Разработка урока по теме «Действия с натуральными числами». 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • Обучающая – систематизировать знания обучающихся по теме урока, обобщить наиболее важные понятия, закрепить навыки решения различных заданий.
  • Развивающая – развивать умение слушать и слышать, вступать в диалог, самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Воспитательная – воспитывать умения контроля и оценки процесса и результатов деятельности, повышать мотивацию к обучению и интерес к математике.

Задачи, решаемые на уроке:

  • формировать умения применять знания в практической деятельности;
  • высказывать предположения и догадки;
  • уметь делать обобщение изучаемых факторов.

Задачи обучающихся на уроке:

  • повторить понятия: “натуральные числа”, “действия с натуральными числами”, “нахождение неизвестных компонентов уравнения”,
  • научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки по теме “Натуральные числа”: выполнение действий в столбик, решение простейших уравнений, решение текстовых задач
  • научиться анализировать решение, находить и исправлять ошибки, выбирая наиболее рациональный способ решения.

Планируемые результаты:

личностные:

  • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи;
  • понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);
  • умение распознавать верные и неверные утверждения и решения;
  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

предметные:

  • владение базовым понятийным аппаратом по теме “Натуральные числа и действия с ними”;
  • владение навыками вычислений с натуральными числами;
  • умение решать текстовые задачи арифметическим способом;
  • умение находить неизвестные компоненты основных действий с натуральными числами.

Формируются Универсальные Учебные Действия (УУД)

  • Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру, анализ и оценивание полученного результата; оценка своих возможностей.
  • Регулятивные: формирование целевых установок учебной деятельности, обнаруживать, формировать и решать учебную проблему, контроль правильности ответов окружающих, самоконтроль и взаимоконтроль.
  • Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, построение логических цепей рассуждений, преобразование информации из одного вида в другой, структурирование знаний.
  • Коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, управление эмоциями и поведением.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Технологии, применяемые на уроке:

  • технология игрового обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология личностно ориентированного обучения;
  • технология здоровьесберегающего обучения;
  • технология обучения в сотрудничестве.

Методы:

  • По источникам знаний: практический, наглядный, словесный;
  • По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений;
  • Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, работа на “закрытой доске”, самостоятельная работа.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: проектор, компьютер, листы оценивания

План урока.

1. Орг. Момент (мотивация обучающихся)- 1 мин

2. Определение темы урока совместно с учащимися (актуализация знаний), Определение целей и задач урока совместно с учащимися – 3 мин.

3. Устный работа – 7 мин.

4. Закрепление изученного материала

- Проверьте порядок выполнения действий и, если неправильно расставить порядок действия и найти значение выражения – 8 мин.

- Задание на сообразительность – 3 мин

5. Физминутка – 1 мин.

-Решение уравнений (работа в парах) – 4 мин.

-Вычислить наиболее удобным способом – 3 мин.

- Решение текстовых задач – 6 мин.

6. Подведение итогов урока, рефлексия – 3 мин.

7. Задание на дом – 1 мин

“Жизнь лишь постольку прекрасна,
поскольку ее можно посвятить
изучению математики и ее
преподаванию”.
С.Пуассон

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь

- Здравствуйте, дорогие ребята! Пожалуйста, присаживаетесь. Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать?

Покажите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок.

Начать урок я хочу с такого вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал – Бируни(записано на доске):

“Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”.

Пусть слова Ал- Бируни станут девизом нашего урока.

А слово “математика” греческое, и в переводе означает “знание, наука”. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости.

Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике.

И для этого у каждого из вас на столе лежит карта самооценивания. Подпишите ее.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюсики, а в конце урока это позволит оценить вашу работу.

Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества “+”, набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами.

Ф.И. ученика  
Этап урока, выполняемые задания "+" - справился с задачей без затруднений "_" - не справился с задачей.
1.Выполните действия по рядам    
2.Восстановите цепочку    
3. найти значение выражения    
4. Задание на сообразительность.    
Решение уравнений    
Вычислить наиболее удобным способом    
Решение задачи    
Итог

Какую бы оценку ты поставил(а) бы себе за урок

 

2. Актуализация знаний (Определение темы урока совместно с учащимися)

Тема урока определяется учащимися при помощи загадок и диалога с учителем:

А скажите, какие числа мы изучали на уроках математике в I,II четвертях?

– А для чего нам нужны натуральные числа прежде всего? (Для счета)

– Его величество Число является фундаментальным понятием математики. Древние люди относились к числу как к мере всех вещей, все тайны мира заключались в числе и выражались в нём.

- А какое самое маленькое натуральное число? (Один)

- Какое самое большое натуральное число? (Нет)

– А ноль это натуральное число? (Нет)

- Я добрый знак соединенья
И в том мое предназначенье.
Я для сложения гожусь,
И этим очень я горжусь. (Плюс)

– Это знак какого действия? (Сложения)

Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков.

