Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Развёртка. Построение развёртки прямоугольной коробки

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы: мультимедиа сопровождение, шаблоны развертки прямоугольной коробки, карточки самооценки, картон, простой карандаш, линейка (30 см), ножницы, клей.

Цель урока: Изготовить прямоугольную коробку на основе развертки с использованием построений прямоугольника от двух прямых углов.
Задачи:

учебные

  • ознакомить с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов;
  • знакомить с линиями чертежа, их назначением;
  • дать понятие развертки;
  • знакомить со способами получения прямоугольных развёрток объёмных предметов.

развивающие

  • развивать умение высказывать суждения в процессе обсуждения материала урока;
  • развивать пространственное мышление;
  • развивать навыки выполнения построений при помощи инструментов.
  • расширять представление учащихся о формообразовании предметов.

воспитательные

  • формировать стремление к получению лучшего результата.
Основное содержание темы, термины, понятия Понятие “развертка”, “линии чертежа”. Разнообразие линий чертежа, их назначение. Способы построения прямоугольника от прямого угла. Особенности построения прямоугольных разверток.
Планируемый результат
Предметные умения Метапредметные УУД
Рассматривать графическую инструкцию о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. Ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно-измерительные и вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. Личностные:
  • развитие ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

  • воспринимать и анализировать, читать простейшую техническую документацию и объяснение учителя. Анализировать информацию; принимать учебную задачу. Планировать умственные практические действия.

Познавательные:

  • выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Коммуникативные:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения.

Социальные:

  • ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
математика, окружающий мир. Фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.

Беседа, слушание, наблюдение, подводящий диалог, практическая деятельность, самостоятельная работа.

ИКТ (презентация) (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Шаблоны развертки прямоугольной коробки

Карточка “Самооценка”

Тип урока Комбинированный
Вид урока: Урок теоретического и практического исследования

Технологическая карта урока

Технология проведения
(этапы, цели)
Деятельность учителя Форма организации взаимодействия Деятельность учащихся Формирование компетентностей (УУД)
I этап. Организационно-мотивационный

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок.

Проверить готовность учащихся к уроку. (СЛАЙД 2)

Беседа с мультимедиа сопровождением.

1.Назовите изображенные фигуры (СЛАЙД 3)

(Предположительный ответ: квадрат, круг, прямоугольник, овал) 2.Разделите фигуры на две группы

(Предположительный ответ:

1 группа – квадрат, прямоугольник

2 группа – круг, овал)

3. Что объединяет фигуры в группах? (СЛАЙД 4)

(Предположительный ответ:

1 группа – строятся при помощи линейки

2 группа – невозможно построить при помощи линейки)

Фронтальная Прочитывание вопросов, зачитывание вслух (1 ученик), просматривание изображений

Отвечают на вопросы, обобщают ответы.

Коммуникативные: слушают друг друга, вступают в речевое общение.

Предметные: воспроизводят ранее полученные знания в характеристике изображений.

II этап. Актуализация знаний

Цель: работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, систематизация и обобщение знаний, мотивация на целеполагание.

- Как мы определим тему нашего урока?

Сегодня мы будем учиться строить прямоугольник при помощи линейки.

- Что нам необходимо знать, чтобы построить прямоугольник, подобный заданному?

(Предположительный ответ: размеры прямоугольника)

-Определите, где у данного прямоугольника длина, а где ширина? (СЛАЙД 5)

УПРАЖНЕНИЕ: определите длину и ширину заданных прямоугольников.

(СЛАЙД 6)

Фронтальная Отвечают на вопросы, обобщают информацию, формулируют определение.

Выполняют задание. Обобщают, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание; активно слушают одноклассников и учителя.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

III этап. Фиксация затруднения, целеполагание

Цель: формировать умение ставить цели, фиксация индивидуального затруднения, формулирование собственного мнения и его аргументация.

ЗАДАНИЕ:

На листе картона построить прямоугольник заданных размеров.

-Какую ширину и длину имеет заданный прямоугольник?

(Предположительный ответ: длина – 23 см, ширина – 18 см)

-Какие инструменты необходимы для выполнения задания?

(Предположительный ответ: линейка длиной более 20 см) (СЛАЙД 8)

-Что вам мешает справиться с заданием?

(Предположительный ответ: мы не умеем размечать прямоугольник)

-Как мы определим цель сегодняшнего урока? Что нам необходимо узнать, чтобы справиться с заданием?

(Предположительный ответ: способы построения прямоугольника с заданными размерами при помощи линейки) (СЛАЙД 7)

Фронтальная беседа Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в обсуждении. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные: рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют выводы.

Регулятивные:  анализ объекта

IV этап. Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднительной ситуации

Цель: формировать навык практической деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.

-Как правильно расположить лист картона, чтобы построить на нем прямоугольник заданных размеров?

(Предположительный ответ: вертикально) (СЛАЙД 7)

Выполнение практических действий, направленных на выполнение задания.

Обобщение результатов выполненной работы:

-Каких размеров прямоугольник мы с вами получили?

(Предположительный ответ: прямоугольник длиной 23 см и шириной 18 см) (СЛАЙД 14)

-Сформулируйте правило: как построить при помощи линейки прямоугольник заданных размеров?

Фронтальная дискуссия с одновременным выполнением учебных действий.

Демонстрация приемов работы и индивидуальная практическая работа учащихся (СЛАЙД 9-13)

Фронтальная беседа

Слушание объяснений учителя и рассматривание изображений. Сопоставление слуховой и зрительной информации, формулировка выводов. Активное использование известного и формирование нового знания на этой основе.

