Чтение и выполнение чертежей. Геометрическая форма предмета

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Освоить практические навыки анализа геометрических форм предметов на основе характерных признаков;
  • Научить выделять простейшие геометрические тела в реальных деталях;
  • Познакомить с построением проекций геометрических тел;
  • Приобрести навыки в построении проекции группы геометрических тел;
  • Нахождение на чертеже вершин, рёбер, образующих, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
  • Развить пространственное представление и пространственное мышление;
  • Воспитать аккуратность в построении чертежей

Задачи:

  • Обучающая: усвоение новых знаний по данной теме.
  • Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи;
  • Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.

Форма (тип) урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Оборудование и пособия:

Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, презентация.

Для учащихся: учебник “Черчение”, Ботвинникова А.Д. и др., чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь, карточки - задания.

Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.

План (ход урока) урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания – визуально (1 мин)

3. Сообщение темы урока, целей урока (1 мин)

4. Изучение нового материала (25 мин)

5. Физкультминутка ( 1 мин)

6. Закрепление пройденного материала по задания для упражнений (из учебника) (5 мин)

7. Итог урока.(3 мин)

8. Домашнее задание.(3 мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания – визуально: Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Технический рисунок. Задания из учебника.

3. Сообщение новой темы, целей урока. (слайд 3)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с темой, которая поможет понять и освоить правильное выполнение чертежей, а также повторить материал по геометрии. Проанализируем несколько предметов (демонстрация натурных предметов и плакатов). Следует обратить внимание на то, что все предметы представляют собой сочетание простейших геометрических тел или их частей. (Слайд 4).

Рассмотрим геометрические тела (Слайд 5, 6).

Проведём анализ геометрической формы предметов (Слайд 7).

Чтобы определить по чертежу форму предмета, необходимо усвоить построение проекций геометрических тел (Слайды 8-15).

Проверим усвоение полученных знаний на примере задания для упражнений "Проекции группы геометрических тел" (Слайд 16)

Изображение любого предмета сводится к изображению его вершины, рёбер, кривых поверхностей и граней (Слайды 17, 18, 19).

Рассмотрим этот процесс на примере построения прямоугольных проекций предмета

(Слайд 20, 21).

Следует помнить, что каждый вид - это изображение всего предмета, а не одной его Стороны. Разница лишь в том, что одни грани проецируются в истинную фигуру, другие - в отрезки прямых.

Проверим усвоение полученных знаний на примере задания для упражнений (Слайд 22).

Теперь рассмотрим способы построения проекций точек, лежащих на поверхности предметов (Слайды 23, 24, 25) и выполним задания для упражнений (слайд 26)

5. Физкультминутка: выполнение упражнений для глаз.

6. Закрепление пройденного материала.

Учитель: весь материал урока мы прошли, давайте проверим себя, как мы его усвоили.

Выполнить в тетради задание №26, стр. 78 (по учебнику): найти вершины на наглядных изображениях и обозначить их буквами.

7. Итог урока.

Учитель визуально проверяет выполнение заданий, оценивает тех, кто хорошо работал.

8. Домашнее задание.

  • Параграфы 10, 11, 12; стр. 59–80.
  • Выполнить графическую работу №4.

Задание к графической работе.

1. построить аксонометрическую проекцию одной из деталей (рис.98). Нанести изображение точек А, В, С;

2. по наглядному изображению одной из деталей (рис.99) построить чертёж в необходимом количестве видов. Нанести и обозначить на всех видах точки А, В и С.

(Слайды 28-34,)

Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.

Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.

Приложение.

Используемая литература.

  • Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. М. Астрель АСТ 2013.
  • Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений М.; ВЛАДОС 2010.
  • Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г.Преображенской. М. Вентана-Граф. 2005.