Интегрированный урок по русскому языку и литературе в колледже "Зачем нам жизнь дана?" (на основе знакомства с творчеством поэта-балашихинца Владимира Сергеевича Бороздинова)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок-лекция с элементами мозгового штурма, анализа стихотворений.

Длительность 90 минут

Цели урока:

  • воспитательная: формировать и коррелировать систему нравственных ценностей у подростков;
  • обучающая: обучать осмысленному выразительному чтению, написанию сочинения;
  • развивающая: развивать лингвистические и коммуникативные навыки.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с творчеством поэта-балашихинца Владимира Сергеевича Бороздинова;
  • расширять представление обучающихся о моральных ценностях людей в глобализованном мире; способствовать осознанию обучающимися собственного места в поликультурном мире;
  • развивать чувство языка (лингвистическую и культуроведческую компетенции) и умение видеть ключевые, лексически емкие слова, понимать их многозначность и подлинное значение в данном конкретном тексте;
  • развивать коммуникативные навыки (коммуникативную компентецию) обучающихся, их умение точно выражать свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свое мнение.

Опорные понятия, термины: жизненные ценности, духовные и материальные ценности, доброта, любовь, надежда, дух и плоть.

Инструментарий учителя: голос, компьютер, экран, тексты стихотворений.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение “Зачем мне жизнь дана?”

Структура урока формирования новых знаний/умений

  1. Мотивационный компонент.
  2. Языковая разминка
  3. Формулирование темы и цели урока.
  4. Мозговой штурм на основе придуманного обучающимися и нового материала.
  5. Выразительное чтение стихотворений.
  6. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков.
  7. Подведение итогов урока (Рефлексия)
  8. Задание на дом.

Ход урока

1. Преподаватель: Сегодня мы несколько отступим от правил и обратимся не к классической литературе, а к современности. Рассмотрим современные взгляды на жизнь и постараемся сделать для себя кое-какие выводы, обогатить свой жизненный и духовный опыт.

2. Ради чего мы живем? Что главное в нашей жизни? Часто ли вы задумываетесь над этим? Попробуйте сформулировать, чего вы хотите от жизни.

А теперь мысленно поделите страницу пополам и четко и очень кратко запишите в левый столбик свои жизненные цели, именно свои, самые важные для вас. Оставьте первую строку для заголовка.

Как мы озаглавим этот раздел?

– Чего я хочу от жизни?

Вы ощутимо представляете свои жизненные планы? А теперь на второй половине листа запишите другой заголовок – как я этого добьюсь? Постарайтесь сформулировать.

Какие ответы у вас получились?

Ребята пришли к выводу, что для достижения разных целей нужны одни и те же навыки и человеческие качества: нужно получить образование, найти хорошую работу, встретить любимого человека и т.д.

А что требуется от вас, чтобы получить качественное образование и хорошую работу? Квартиру? Машину? Остаться с любимым на всю жизнь? И просто быть счастливым?

3. Как вы думаете, как мы сформулируем тему урока?

Зачем нам жизнь дана.

Запишите тему в тетради.

4. Давайте посмотрим, какие самые распространенные жизненные установки предлагает нам современное общество.

Слайд 3. Не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему.

- Все ли вас устраивает в этой установке? (Ребята в недоумении: А что тут плохого?)

Хорошо. Давайте посмотрим следующий слайд.

Слайд 4. Саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества.

Завязалась недолгая дикуссия, всегда ли саморазвитие способствует прогрессу человечества, но недоумение осталось.

Слайд 5. Добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества.

Тут было замечено множество спорных моментов:

Как может помочь бедному богатство соседа?

Вспомнилась даже теория Лужина о целом кафтане

Слайд 6. Не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность

- Будут какие-либо мнения?

Слайд 7. Давайте посмотрим на все эти установки сразу. Что их объединяет?

Они все касаются внешнего благополучия. Даже последняя больше выгодна тебе самому. Если ты не лезешь, то и к тебе не лезут. Дают свободу.

-Да, всем предоставляется свобода выбора. Но... До какой степени современный человек может использовать эту свободу?

- Как можно сформулировать все перечисленные требования одной фразой? А теперь посмотрим на формулировку, взятую из интернета.

Слайд 8. Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей

- Что значит непосредственно?

Слайд 9. Есть хорошая прибаутка, иллюстрирующая это слово:

Плачет кошка на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают украсть сосиски.

Влияют ли люди непосредственно на кошку?

А кошка с этим согласна?

Плохо ли то, что у людей есть сосиски?

- Вы все согласны с тем, что каждый из нас вправе иметь имущество?

