Урок изобразительного искусства по теме «Изображение природы в разных состояниях». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы: мультимедиа сопровождение, карточки самооценки, карточки с изображением различных мазков, альбом, кисти разных размеров, гуашь, вода.

Цель урока:

Дать представление о значении цвета и мазка в передаче настроения.

Показать выразительные возможности цвета и мазка как изобразительного средства.

Задачи:

учебные

  • дать представление о выразительных возможностях цвета и мазка как изобразительного средства
  • обучать умению использовать выразительные возможности цвета и мазка для построения изображения определенного характера, настроения.

развивающие

  • развивать умение высказывать суждения в процессе обсуждения материала урока.
  • развивать навыки осознанного использования выразительных средств изобразительного искусства для передачи настроения.

познавательные

расширять представление учащихся о разнообразии использования выразительных средств изобразительного искусства.

воспитательные

  • прививать стремление к получению лучшего результата.
Основное содержание темы, термины, понятия

Понятие “мазок”. Разнообразие мазков в изобразительном искусстве. Изобразительные возможности цвета и мазка. Способы создания изображения при помощи различных мазков. Колористические возможности цвета при передачи настроения в изображении.

Планируемый результат

Предметные умения Метапредметные УУД
Умение изображать настроение в природе живописными материалами.

Знать колористические особенности работы с гуашью.

Умение использовать изобразительные средства выразительности цвета и мазка в живописном изображении.

Личностные: иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные: осознание учебной задачи урока; обобщение собственных представлений; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; оценивать коллективный результат и ответственность за свое участие в нем; вступать в речевое общение.

Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.

Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Литература, музыка, окружающий мир. Фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.

Беседа, чтение, слушание, наблюдение, подводящий диалог, игра (1 – “Cлушая звуки музыки”, 2 – “Слушая звуки литературы”, 3 – “Море волнуется”), практическая деятельность, самостоятельная работа.

Карточка “Самооценка”

ИКТ (презентация)

Карточки с разнообразной цветовой палитрой

Карточки с изображением разных мазков

Тип урока Комбинированный
Вид урока Урок теоретического и практического исследования

Технологическая карта урока

Технология проведения
(этапы, цели)
Деятельность учителя Форма организации взаимодействия Деятельность учащихся Формирование компетентностей (УУД)
I этап. Организационно-мотивационный с фиксацией затруднения

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок.

Проверить готовность учащихся к уроку.

ИГРА (Слайд 2): покажите выражением лица (молча, без звуков), какие у вас возникают ощущения в следующих ситуациях:

-вы получили долгожданный подарок;

-вы получили “двойку”;

-вы должны были пойти на день рождения к другу, но неожиданно заболели;

-скоро начнутся каникулы.

-Почем у вас меняется выражение лица каждый раз?

-Что у вас меняется каждый раз, как вы представляете новую ситуацию?

-Какое настроение вы можете испытывать в разных ситуациях?

(Предположительный ответ: грустное, веселое, тревожное, несчастное, игривое, спокойное)

-Как вы думаете, настроение может переживать только человек?

Игра

Фронтальная беседа

Прочитывание ситуаций.

Отвечают на вопросы, обобщают ответы.

Коммуникативные: слушают друг друга, вступают в речевое общение.

Предметные: воспроизводят ранее полученные знания в характеристике ситуации.

II этап. Целеполагание

Цель: мотивация на целеполагание, формировать умение ставить цели, фиксация индивидуального затруднения.

ИГРА “Слушая звуки музыки” (Слайд 3)

Прослушивается музыкальный отрывок, обсуждение:

-Определите настроение музыки.

-Выберите изображение, соответствующее по вашему мнению данному музыкальному отрывку.

ПРОБЛЕМА:

-Как художник передает настроение в изображении моря? (Слайд 4)

ИГРА “Слушая звуки литературы” (Слайд 5)

Зачитывается отрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина, обсуждается:

-Определите, какое из изображений моря соответствует тексту отрывка?

1. “Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
“Чего тебе надобно, старче?””

2. “Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?””

Дидактическая игра

Фронтальная беседа

Прослушивают музыкальные отрывки, рассматривают изображения.

Отвечают на вопросы, обобщают информацию, формулируют определение.

Познавательные: произвольно и осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание; активно слушают одноклассников и учителя.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

3. “Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?””

4. “Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.”

Цель урока: определить художественные средства, с помощью которых художник передает настроение в изображении природы.

Формулируют проблему.

Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в обсуждении.

III этап. Открытие нового знания на основе актуализации знаний

Цель: актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, систематизация и обобщение знаний, формулирование собственного мнения и его аргументация.

ЗАДАНИЕ 1: подберите палитру для изображения определенного состояния моря:

-тревожного

-спокойного

-веселого

-грустного (Слайд 6)

-Какой можно сделать вывод, каким образом в изображении можно передать настроение?

(Предположительный ответ: цветом, цветовой палитрой)

-Как мы можем получить определенную цветовую палитру для изображения настроения? (Слайд 7)

ЗАДАНИЕ 2: определите состояние моря, изображенного разными по форме мазками (Слайд 8)

-Какой можно сделать вывод, какое еще художественное средство помогает художнику передать настроение в изображении природы?

(Предположительный ответ: формой мазка)

Парная работа учащихся с карточками (цветовая палитра)

 

 

Фронтальная беседа

Рассматривают изображения, делают выводы, отвечают на вопрос учителя.

Сопоставляют зрительную информацию с уже известным, формулируют выводы, приводят доказательства и аргументы по собственным высказываниям. Активное использование известного и формирование нового знания на этой основе.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные: рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют выводы.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА (Слайд 9) Формулирование общего вывода по проблеме урока.
IV этап. Постановка учебной задачи

Цель: показать возможности использования новых знаний и умений.

-Где мы можем использовать новые знания?

-Можем ли мы сегодня с вами изобразить марину? Почему?

-Как вы думаете, что такое “марина”? Какие похожие слова вы можете назвать? Что они означают?

-Кого у нас в классе зовут Марина? Что означает это имя?

Жанр изобразительного искусства, в котором основным изображением является море в различных состояниях, называется марина. (Слайд 10)

Художников, работающих в жанре “марина”, называют маринистами. Один из самых известных художников-маринистов – И.К.Айвазовский; за свою жизнь он выполнил около 6 тысяч пейзажей-марин.

-Какими художниками мы с вами сегодня будем?

Фронтальная беседа Рассматривание изображений. Активное использование известного и формирование нового знания на этой основе. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетическому восприятию произведений искусства.

Познавательные: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют отбор существенной информации.

V этап. Закрепление изученного в практической работе (с одновременным проведением физминутки)

Цель: формировать самостоятельность,

развивать у обучающихся нестандартное мышление, обеспечить условия для успешного выполнения работы, дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультации у учителя.

ИГРА “Море волнуется”: прослушать музыкальный отрывок, изобразить движениями настроение, состояние музыки.

ЗАДАНИЕ: изобразить морской пейзаж в определенном состоянии (по выбору).

Игра

Фронтальная работа

 

Индивидуальная практическая работа учащихся.

Слушают музыкальные отрывки, делают выводы (определяют настроение). Передают в движении состояние музыки, настроение.

Изображают морской пейзаж по собственному замыслу с передачей настроения.

Личностные: формируют навыки индивидуальной деятельности, творческой деятельности; проявляют творческую инициативу.

Регулятивные: планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

VI этап. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок; построение перспектив дальнейшего обучения.

Оформляется выставка работ учащихся.

ЗАДАНИЕ: давайте развешаем наши работы в разные группы по настроению.

-Чьи работы по замыслу совпали с тем заключением, которое мы сейчас сделали совместно?

-Кому не удалось реализовать свой замысел?

-Какие изобразительные средства помогали вам выполнять изображение в соответствии с замыслом?

Фронтальная работа

 

 

 

 

Заполняют листы самооценки и взаимооценки, анализируют свою деятельность на уроке (самостоятельно).

Осуществляют взаимный контроль.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознают роль искусства в жизни каждого отдельного человека, меру своего участия в искусстве; осуществляют анализ и самооценку личных результатов и достижений.

Социальные: анализируют полученный опыт деятельности и общения.

Коммуникативные:

участвуют в обсуждении результатов работы, высказывают суждения о соответствии целей, действий и результатов.

Приложение.