Для учителей истории

Интегрированный урок (математика + история) «Математическое путешествие в средневековый город»

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме “сложение и вычитание смешанных чисел” и “средневековый город”.

Задачи:

  • Обучающая: способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при сложении и вычитании смешанных дробей с разными знаменателями при решении задач, связанных с темой по истории “Средневековый город”;
  • Развивающая:  развитие речи учащихся, внимания, умения обобщать материал и применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умения выступать перед аудиторией, развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства товарищества.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: математика, история.

Оборудование:

  • Проектор
  • Презентация
  • Интерактивная доска
  • Музыкальный центр

Раздаточный материал:

Технологии: развивающее и проблемное обучение, развития критического анализа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

II. Устный счет.

Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Чтобы узнать, что нас ждет впереди, докажем, что нам не страшны трудности и преграды, и выполним задания. Каждая команда получает по 3 задания, которые необходимо выполнить. Сегодня устный счет мы проводим по правилам игры “Поле чудес”

Слайд 2, 3

Если вы выполняете задание верно, то открывается одна буква. Итак, вы выполняете по одному заданию, называете ответ и открываются буквы (Приложение 1).

Управление слайдом: Каждый прямоугольник пронумерован. Учащиеся называют букву, а учитель нажимает на тот прямоугольник, за которым скрывается отгаданная буква.

1 С 4 Д 9 К 13 Й
2 Р 5 Н 10 О 14 Г
3 Е 7 В 12 Ы 19 !

Слайд 4

Мы получили словосочетание: СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД !

III. Работа по теме урока.

Учитель истории: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о средневековом городе и его жителях).

- Что такое средневековый город? (центр ремесла и торговли)

- Кем были жители города? (торговцами и ремесленниками)

Учитель математики:

Знания, каких наук необходимы, чтобы торговать и заниматься различными ремеслами? (математики). Итак, путешествовать нам поможет – математика.

А как вы думаете, какие именно математические знания могут понадобиться для занятия торговлей и ремеслом? (сложение, вычитание, умножение и деление чисел).

А действия, с какими числами мы рассматривали на уроках математики? (дроби с разными знаменателями и смешанные числа). С помощью опорных слов назовите задачи нашего урока с точки зрения математики.

Слайд 5

Примерные ответы детей:

Повторить правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и смешанными числами, сокращения дробей

Применить эти правила для решения примеров и задач

Оценить свои знания и умения

Учитель истории: А теперь с помощью опорных слов назовите задачи нашего урока с точки зрения истории.

Примерные ответы детей:

Повторить знания о Средневековом городе

Применить эти знания для изучения истории

Оценить свои знания и умения по теме “Средневековый город”.

Слайд 6

Учитель истории: Мы отправляемся с вами в средневековый город. Посмотрите на экран.

  • В какой город мы с вами отправляемся. (Франкфурт-На-Майне)
  • На что похожа запись города? (на дробь)

Слайды 7

  • Объясните, почему такая запись с точки зрения математики возможна и по истории (города появлялись рядом с рекой)
  • Сегодня наш урок будет необычный. Мы будем на уроке заниматься и историей, и математикой.
  • Давайте вспомним, от какого слова произошло слово “город”? (Городить)
  • С какой целью огораживали поселение? (Обезопасить поселение от врагов)
  • В городе живет много ремесленников.
  • Что позволило ремесленникам уменьшить конкуренцию между собой? (образование цехов)
  • Что такое цех? (объединение ремесленников одной специальности)
  • Какой документ существовал в каждом цехе? (устав – правила цеха)

Сегодня вы будете работать в группах, то есть в цехах. У каждого цеха есть правила, правила работы группах.

Послушаем, как необходимо работать, чтобы получить высокие результаты.

На партах правила:

4 ученицы выходят и читают правила.

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет 
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

Учитель истории: Эти правила помогут нам работать дружно.

Слайды 8, 9. На экране средневековый город. Появляется сельский ремесленник.

Эрих (сельский ремесленник): Наконец-то, я у города. Как он похож на замок. Его окружают зубчатые стены. Как же мне попасть в него?

Слайды 10. Городские ворота в средневековом городе.