Формулирование правила последовательного выполнения действий.

Социальные: анализируют личный опыт, сопоставляют его с опытом одноклассников.

Личностные:

имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные: имеют способность к аналитическому познанию мира, осуществляют отбор существенной информации.

Коммуникативные: активно участвуют в диалоге, дискуссии, обсуждая проблемные вопросы и выдвигая предположения.

V этап.  Закрепление изученного с элементами открытия нового знания в практической деятельности учащихся

Цель: формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; уверенность в своих знаниях; показать возможности использования новых знаний и умений.

-Чем отличается полученный нами прямоугольник от изображенного?

(Предположительный ответ: прямоугольник на слайде имеет разные по начертанию линии) (СЛАЙД 15)

-Как называются линии, выполненные на прямоугольнике?

(Предположительный ответ: прямая линия, штрихпунктирная линия) (СЛАЙД 16)

(Знакомство с понятием “линии чертежа”, их назначением)

Фронтальная беседа Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: формируют навыки индивидуальной деятельности.

Познавательные: осуществляют деятельность по сопоставлению выполненных действий и заданного образца.

Коммуникативные: проявляют навыки общения в процессе фронтальной работы, умения

выдвигают свои варианты выполнения работы, доказательства.

ЗАДАНИЕ 1: найдите линии чертежа на изображении и объясните, что они обозначают.

- Как вы думаете, что мы получим, если выполним действия в соответствии с линиями чертежа?

(Предположительный ответ: мы получим коробку) (СЛАЙД 17)

-Как из плоского прямоугольника получается объемная коробка?

(Знакомство с понятием “развертка”)

ЗАДАНИЕ 2: определите соответствующие части на коробке и развертке. (СЛАЙД 18)

Фронтальная работа с медиа ресурсами – чтение чертежа, анализ изображения. Выполняют задание, высказывают предположения, обобщают.

Демонстрируют свои выводы на изображении.

Формулируют определение.

ЗАДАНИЕ 3: измерьте, чему равны боковые стороны коробки.

(Предположительный ответ: боковая сторона коробки равна 4 см) (СЛАЙД 19)

Индивидуальная работа с шаблонами разверток Работают с шаблонами разверток: выполняют измерения в соответствии с заданием.
ЗАДАНИЕ 4: построить линии развертки на прямоугольнике (СЛАЙД 20-21)

-Что мы с вами сейчас выполнили? Как называется теперь наш прямоугольник?

(Предположительный ответ: построили развертку прямоугольной коробки с заданными размерами)

-Какие действия необходимо выполнить на развертке, чтобы можно было сложить коробку?

(Предположительный ответ: выполнить разрезы и сгибы по соответствующим линиям чертежа) (СЛАЙД 22)

Индивидуальная практическая работа учащихся

Фронтальная беседа

Выполняют практические действия в соответствии с заданием.
ЗАДАНИЕ 5: выполнить на развертке необходимые действия в соответствии с линиями чертежа

ЗАДАНИЕ 6: выполнить сборку коробки (СЛАЙД 23-24)

Индивидуальная практическая работа учащихся Отвечают на вопросы, анализируют результаты практической деятельности.
VI этап. Первичное закрепление (с проговариванием)

Цель: формировать самостоятельность, развивать у обучающихся нестандартное мышление.

ЗАДАНИЕ: определите (рассчитайте), какого размера прямоугольник необходимо построить для изготовления коробки с новыми размерами. (СЛАЙД 25)

-Для чего мы можем использовать полученное на уроке изделие – коробку?

(Предположительный ответ: для хранения различных предметов, как подарочную упаковку)

-Что необходимо еще выполнить, чтобы наша коробка выполняла функции упаковки?

(Предположительный ответ: необходимо выполнить крышку к данной коробке)

-Какие размеры должна иметь крышка для данной коробки?

-Можем мы по нашим размерам выполнить крышку для коробки?

(Предположительный ответ: крышка должна быть по размерам немного больше коробки)

ЗАДАНИЕ: рассчитайте размеры прямоугольника для изготовления развертки крышки коробки.

Фронтальная работа с презентацией. Осуществляют действия расчета по заданию, анализируют результаты своих действий, сопоставляют полученные личные результаты с результатами других учащихся. Познавательные: находят варианты решения художественно-творческой задачи.

Регулятивные: планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

VII этап. Домашнее задание Изготовить крышку для коробки, выполненной на уроке.      
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок; построение перспектив дальнейшего обучения.

- Назовите новые понятия, с которыми познакомились на уроке?

(Предположительный ответ: “развертка”, “линии чертежа”)

-Какие новые действия вы выполняли на уроке?

(Предположительный ответ: выполняли измерения и построения при помощи линейки, читали чертеж, определяли назначение линий чертежа).

Фронтальная беседа Отвечают на вопросы, анализируют результаты своей деятельности и действий одноклассников. Личностные: осуществляют анализ и самооценку личных результатов и достижений, корректировку своих действий и устремлений в соответствии с полученным результатом.

Коммуникативные:

участвуют в обсуждении результатов работы, высказывают суждения о соответствии целей, действий и результатов, предлагают варианты корректировки совместных действий; активно взаимодействуют с участниками учебного процесса.

Социальные: анализируют полученный опыт деятельности и общения.

-Где вы можете использовать полученные знания и умения?

ЗАДАНИЕ: заполните листы самооценки.

Заполняют листы самооценки, анализируют свою деятельность на уроке (самостоятельно)