Для учителей начальной школы

Учимся применять орфографические правила

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Повторение и закрепление знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • учить применять изученные орфографические правила в письменной речи.

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания, расширять кругозор учащихся, умение самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.

Оборудование: ПК, проектор, экран, нетбуки, CD-ROM “Академия младшего школьника”: 1-4 класс. Программно-методический комплекс.

Дидактический материал: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова “Русский язык” 2 класс, учебник; С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова “Пишем грамотно”, 2 класс, рабочая тетрадь № 2; индивидуальный раздаточный материал: трафареты с цветками для рефлексии, задания для групповой работы, цветные карандаши.

Этапы урока Ход урока Формируемые УУД
1. Орг. момент.

Самоопределение к деятельности

Слайд 1 - 2.

Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
умею слушать мнения других.

- Какой сегодня день недели? Число? Месяц? Какой месяц по календарю? А время года?

- Что значит записать дату по русскому языку? (Записать число и месяц.)

- А вы знаете, как он назывался в древности? (Ответы учащихся.)

Слайд 3.

Этот месяц назван в честь богини Афродиты и образован от латинского слова aperire - открывать. Древнерусские имена месяца апреля были: березень, снегогон, цветень.

- Как вы думаете, почему их так называли? (Ведь именно в апреле бегут ручьи, унося с собой остатки снега, начинают зацветать первые деревья, цветы, расцветает весна.)

Личностные:

- мотивация учебной деятельности. Познавательные:

 - умение извлекать информацию из схем, текстов.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

2. Рефлексия Слайд 4.

- Сегодня на уроке у каждого из вас появится свой необычный цветок. Мы будем закрашивать лепестки, заканчивая каждое задание, и в конце, посмотрим, каким он станет.

- Ребята, давайте попытаемся определить своё настроение на сегодняшнем уроке. Я предлагаю раскрасить лепесток №1. (Приложение 1)

красный – хорошее настроение, готов работать;

жёлтый – немного волнуюсь, но постараюсь на уроке хорошо работать;

синий – плохое настроение, нет желания работать.

Регулятивные:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Минутка чистописания Слайд 5.

Задание “Будь точным”. (дифференцированная работа на развитие процессов произвольного внимания). (Приложение 2)

- Напомните мне и объясните гостям, как будете выполнять это задание? (Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.)

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА

2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА

3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

Учащиеся “группы риска” (низкий уровень сформированности критерия “точность выполнения заданий” (УУД “Волевая саморегуляция”) выполняют задание на нетбуках (CD-ROM “Академия младшего школьника” - задание “Собери узор” № 17 (Буквы русского алфавита).

Регулятивные:

- контроль за аккуратностью выполнения задания;

-волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме.

4. Рефлексия. Слайд 6.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте раскрасим лепесток №2.

красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения;

желтый – работа выполнена не очень хорошо;

синий – неаккуратное выполнение работы.

Регулятивные:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

5. Целеполагание - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Предположения учащихся.)

- Попытайтесь определить тему нашего урока. Каждая группа получает закодированное слово. (Приложение 3)

- Но перед началом работы повторим алгоритм работы в группах: (Читают хором командами по одному предложению).

Слайд 7.

1. Работаем сообща.

2. Выслушиваем мнение каждого члена группы.

3. Не перебиваем друг друга.

4. Не мешаем работе других групп.

5. Приходим к общему мнению.

6. Выбираем представителя, который защищает группу.

Слайд 8.

Задания для 1 группы: “Буквенная путаница”

(Ответ: УЧИМСЯ)

Слайд 9.

Задание для 2 группы: Математические действия”

- Выполни математические действия и расшифруй слова.

ПРА + И - А + МИН – Е + Я + ЛЬ – Л + Т = ...

(Ответ: ПРИМЕНЯТЬ)

Слайд 10.

Задание для 3 группы: “Расшифруй”

16 18 22 16 4 18 1 22 10 25 6 19 12 10 6
                             

(Ответ: ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ)

Слайд 11.

Задание для 4 группы: “Адрес”

Составь слово по адресам букв:

(Ответ: ПРАВИЛА)

Слайд 12.

- Составьте из полученных слов предложение. (Учимся применять орфографические правила.)

Слайд 13.

- Прочитайте, чем мы будем заниматься на уроке:

У - учиться применять орфографические правила;

Р - будем развивать внимание, орфографическую зоркость;

О – объяснять написание слов;

К – коллективно, дружно работать.

Познавательные:

- поиск информации,

-логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- волевая саморегуляция.