Стражник: Если ты хочешь попасть в наш город, то ты должен решить задачу. Город наш средневековый и единицы измерения средневековые. Для измерения длины в средние века использовали разные единицы:

Английский король Эдгард однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: “Расстояние от кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться “ЯРД”. Его подданные тут же приготовили бронзовый прут “от королевского носа до пальца. Длина ярда см.

Слайд 11

В средние века в Европе придумали еще одну единицу измерения длины - ФУТ. Фут - это средняя длина ступни взрослого мужчины. По-английски это означает “ступня”, “нога”. Эта мера определялась в средневековой Англии как средняя длина ступней 16 человек, выходящих с церковной службы в воскресенье. Один фут равен см. Была еще одна единица измерения длины - это локоть.

Слайд 12

Учитель математики: Прежде чем войти в город, давайте решим задачу (приложение 2).

Та команда, которая решит первой, получает монету номиналом .

Слайд 13. Мост в средневековом городе.

Эрих (сельский ремесленник): В городе все необычно. Как же мне попасть на рыночную площадь?

Густав (крепостной): Стой! По этому мосту нельзя пройти безнаказанно.

Эрих (сельский ремесленник): Я что-то не понял тебя, добрый человек. О чем это ты?

Густав (крепостной:) Сразу видно, что ты нездешний. Ты должен уплатить пошлину, которую получает наш феодал с каждого проходящего по этому мосту. Меня зовут Густав, я крепостной феодала, на земле которого простроен город. А крепостные, как известно, делают то, что им приказано...

Эрих (сельский ремесленник): А меня зовут Эрих... Я из деревни. Пришлось бежать от сеньора. Вся деревня стонет. Но ведь я кузнец и оружейник. Где хочешь, без земли прокормлюсь. А пахарю без земли никак нельзя.

Густав (крепостной): Ну, и как тебе город — нравится?

Эрих (сельский ремесленник): Нравится... Но больно много здесь чудного и непонятного.

Густав (крепостной): А что же, например, тебя удивляет?

Эрих (сельский ремесленник): Да вот хотя бы городские улицы...

Учитель математики: Что же удивило нашего героя, нам подскажут задачи, которые вы сейчас решите.

Решение задач о ширине улицы. Каждая группа решает задачу (Приложение 3), если решено верно, то команда получает монету (если не сократили - ).

Слайды 14-17. Проверка решения.

Слайд 18.

Эрих (сельский ремесленник): А почему они такие узкие?

Густав (крепостной) : Это оттого, что никому неохота понапрасну расстаться с домом, а то и с жизнью. Вот люди и строят дома только внутри городских стен, а стены- то не растянешь: они каменные. Вот и приходится лепить дома почти друг на друга.

Слайд 19

Эрих (сельский ремесленник): А почему же в вашем городе ходят свиньи — совсем как в деревне?

Густав (крепостной): Здесь им раздолье: ведь горожане выливают помои прямо на улицу! Да и надо кормить свою семью. У нас даже огороды есть, только они за крепостной стеной.

Эрих (сельский ремесленник): Говорят, что “Городской воздух делает свободным”? Как же мне стать свободным человеком? (Ответы детей: Надо прожить в городе 1 год и 1 день)

Густав (крепостной): Иди на главную площадь, там ты сможешь стать учеником мастера.

Слайды 20-22

Эрих (сельский ремесленник): А вот и рыночная площадь. Помогите разобраться, кто здесь кто на площади. (Ответы детей: Ремесленники, купцы, богачи, менялы)

Слайд 23

Учитель истории:

Городом управляли богачи – купцы, владельцы кораблей и домов, менялы. Их семьи роднились между собой. Их стали называть патриции. Они, как и рыцари имели гербы, роскошно одевались. В городе существовал значительный слой “низших” людей – городские бедняки. Это были нищие, чернорабочие, “вечные подмастерья”

  • Кого называли “вечные подмастерья”? (Ответы детей: Те, кто не сдал экзамен на мастера (не сделал шедевр).
  • А кто из жителей города составлял средний слой? (Ответы детей: Мастера (ремесленники), мелкие торговцы)

В каждом городе был меняла и не один. А зачем нужен меняла? (Ответы детей: Обмен денег, во время феодальной раздробленности каждый феодал мог чеканить свою монету)

Учитель математики : Попробуем разобраться в денежной системе Средневековья.

