Урок повторения и обобщения по истории России с древнейших времен до конца XVII в. Викторина «Своя игра». 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  • повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века;
  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • развитие познавательной активности обучающихся;
  • воспитание культуры общения.

Место проведения: учебный класс

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. На обычной доске изображены таблицы для подсчета баллов(приложение 1), которые заполняет помощник (ученик из другого класса)

Ход урока

Организационный момент:

Учитель здоровается с учащимися, осведомляется об отсутствующих, проверяет готовность класса к занятиям.

Учитель:

Ребята! Сегодня наш урок пройдет в виде известной телепередачи “Своя игра”. Мы будем вспоминать события, персоналии, произведения художественной культуры - все то, что касается социальной и культурной жизни человека эпохи Древней и Средневековой Руси. Надеюсь, что работа будет интересной и продуктивной!

Далее класс делится на то количество команд, которое может позволить наполняемость класса, команды придумывают для себя названия, учитель знакомит учащихся с правилами игры:

1. Ведущий – учитель истории, который в ходе урока кратко комментирует ответы учащихся. Помощник заполняет таблицу подсчета баллов.

2. Право первого хода разыгрывается по жребию. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку.

3. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном ответе со счета команды снимается соответствующее цене вопроса количество баллов, право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.

4. Если команда выбрала сектор “Кот в мешке”, то она определяет, какая команда будет отвечать на вопрос.

5. Если выпал “Аукцион”, то команды сами назначают стоимость вопроса в зависимости от имеющейся суммы баллов. Право ответить на вопрос получает команда, которая назначила самую большую стоимость вопроса (цифры капитаны по согласованию с командой записывают на листах бумаги и передают ведущему).

6. Сектор “ Счастливый случай”- команда получает соответствующее цене вопроса количество баллов, не отвечая на вопрос.

7. Сектор “ Несчастливый случай”- команда теряет соответствующее цене количество баллов.

8. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

7. Победители получают награду (на усмотрение учителя) : именные грамоты, или отметка в журнал, возможны и сладкие поощрительные призы.

Итак, начинаем игру.

Первый раунд “Социокультурные аспекты истории Древней и Средневековой Руси”.

Раздел “Люди”

Вопрос 100: Один из представителей господствующего класса, запечатленный в русской литературе XII-XIII вв, как потерпевший жизненное крушение, попавший под княжескую опалу, боявшегося его “ похуления”, прибегшего к “обычной” его любви? О ком идет речь? Ответ: Даниил Заточник.

Вопрос 200: Кем была основана первая библиотека в Киево- Печерском монастыре, заложенная в 1037 году? Ответ: Ярославом Мудрым

Вопрос 300: Она ушла в монастырь в 12-летнем возрасте, основала 2 монастыря, совершила паломничество в Иерусалим, будучи внучкой полоцкого князя Всеслава Бречеславовича. О ком идет речь? Ответ: Ефросинья Полоцкая

Вопрос 400: Счастливый случай.

Вопрос 500: Почему автор произведения в Древней Руси не указывал своего имени? Ответ: В сознании древнерусского человека ему не принадлежало ни слово, ни живопись, он ощущал себя лишь воспроизводящим сигналы, посланные свыше.

Раздел “Храмы”

Вопрос 100: В каком стиле каменного зодчества в Древней Руси были выполнены Софийский Собор, Киево-Печерский монастырь? Ответ: Крестово- купольный.

Вопрос 200: “Кот в мешке” . Блестящий образец русского романского стиля, построенный Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века? Ответ: Дмитровский Собор во Владимире

Вопрос 300: Почему Софийский Собор в Киеве был так назван? Ответ: Строительство началось при Ярославе Мудром. “Сошлись в битве печенеги и киевские дружины. Целый день бились и только к вечеру одолел их Ярослав и обратил в бегство. Во славу своей победы там, где были повержены полчища, он заложил храм. Храм был назван в честь Святой Софии, как и главный храм Константинополя. В переводе с греческого имя София означает “мудрая”.

Вопрос 400: После принятия христианства князь Владимир заказал строить в Киеве церковь, законченную в 996 г. Она представляла собой храм, типичный для Византии. Название этой церкви возникло в связи с решением князя отдавать часть своих доходов на ее содержание. О какой церкви идет речь? Ответ: Десятинная церковь

Вопрос 500: О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце... Объясните причину этой ориентации? Ответ: Такая ориентировка обосновывалась догматически: “ Молиться на восток предано от святых апостолов и отражает следующее. Это потому, что Христос явился на землю в тех странах, где восходит солнце чувственное”

Раздел “Слово”

Вопрос 100: “Вопрос-аукцион”. Значение слова “работа” языком автора “Даниила Заточника” и “Слово о полку Игореве”? Ответ: Работа- основа слова “раба”, работное ярмо, рабство, синоним слова работать-страдать.

Вопрос 200: Расшифруйте запись: “Об успении царя нашего...” Ответ: О смерти.

Вопрос 300: Древнейшее название мужской и женской одежды, значение этого слова “кусок, обрывок ткани”. Ответ: Рубаха.

Вопрос 400: На языке древнерусского человека значение выражения “Задушный человек”? Ответ: Задушные люди — холопы, отпущенные на свободу согласно духовного завещания монастырского владыки подушевно (то есть по душам). Обычай отпускать на волю холопов по духовному завещанию церковников в монастырях был довольно распространен в Древней Руси и держался очень устойчиво

Вопрос 500: О Значение древнерусского имени “Жиромир”. Ответ: “Жир”- богатство, жить в богатстве.

