение, долговременную память, произвольное внимание (игра поможет активировать воображение детей для сказки - рассказа, который дети будут придумывать дома). Игру можно провести на улице или во 2-ой половине дня.

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. Тема "на кухне".

Воспитатель задаёт вопросы детям и по очереди слушает ответы.

– В какое живое существо вы бы превратили салфетку?

– О чем думает ваша чашка?

– О чем хочет рассказать хлебница?

– Что бы приготовила духовка?

И так далее.

2. Примерный сценарий интерактивного чаепития за круглым столом с родителями.

Задачи. Развивать и улучшать детско-родительские отношения (работа в паре). Воспитать интерес к особенностям русского характера, желание быть гостеприимным и радушным, заботливыми хозяевами, воспитывать культуру отношения к другому как к самому себе. Закрепить правила поведения за столом, этикет.

Подготовка.

Сдвинув столы подготовить "круглый стол" для совместного чаепития. Стол накрыть скатертью и красиво засервировать.

Участники: дети и их родители, домовенок Кузя, ведущий (воспитатель)

Музыка, родители и дети рассаживаются за стол.

Ведущий педагог:

Сказка-сказка, прибаутка! Рассказать ее не шутка! Чтобы сказка от начала, словно реченька журчала, чтоб в середке весь народ от нее разинул рот, чтоб никто – ни стар, ни мал под конец не задремал!

Друзья, сегодня мы с вами отправимся в сказочные путешествия и правдивые рассказы. Для этого вместе немного подкрепимся вкусным чаем с пряниками, халвой, баранками и другими яствами на столе.

Ребята, вы сегодня хозяева нашего чаепития. Пожалуйста, поухаживайте за своими родителями, ведь, они пришли к нам в гости. Посмотрите у всех ли есть чашки с блюдцами, чайные ложечки. (дети ухаживают за родителями, взрослый разливает чай).

Небольшая беседа об этикете за столом.

Ребята, а вы помните правила этикета за столом? (ответы детей, затем обобщение воспитателя).

- Вежливое обращение, использование слов "Пожалуйста", "Будьте добры".

- Умение пользоваться столовыми приборами. Нельзя ставить ложку или нож на скатерть, их следует класть только на тарелку.

- Принимая пищу нельзя чавкать, громко хрустеть, ковыряться пальцами во рту, если вдруг там застрял кусочек.

- Согласно правилам этикета, из общего блюда нельзя брать последний кусочек.

- Мальчик должен ухаживать за девочками, если они являются его соседками за столом.

- Вставая из-за стола, следует поблагодарить, сказав “Спасибо”.

Входит домовенок Кузя.

Ведущий педагог:

–– Здравствуй, Кузьма! Проходи, присаживайся. Как жизнь? Как дела? Мы тебя ждем!

Кузя:

–– Здравствуйте, мои дорогие! Как долго я ждал этой встречи! Мне очень хотелось увидеть ребят и послушать их сказки и рассказы. Ну, что об мне говорить, я хоть и молодой домовой, но живу очень долго. Я видел как раньше жили люди и как сейчас живут, ооочень интересно. Раньше хлеб пекли в русских печках. Достают из печи, вкусный запах на весь дом. А сейчас из пакета, раз, и достали, румяный и свежий, а иногда даже и порезанный уже. Вот техника дошла!

–– Кузя, а ты разве не знаешь, что хлеб сейчас в магазинах покупают, а в магазины из хлебозаводов привозят. Там хлеб пекут тоже в печах, только больших, чтобы весь город накормить.

–– Ну, это совсем другое дело! Нет, не знал! Теперь знать буду. Надо мне на хлебозавод сходить - посмотреть, но у вас тоже очень вкусно пахнет. И пора сказки слушать.

–– Ты, Кузя, угощайся. А мы попросим, кто хочет первый рассказать сказку или рассказ?

Слушаем две-три сказки. Родитель рассказывает (зачитывает) вместе с ребенком придуманный рассказ-сказку. Демонстрируют рисунки.

Игра.

Кузьма:

–– Какие интересные сказки! Я бы слушал весь день и ночь. Но мне бы хотелось поиграть с ребятами и их родителями. Посмотреть, а умеют ли дети и их родители работать. Я сяду вот сюда (садится на открытое место) кто хочет поиграть становитесь вокруг. Придумайте движения какой-нибудь работы, а я буду отгадывать, кто что делает.

После игры рассаживаемся за столы и слушаем еще сказки, рассказы.

Подвижная игра “Петушиные бои”

Описание: на полу делаем круг из прыгалок или веревки, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот кто остался в кругу – тот выиграл. (игра повторяется несколько раз).

Затем опять слушаем сказки, рассказы.

После прочтения всех сказок и рассказов.

Спасибо, ребята, я сегодня узнал много нового, полезного, наигрался и посмотрел как играют ребята. Наслушался сказок, интересных рассказов. Теперь можно я расскажу их другим маленьким ребятам?

Домовенок прощаясь уходит.

Чаепитие заканчивается свободной импровизацией.