Слайды 24

Решаем задачи на сравнение: Какая денежная единица больше и на сколько? Расположите их в порядке возрастания (Приложение 4).

Проверяем решение задач, вручаем монеты командам (если все верно - , если только часть, то или ).

Появляется городской ремесленник Генрих.

Эрих (сельский ремесленник) (обращаясь к ремесленнику): Добрый день, я из деревни. Хочу стать ремесленником - оружейником. Как это можно сделать в вашем городе?

Генрих (ремесленник): А меня зовут Генрих. Ну, что ж мне нужен ученик. Пойдем я тебе покажу, где ты будешь работать.

Эрих (сельский ремесленник): А что это за красивые здания на рыночной площади?

Генрих (ремесленник): Это ратуша. Здесь заседает городской совет. В этом здании проходят заседания, находится казна, тюрьма.

Слайд 25

Генрих (ремесленник): А это – собор.

Слайд 26

Эрих (сельский ремесленник): А что это там происходит?

Генрих (ремесленник): На этой площади не только торговали, но и наказывали преступников

Слайд 27

Эрих (сельский ремесленник): Генрих, скажите, а зачем это на камне высечены фигуры, цветы, изображения зверей?

Генрих (ремесленник): У вас в деревне все друг друга знают в лицо и дом любой с закрытыми глазами могут найти. А здесь вон сколько домов! Надо как-то отличать их друг от друга.

Слайд 28

Учитель математики: Чтобы узнать, в какой мастерской работает ваша команда, надо выполнить задание “Математическое лото”. На экране таблица, разделенная на 9 ячеек. В каждой находится пример. Найдите значения выражений (Приложение 5)

Учитель истории:

  • Ребята, подскажите нашему другу, что у нас получилось? (гербы)
  • Что можно определить по гербу? (ремесло)
  • Кто же здесь живет, а значит и работает? (Мастерские сапожников, оружейников, булочников, гончаров, в мастерских работают мастер, подмастерье, 2 ученика)

Теперь каждая команда получает свой герб (раздаются гербы для каждой команды и за верное решение монеты - )

Слайды 29 - 32

Генрих (ремесленник): Здесь у нас разные цехи. Зайдем в мастерские: здесь трудятся булочники, здесь сапожники, а это - мастерская гончара.

Вот мы и пришли! Это моя мастерская.

Учитель математики: Выполните задание №6 (Приложение 6)

Проверка задания, монета - , если есть недочеты в решении, то монета - .

Слайд 33

IV. Подведение итогов.

Учитель математики: Пора подвести итог всего нашего путешествия. В нашем путешествии вы заработали деньги. Посчитайте ваши доходы.

  • Почему наше путешествие было необычным (математика и история)
  • Рассмотрим наш урок с точки зрения математики. Что сегодня повторили?

Учитель истории:

А теперь подведем итоги по истории.

  • Кто жил в городе? (ремесленники, купцы, менялы)
  • Что находилось на главной площади? (ратуша, собор)
  • Какие объединения жителей существовали в городе (гильдии, цехи)
  • Как можно было отличить друг от друга цех? (по гербу)

V. Рефлексия.

Во время путешествия вы тоже объединились в цехи. Создайте герб своего цеха, используя наклейки. У вас несколько основ разного цвета:

  • жёлтый цвет – на уроке мне было все понятно, я доволен своей работой;
  • зелёный цвет – на уроке было интересно, но у меня остались вопросы;
  • синий цвет – на уроке мне было трудно.

VI. Выставление оценок.

Монеты, собранные вами за ответы в течение урока, меняются на оценки.

Литература.

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 кл. – М.: ВАКО, 2004
  2. Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся 7 кл. сред. Шк./сост. Н. И. Запорожец; Под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 1990
  3. Шевченко Н.И. Преподавание истории в 6 классе. Сценарии тематических уроков. – М.: АРКТИ, 2003 г.
  4. http://www.bibliotekar.ru/polk-9/index.htm
  5. http://www.osh.ru/index.htm
  6. http://www.munze.ru/mid.html
  7. http://pro-france.com/about_france/monety-frantsii.html
  8. http://dvfiles.ru/