Раздел “Символ”

Вопрос 100: Традиционное блюдо древнерусского весеннего праздника, олицетворяющее золотой диск небесного светила? Ответ: Блины.

Вопрос 200: “Несчастливый случай”

Вопрос 300: Расшифруйте символическое значение цвета в древнерусской иконописи: пурпурный цвет; голубой и синий цвета; белый цвет; черный цвет; красный цвет; золотой цвет. Ответ: Пурпурный цвет- божественный и царский; голубой и синий- цвета трансцендентных сфер; белый- чистоты, святости, жизни, божественного сияния; черный- смерть, ад; красный- жизнь, огонь, кровь Христова; золотой- цвет божественного света

Вопрос 400: Какое значение в одежде на Руси придавали поясу? Ответ: В поясе видели идеальную защитную форму- круг, лишенный границ, разрывов, наиболее надежно охраняющий от нежелательных телесных контактов. Снятие пояса приравнивалось к обнажению, готовностью вступить в контакт с нечистой силой.

Вопрос 500: Попробуйте из данного подбора символов (изображение предоставлено на слайде презентации) составить заклинательную фразу из свадебного обряда (птица; ложка; ключи; челюсть). Ответ: Расшифровать этот подбор символов можно примерно так: "Девушка, подобная птице (птица – символ cемейственности, жизни), пусть всегда ты будешь сыта (ложки), пусть никто не расхитит твое хозяйство (ключ), пусть зло (челюсть) минует тебя!"

Раздел “Инструмент”

Вопрос 100: Инструмент древнерусского архитектора, используемый для снятия архитектурных образцов? Ответ: Матерчатая лента, края которой закреплены сургучом.

Вопрос 200: Инструмент древнерусского зодчего, длинный четырехгранный брусок, равный размаху рук человека? Ответ: Мерило.

Вопрос 300: Из чего изготовлялся основной писчий материал в XI - первой половине XIV вв?. Ответ: Телячья кожа.

Вопрос 400: Ответ: Универсальное понятие, обозначавшее разные виды прикладного искусства в Древней Руси? Ответ: Узорочье.

Вопрос 500 “Кот в мешке”: Раздел исторической науки, занимающейся формой и содержанием надписей, сделанных не на основном письменном материале (пергамен, береста), а на нетипичных предметах или поверхностях? Ответ: Эпиграфика.

Раздел “Обряд”

Вопрос 100: В языческой религии древних славян существует обряд, названный “братчина”. Что означает этот обряд? Ответ: Общественный пир в складчину.

Вопрос 200: В древней Руси был обычай носить на груди поверх одежды большие двустворчатые кресты, внутри которых находились разного рода мощи. Какое название имели эти кресты? Ответ: Энколпионы.

Вопрос 300: Почему в Древней Руси были запрещены круглые скульптуры? Ответ: Они напоминали идолов язычества

Вопрос 400: Этот праздник изначально был привязан к летнему солнцестоянию, но по мере укоренения христианства его стали связывать со днем Рождества Иоана Крестителя? Ответ: День Ивана Купалы

Вопрос 500: Какая модель поведения древнерусского человека считалась “приличной”? Ответ: Это своеобразное религиозное служение, богобоязненность.

Второй раунд “Своя игра”

Команды должны сами назначить цену вопроса, не превышающую количество набранных баллов. В случае неправильного ответа указанные вами баллы сгорят.

Вопрос: Два ценнейших памятника социального законодательства XII века, кодифицированные в “Пространной Правде”, сохранившие черты бытовой обстановки в сфере трудовой жизни русского народа? Ответ: “Устав о закупах”, “Устав о холопах”.

Учитель: Итак, все раунды пройдены. Давайте подсчитаем баллы. Наибольшее количество баллов набрала команда “С названием”, все участники этой команды награждаются ...

Ребята! Я благодарю вас за сегодняшний урок и думаю, что победителями в сегодняшней игре можно считать всех вас – вы отлично справились с предложенными заданиями и доказали, что знаете историю нашей страны. Желаю вам дальнейших успехов в изучении истории!

Библиографический список.

Учебно-методический комплект:

1.Учебник “История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс”. Н.С. Борисов. “Просвещение”, 2010

2. Учебник “История России XVIII – XIX века. 10 класс”. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. “Просвещение”, 2010

3. Программа “История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс”. Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. Базов. уровень. “Просвещение”, 2009

4. Коваль Т. В. и др. История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 кл. Поурочные рекомендации; “Просвещение”, 2009

5. Учебник Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история (базовый уровень) 10 класс/м.: Мнемозина, 2009г.

6. Программа по учебнику Л.Н. Алексашкиной, В.А. Головиной. “Всеобщая история. 10 класс, (базовый уровень)/ издательство: Учитель, 2011 г.

Литература.

1.Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М.: Издание МГУ, 1944. — 102 с.

2. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. Монография. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1995. — 637 с.

3. Долгов В. Быт и нравы древнерусского человека. Историческая проза 2007 год

4. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. Москва: Наука, 1970. - 180 с.

5. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. Изд. 2-е. – М. – Л.: Наука, 1966. – 242 с.

6. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М.: Издательство Московского университета, 1984. — 241 с.

7. Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков. Иллюстрированный альбом. Л.: Аврора, 1971. 118 стр.

8. Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М.: Логос, 2007. — 437 c.

9. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. - 468 с.