– Какие еще мы знаем знаки действий? (Минус, умножить, разделить)

– Назовите действия? (Сложение, вычитание, умножение, деление)

– А с каким новым действием мы познакомились в этом году (Возведение в степень)

– Молодцы! Давайте теперь определим о чем пойдет речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока)

Запишите в тетради число и тему урока: “Действия с натуральными числами”.

Ребята, а что является целью нашего урока?

Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с натуральными числами, их свойств, решение уравнений и задач.

3. Устная работа.

Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно.

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Устный счет! Мы считаем в уме!

Выполните действия по рядам:

а) 72:8 =

+51=

:15=

* 9=

- 26=

10

б) 56:7=

*5=

-13=

:9=

+17=

20

в) 63:9=

+33=

:8=

*13=

-35=

30

Восстановите цепочку

найдите ошибки и исправьте их.

  • 25 + 324 + 75 + 76 = 600,
  • 2 * 2 * 2 – 3 = 32 – 3,
  • 213 : 3 – 26 = 55.

Закрепление изученного материала

Проверьте порядок выполнения действий и, если неправильно расставить порядок действия и найти значение выражения (один ученик за закрытой доской).

3 4 5 6 1 2

245 : 7 – 35 : 5 + 112 * 10 = 1238

Прежде, чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним какие действия относятся к действиям первой ступени и какие – к действиям второй ступени, 3 ступени? В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, в выражениях со скобками.

  1. 112=11 * 11=121
  2. 245:7=35
  3. 35:5=7
  4. 121 * 10=1210
  5. 35-7=28
  6. 28+1210=1238

Учащиеся сравнивают своё решение с решением на доске, оценивают свою работу и выставляют оценку учащимся, выполнявшим задание у доски.

Задание на сообразительность. Вместо * вставьте числа, чтобы получилось верное равенство

Проверяем по образцу и у доски.

5. Физминутка – 1 минута

Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу

Поднимает руки
Класс – это раз
Повернулась голова
Влево вправо – это два
Руки вверх
На них смотри – это три
Руки в стороны пошире
Развернули – на четыре
С силой их
К плечам прижать – это пять
Всем ребятам
Надо сесть – это шесть.

– Мы вспомнили с вами как выполняются действия с натуральными числами, порядок выполнения действий.

- Перейдем к решению уравнений.

6. Решите уравнения:

Учащиеся работают самостоятельно по вариантам – красное, зеленое и желтое уравнения – первый вариант, синее, оранжевое и розовое уравнения – второй вариант. Затем меняются и проверяют друг друга. После высвечивается на доске правильный ответ – число 7, и учащиеся оценивают свою работу, сравнивая с доской. При проверке учащимися проговариваются правила нахождения неизвестных компонентов.

Уравнения.

Вычислить наиболее удобным способом ( в парах):

а)

б)

в)

г)427 – 33 – 57 =

д)

е)

Какие правила (свойства) вы использовали при вычислениях?

7. Решение текстовых задач (построено на создании проблемной ситуации)

“Лесная полянка. Посчитаем?”

– Некоторые ученые считают, что продолжительность жизни людей тесно связана с загрязнением окружающей среды. Почему они так считают, как вы думаете?

Учащиеся отвечаю, что деревья поглощают разное количество радиации, выхлопных газов и различных вредных веществ. Ребятам предлагается решить задачу о продолжительности жизни разных деревьев.

Задача. Ель живёт примерно 1200 лет. Сосна живёт примерно в 3 раза меньше Ели, а Берёза – примерно на 280 лет меньше Сосны. Определите сколько лет живёт каждое дерево?

Решение. (решение задачи выполняется учащимися класса самостоятельно, с подробным проговариванием решения)

1200 : 3 = 400 (лет) живёт Сосна.

400 – 280 = 120 (лет) живёт Берёза.

Ответ: 400 лет, 120 лет.

6. Подведение итогов урока, рефлексия

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с натуральными числами, закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какую цель мы поставили сегодня?

- Достигли ли мы этой цели?

- Все ли было понятно, все ли успели?

- Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.

- Что получилось, а что нет?

- Над чем надо поработать?

Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок.

Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого.

Если вы набрали

  • 13 - 12 плюсов, то за урок вы получаете отметку “5”;
  • 11 - 9 – получаете “4”;
  • 8 – 6 – получаете “3”.

Учащиеся, которые набрали менее 2 плюсов, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше.

Я попрошу вас поднять смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока.

Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради.

Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

10. Задание на дом (с комментариями) – 1 мин.

1. Задача на дом “Необыкновенное число”: Что это за число: если к нему прибавить 7, сумму разделить на 7, а из частного вычесть 7 и полученный результат умножить на 7, то в результате получится 7.

Ответ: 49