Слайд 10. А раз мы вправе ИМЕТЬ, значит, вправе и Не иметь

Слайд 11. Это может зависеть от ситуации, в которой находится человек, а может быть и осознанным выбором (справа на слайде “дети цветов”, осознанно отказывающиеся от благ цивилизации и зарабатывания денег, накопления имущества).

Вам неприятно, когда рядом находятся неопрятно одетые люди, попрошайки. Касается ли это вас непосредственно? А их?

Так где же границы этого “непосредственно”? Всегда ли мы видим и понимаем, что окружающие нас люди непосредственно страдают от нас? Когда шумим ночью или днем: жмем на клаксон машины, бурно обсуждаем что-то в компании, курим, выгуливаем собаку и не убираем за ней. Примеров множество. Каждый из вас может пожаловаться, что на него непосредственно влияет человек, который вас, может быть, и не знает, и непосредственно не видит и не слышит. Но тем не менее...

- Вы остаетесь при мнении, что главное, это свобода? И каждый человек выбирает сам, как ему жить? И вообще.. Каждый человек имеет право..

Слайд 12. Жить или НЕ ЖИТЬ?

Слайд13. Ходить по улицам. Одетым или... голым. ИЛИ Слайд 14.

В разные времена люди избирали себе различные ориентиры. Древние люди поклонялись силам природы. И главной была Земля. Земля – матушка, земля – кормилица, земля – богиня, рождающая саму жизнь. В эпоху Просвещения пришли к выводу, что самый главный помощник и спаситель человечества – Знания. В 20 веке целью человечества стали Деньги (некоторые до сих пор считают, что именно Деньги управляют миром). Теперь, задумываясь о будущем человечества, гуманисты утверждают, что самое важное – это наша Земля. Именно в ней будущее человечества. Посмотрите, человечество на новом витке развития вернулось к началу, к тому, с чего начинало: Наша Земля – это сила. И пусть теперь мы представляем ее как космическое тело, планету, а не как плоскость или божество, все наши цели должны быть подчинены сохранности нашей Земли, бережному к ней отношению. А значит, сохранению человеческой жизни.

А теперь вернемся к современным постулатам, формулирующим жизненные цели отдельного человека. Какой ориентир будет достигнут при осуществлении этих постулатов?

Слайд 15. Не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему

А к чему?

И ради чего?

Что должно нас останавливать и в какой момент?

И всегда ли нужно стремиться к большему?

Слайд 16. Саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества

В этом мире нужны только умные? Или только сильные?

А в чем заключается саморазвитие?

О спорности других установок мы уже говорили, например,

Не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность.

Значит, родители не должны воспитывать детей? Значит, нужно пройти мимо дерущихся, мимо присевшего в изнеможении человека (а вдруг ему плохо?)?

Получается, что внешняя свобода может привести не к внутренней свободе, а к анархии. Человек нуждается в самоограничении и самоконтроле.

Такие ограничители и несколько иные жизненные цели ставит религия, например, в Христианстве есть 10 заповедей.

Слайды 17-20.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя... Еванг. от Матф. 22:37-40

Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 

Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Не убий.

Не прелюбодействуй. 

Не укради.

Не лжесвидетельствуй. 

Не пожелай ничего чужого. “Не пожелай ни жены, ни дома, ни села, ни раба, ни рабыни, ни вола, ни осла, ни всякого скота, ни всего, что принадлежит ближнему твоему”

- Готовы ли вы жить по этим заповедям?

- Как вы их охарактеризуете?

Главное, подвести ребят к выводу, что заповеди направлены от человека к другим людям и ограничивают свободу человека там, где он, не задумываясь, может навредить другому.

Человек в первую очередь должен думать о других, а потом о себе.

Современные же постулаты направляют человека в себя, заставляют думать о внешнем комфорте, отвергают самоограничение, отдаляют от окружающих.

5. Возможно ли жить по христианским канонам в наше время?

Слайд 21. Именно по заповедям жил в нашем мире и в наше время наш земляк поэт и священник протоиерей Храма Рождества Пресвятой Богородицы, кандидат богословских наук, член Союза писателей России, главный редактор литературного-публицистического журнала “Балашиха: голоса сердец” Владимир Сергеевич Бороздинов (1937-2013). Давайте познакомимся с его творчеством.

Вам было задано подготовить выразительное чтение стихотворений (Стихотворения распределялись индивидуально, желательно было выучить их наизусть. Биографию Бороздинова готовил отдельный ученик.)