Коммуникативные;

- сотрудничество в группе, аргументация собственного мнения.

Личностные:

- мотивация учебной деятельности.

6. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Слайд 14.

1. Блиц – опрос.

- Орфограмма – это ... (опасное место, “правильное письмо”)

- Орфографическая задача – это ... (выбор правильной буквы)

- Орфографическое правило – это ... (порядок действий, который нужно выполнить

решения орфографической задачи)

- Применение правила – это ... (выполнение действий по порядку)

Слайд 15.

Приложение 4

2. Составление памятки “Учимся применять орфографические правила” (работа в паре)

- Для того чтобы успешно применять орфографические правила, необходимо выбрать правильный путь работы. Составьте памятку, вставив пропущенные слова.

Памятка “Учимся применять орфографические правила!”

1. Определи, есть ли в слове ______________.

2. Определи, какая это ___________________.

3. Определи, можно ли её ________________.

4. Письменно (или устно) объясни _________.

Слова для справок: доказать, “опасное” место, выбор буквы, орфограмма.

- Когда закончите работу, покажите сигнал. (Дети берутся за руки и поднимают вверх.)

- Зачитайте, что у вас получилось?

- Поднимите руку, кто хочет поблагодарить своего соседа по парте за хорошую работу.

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению,

-формирование самоконтроля.

Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

- составление целого из частей,

-самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные:

- сотрудничество в паре,

- умение слушать собеседника, находить общее решение.

7. Рефлексия. Слайд 16.

- Раскрасьте лепесток №3:

красный – работали дружно, сообща, с заданием справились;

жёлтый – с заданием справились, но есть 1-2 ошибки;

синий – с заданием не справился.

Регулятивные:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

8. Закрепление Слайд 17.

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.

Слайд 18.

“Шифровальщики”

Выполнение заданий в рабочей тетради “Пишем грамотно” № 2, с. 31, упр.5. (1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик)

- Нужно пропущенные буквы в словах зашифровать цифрами, используя код: а – 1, о – 2, е – 3, и – 4, я – 5.

(У детей в тетради появляется запись:

1 вариант – 2, 1, 5, 2, 3, 4, 4, 2;

2 вариант – 2, 4, 1, 3, 3, 3, 3, 2.)

Взаимопроверка в паре.

- Проверьте работу своего соседа.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- навык взаимоконтроля.

Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция; волевая саморегуляция.

9. Рефлексия Слайд 19.

- Давайте закрасим четвёртый лепесток нашего цветка:

красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;

жёлтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;

синий – с заданием не справился.

Регулятивные:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

10. Физкультминутка. Слайд 20.

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Личностные:

- умение применять правила охраны своего здоровья.

11. Закрепление. Слайд 21.

“Самый внимательный” (работа в группах)

Выполнение заданий в рабочей тетради “Пишем грамотно” № 2 с. 29 упр.7.

Каждая группа находит ошибки в своих предложениях и исправляет их.

- Благодаря чему вам удалось записать слова грамотно? Как вы это докажите?

Слайд 22.

“Корректурная проба” (на развитие концентрации внимания)

- Прежде чем выполнять упражнения по развитию внимания, подумайте, как в работе над русским языком может помочь внимание? (Быть внимательным нужно, чтобы видеть орфограммы и грамотно писать.)

- В упр. 7 за 2 минуты нужно зачеркнуть букву “а” и подчеркнуть букву “т”. Время пошло.

Слайд 23.

Самопроверка.

- Подсчитайте число правильно зачёркнутых и подчёркнутых букв. Запишите на полях.

Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция; волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- сотрудничество в группе,

- умение слушать собеседника, находить общее решение.

Личностные:

- самоопределение.

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, классификация.

12. Рефлексия Слайд 24.

- Теперь закрасим лепесточек № 5.

красный цвет – нет пропусков - ты очень внимательный;

жёлтый – 4 и менее пропусков – ты внимательный;

синий - больше 4-х пропусков – внимание нужно развивать.

Регулятивные:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

13. Итог урока. Рефлексия - Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- Над чем еще нужно поработать?

Слайд 25.

- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Оцените свою деятельность при применении орфографических правил.

красный - Я вижу в словах “опасные” места и умею применять орфографические правила! За свои работы я получаю “5” и “4”.

жёлтый - Я не всегда вижу в слове “опасное” место, поэтому в моих работах встречаются ошибки. Я буду стремиться к лучшему результату!

синий - Мне трудно, нужна помощь!

Обсуждение результатов рефлексии.

Слайд 26.

- Спасибо за работу на уроке!

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения.