Сценарий внеклассного мероприятия «Тагильская находка». 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Цель: приобщить учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать ее значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, осознавать, что “Пушкин – это наше все...”

Задачи:

  • собрать информацию о последних месяцах жизни А.С. Пушкина, проанализировать ее;
  • встретиться с людьми, передавшими первоисточник (письма Карамзиных) в Нижнетагильский краеведческий музей;
  • подготовить экскурсию и по заданной теме и провести ее в старших классах;
  • воспитывать нравственно-эстетические, патриотические чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному; любви к родному городу; развивать творческую активность учащихся.

Оборудование:

  • Портрет А.С.Пушкина;
  • Презентация
  • Мультимедийный проектор

Ход мероприятия

Учитель:

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд
потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести, —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь... он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Учитель: О каком поэте идет речь в этом стихотворении?

Учащиеся отвечают: об А.С. Пушкине

Учитель: Конечно же о величайшем русском поэте А.С. Пушкине. Как греки знают наизусть поэмы Гомера “ Илиада” и Одиссея”, так и каждый русский знает хотя бы несколько строк из стихов Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня, в нашей музейной гостиной мы будем говорить о последних месяцах жизни поэта, о травле , устроенной так называемым “ светом” и о том, как имя Пушкина связано с нашим родным городом, семьей Богатыревых, которые сохранили письма Карамзиных об интересующем нас периоде жизни поэта. Сегодня нам об этом расскажут активисты музейного центра ремесел и быта нашей школы, которые провели свое большое историческое исследование.

Ученик 1:

Люди старшего поколения помнят литературную сенсацию 1954 года, когда местным краеведом Н.С. Боташевым были случайно обнаружены письма Карамзиных в Нижнетагильском краеведческом музее, в которых описывались события, происходившие вокруг семьи Пушкина в 1836-1837 гг.

Ученик 2: В Санкт-Петербурге Карамзины организовали литературный салон, который очень любили посещать люди высшего света и представители богемы. Постоянно бывал в нем и А.С. Пушкин с супругой Натальей Николаевной.

Сам Андрей Николаевич Карамзин находился в это время за границей на лечении. Его мать, сестры и брат писали ему туда о событиях, разворачивающихся интригах вокруг Пушкина.

Ученик 3: Начиная с осени 1836 года письма Софьи Николаевны Карамзиной дают последовательную, хотя и неполную хронику развития отношений между Пушкиным, его женой и Дантесом. В письмах она изображает драму поэта как обычный в свете “треугольник”, причем связанная с этой ситуацией тревога поэта и его поведение кажутся ей неоправданным и смешным. После предложения руки и сердца Дантеса Гончаровой ее сочувствие на стороне Дантеса и только смерть Пушкина заставила ее внимательнее взглянуть на события.

Ученик 4: Дантес, приемный сын барона Геккерна оказывал навязчивые знаки внимания жене Пушкина – Наталье Николаевне. Он преследовал Пушкину несколько месяцев. Поэт был оскорблен этими ухаживаниями.

А светское общество, вместо того, чтобы одернуть выскочку Дантеса, наоборот, всячески поощряло его на ухаживания и за спиной Пушкина смеялось над ним. Поэт вызывает Дантеса на дуэль, где тот его тяжело ранит. Сам Дантес получает лишь легкое ранение в руку.

Ученик 5: Пишет Екатерина Андреевна Карамзина – супруга русского историка Николая Михайловича Карамзина:

“Милый Андрюша, пишу к тебе с глазами, наполненными слез, а сердце и душа тоскою и горестию; закатилась звезда светлая. Россия потеряла Пушкина! Он дрался в середу на дуэли с Дантезом, и он прострелил его насквозь; Пушкин бессмертный жил два дни, а вчерась, в пятницу, отлетел от нас; я имела горькую сладость проститься с ним в четверьг; он сам этого пожелал. Ты можешь вообразить мои чувства в эту минуту, особливо, когда узнаешь, что Арнд с перьвой минуты сказал, что никакой надежды нет! Он протянул мне руку, я ее пожала, и он мне также, и потом махнул, чтобы я вышла. Я, уходя, осенила его издали крестом, он опять мне протянул руку и сказал тихо: “перекрестите еще”, тогда я опять, пожавши еще раз его руку, я уже его перекрестила, прикладывая пальцы на лоб, и приложила руку к щеке: он ее тихонько поцеловал и опять махнул. Он был бледен как полотно, но очень хорош; спокойствие выражалось на его прекрасном лице. Других подробностей не хочу писать, отчего и почему это великое нещастие случилось: они мне противны; Сонюшка тебе их опишет. А мне жаль тебя; я знаю и чувствую, сколько тебя эта весть огорчит; потеря для России, но еще особенно наша; он был жаркий почитатель твоего отца и наш неизменный друг двадцать лет”.

Ученик 6: Письма Карамзиных являются ценнейшим источником информации о жизни и смерти Пушкина. Но как же они оказались в нашем городе? Среди биографов Пушкина существуют две версии:

1. Предположение Н.С. Боташева о том, что письма в Нижний Тагил были привезены самим А.Н. Карамзиным и оставлены там на хранение;

2. Предположение, что письма попали в наш город после смерти А.К. Демидовой- Карамзиной, т.е. после 1902 г.

Но далеко не все согласны с ними и мы тоже засомневались. И поэтому обратились к потомкам Богатыревых, которые сохранили письма Карамзиных, за дополнительной информацией. Касьянова Кира Семеновна рассказала нам, что ее дед Федор Михайлович Богатырев находился на службе у Демидовых. Род Богатыревых берет свои корни где-то в Костромской губернии, после церковной реформы Никона семья бежала на Урал и обосновалась в городе Невьянске. В связи с тем, что глава семьи Михаил Никонорович решил дать полноценное образование своему единственному сыну Федору( остальные в семье были дочери) Богатыревы переезжают в Нижний Тагил, где было Горнозаводское училище, организованное на средства заводчиков Демидовых. Покупают двухэтажный особняк на Нижнеманчуровской улице ( ныне улица Газетная). Федор Михайлович успешно заканчивает училище и продолжает обучение уже при поддержке Демидовых в

Петербурге, а затем поступает на службу в Главную Демидовскую контору.

Ученик 1: Павел Демидов- один из собственников уральских заводов, был женат на красавице Авроре Карловне Шернваль, которая вместе с супругой А.С. Пушкина блистала на петербургских балах. После смерти Демидова Аврора Карловна вторично выходит замуж за Андрея Николаевича Карамзина. А.Н.Карамзин вместе с женой дважды бывал на Нижнетагильских заводах.

После гибели Карамзина в 1854 году во время Крымской войны, Аврора Карловна уезжает в Финляндию, чтобы уже никогда не возвращаться в Россию. Опубликовать письма Карамзиных она не решилась, поскольку они содержали не всегда лестную характеристику петербургского общества. Выбросить не могла, так как они предназначались любимому человеку , хоть и уже умершему..

Ученик 2: Как предполагает Кира Семеновна письма очень долго пылились в Главной Демидовской конторе в городе Санкт- Петербург. В начале ХХ в. Демидовы готовились к празднованию 200-летия своей компании и одному из самых доверенных служащих Федору Богатыреву было поручено привести архивы в порядок. Федор Михайлович собрал эти письма и принес их домой. Его супруга Екатерина Николаевна прочитала эти письма( она владела французским), поняла их ценность и вместе со своим мужем они систематизировали их и подшили в сафьяновый альбом.

Ученик 3: Но вскоре заболевает и умирает Екатерина Михайловна, а в 1906 году в Сан- Ремо в заграничной командировке скоропостижно скончался и Федор Михайлович Богатырев. У них остается двое детей: Николай и Ольга. За сиротами в Санкт- Петербург приезжает из Нижнетагильского завода их бабушка Мария Николаевна. Вместе с вещами, книгами, она привозит в наш город и сафьяновый альбом с письмами Карамзиных.

Ученик 4: Николай и Ольга воспитываются в семье маркшейдера Павла Павловича Шамарина и его жены Капиталины (она родная тетка детям). Поскольку Шамарины не имели собственных детей, сирот приняли и воспитывали с любовью. Демидовы назначили детям денежное пособие, помогли получить образование. Николай закончил Горнозаводское училище, а затем Медицинскую академию, а Ольга Нижнетагильскую гимназию, получив право преподавать.

Ученик 5: В 1939 году умирает Шамарин и при разборе его вещей Ольга находит альбом в сафьяновом переплете. Письма написаны в основном по-французски. В 1939 году иметь дома письма на иностранном языке было крайне опасно. Можно было запросто получить 58 статью УК и 10 лет без права переписки. Тем более, что муж Ольги Федоровны уже был арестован как “враг народа”.

Ученик 6: Ольга Федоровна принимает решение передать письма на хранение в Нижнетагильский краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны директор музея Грушина Надежда Тимофеевна просит перевести письма на русский язык

Полторацкую Ольгу Александровну, врача туберкулезной больницы, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда. После этого о письмах надолго забывают.

Ученик 1: И только в 1954 году, как уже было сказано раньше, письма были обнаружены краеведом Николаем Сергеевичем Боташевым. В связи с этой находкой в Нижний Тагил приезжал известный писатель и литературовед Ираклий Андроников. Он встречался с Ольгой Федоровной Поляковой и Кирой Семеновной и результатом этой поездки стало опубликование писем Карамзиных в журнале “Новый мир” за 1956 год.

Ученик 2: О существовании этих писем догадывались пушкинисты, например Щеголев, но найти их не могли. И только благодаря семье Богатыревых письма удалось сохранить. Оригиналы хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства города Санкт-Петербурга, а их фотокопии в фондах нашего краеведческого музея.

Ученик 2: Занимаясь этим исследованием мы проделали большую работу. Мы побывали в нашем краеведческом музее, его фондах, встречались с интересными людьми, учились добывать информацию, брать интервью( у Киры Семеновны Касьяновой),работали с текстом самих писем и узнали Пушкина ближе, узнали его как человека и были потрясены поведением отдельных представителей аристократического общества, которые посмели пренебрежительно относиться к величайшему русскому поэту.

Ученик 3: Мы благодарим за сотрудничество работников нашего музея, Киру Семеновну Касьянову, предоставившую свой семейный архив и всех, кто помогал нам.