Сейчас вы будете читать стихотворения отца Владимира. Постарайтесь записать основные мысли каждого стихотворения. Так, чтобы у вас появилась еще одна система ценностей, сформулированная нашим современником. Ребята читают стихотворения, подготовленные и распределенные заранее.

Слайд 22. “Не кручинься, не печалься...”

Слайд 23. “Доля”

Слайд 24. “В потоке дней”

Слайд 25-26. “Россия”

Слайд 27. “Надежда”

Слайд 28-32. “Месяц”

Слайд 33-34. “У мостка”

Слайд 35. “Из детских лет”

Слайд 36. “Молодость”

Слайд 37. “Сквозняк”

Слайд 38. “Плоть”

Слайд 39.“Я ищу себя”

Слайды 40-41. “Храм свободы”

6. Какие цитаты вы выписали? Зачитайте, пожалуйста.

Как мы кратко сформулируем основные правила, по которым живет поэт? (В этом случае мы можем полностью отождествлять поэта и его лирического героя)

Слайды 42-43.

Выписанное из текста Обобщено своими словами
Не кручинься, / Не печалься!
В мыслях с горем / не встречайся...
Не надо грустить и ожидать несчастий.
Надо верить в счастье и удачу
Жизнь лишь с Богом хороша! Жизнь с Богом в душе дает уверенность в завтрашнем дне.
Славить Бога,
С Богом жить...
Труд свой честно / Совершить
Добрый дать / Совет.
Избежать / Сетей и плена
Лести, / Зла и лжи.
И достигнуть / Постепенно
Красоты души (Доля)
Надеясь на помощь Всевышнего, человек может совершить и выдержать больше, чем человек неверующий.

Нужно честно трудиться, не поддаваться искушениям, помогать людям, стремиться к самосовершенствованию (совершенствовать душу)

И дни текли без остановок
То тихим шагом, то бегом.
Судьба российская, босая 
Лежала камнем на плечах. (В потоке дней)
Жизнь быстротечна. Ее нельзя остановить, поэтому надо ценить каждое мгновение.

Быть ответственным за судьбу своей Родины должен каждый. И это нелегко.

Доброта и Любовь – по природе нам.
Мы плетем нашей дружбы венец (Россия)
Миром правят доброта, любовь и дружба.
И твёрдо верит, верит в счастье...
Она поет и судит смело... (Молодость)
Молодость оптимистична, ей свойственны максималистские воззрения/
Блажен, кто в жизни встретит Бога
Ещё до старческих седин” (Храм свободы)
Великое счастье испытывает тот, кто еще в молодости обретет внутреннюю гармонию
Для светлых дел - в достатке годы:
Для Покаянья, Доброты,
Чтоб в Храм Божественной Свободы
Вошел душой бессмертной ты! (Храм свободы)
Никогда не поздно переосмыслить свою жизнь и попытаться исправить

Ищи Бога в своей душе

Без Надежды нет Любви..
Без Надежды,
Как без света..
Воспринимай мир сердцем и разумом.

Надейся и люби

Когда ...душа
Сольётся с телом,
Замрёт
У плоти под пятой.
Тогда и сердце
К жажде духа
Враждебно будет,
Слепо, глухо...
Не давай плоти подавить твою душу.

7. Отец Владимир, духовник нашего Института, а в миру - Владимир Сергеевич Бороздинов, считал:

Слайд 44. Жить по совести, по заповедям Божиим - долг и право любого нормального человека. Путь к духовной свободе один - Любовь: полюбить Бога, Его Слово, растворить в Нём свой разум и своё сердце, поставить свою волю под священную Сень Божественного Закона - в этом и только в этом - Путь, Истина и Жизнь каждого Человека как Образа и Подобия своего Небесного Отца, Творца и Бога!

А какие жизненные ценности оказались ближе вам? (У вас в тетради зафиксированы 3 жизненные позиции).

  • Появились ли у вас новые мысли при изучении темы?
  • Что показалось легким, а что вызвало затруднения?
  • Продолжите в тетради фразу “Сегодня я понял(а), что...”

8. ДЗ

Отталкиваясь от своих жизненных целей, записанных вами в начале урока, напишите сочинение-рассуждение на тему “Зачем мне жизнь дана?” Не нам всем, а именно вам.

Уделите внимание не конечной цели вашей жизни, а тому, КАК вы хотите осуществить ваши планы. КАКОЙ ценой? Ради чего или кого вы это делаете? Какими жизненными позициями руководствуетесь? Какие критерии помогают вам оценить то или иное событие, произошедшее в вашей жизни? Почему?

Попробуйте использовать накопленный на уроке материал. Поспорьте с постулатами, предлагаемыми другими.

Приложение 1

Приложение 2