Сложение и вычитание многозначных чисел

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Предмет: Математика Класс: 3 программа “Планета знаний”.

Тип урока закрепление
Цель Дать представление о декартовой системе координат; учить выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, решать логические задачи на клетчатой бумаге.
Задачи 1.Повторить нумерацию многозначных чисел, закреплять умение решать задачи.

2. Развивать вычислительные навыки, мыслительные процессы (память, внимание, логическое мышление), любовь к предмету,

3. Расширять кругозор

Основные понятия Система координат; уменьшаемое, вычитаемое, разность; на сколько больше; на сколько меньше
Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1. учебник М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова Математика 3класс часть1

2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова Математика 3 класс

Мультимедийное сопровождение урока

Портреты Декар, И.А Крылов, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ю. Гагарин, И.Моцарт, И. Гуттенберг

Фрагмент классической музыки И.Моцарта “Турецкий марш”

Карточки “Рефлексия урока”

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.

Рене Декар

Эти слова почти четыреста лет тому назад сказал французский ученый Рене Декар.

Давайте мы сейчас поразмышляем.

 
Повторение изученного материала Индивидуальные карточки (4-5 чел)

Работа с классом

Устный счет. (да – нет)

  1. 6 * 5 = 30 ( да )
  2. 18 : 6 получится 7 (нет) ( 3 )
  3. 24 делится на 8 и на 6 ( да) 24 : 8 +=3 24 : 6 =4
  4. 36 : 9 получится 5 (нет) 36 : 9 = 4
  5. Произведение чисел 7 и 4 равно 27 (нет) 7 * 4= 28
  6. Число, оканчивающееся на 0 или на 5 всегда делится на 5 ( да ) пример.
  7. Периметр квадрата со стороной 6 см равен 24см. ( да )
  8. Если число 19 увеличить на частное чисел 20 и 2, получится 26. (нет) (19+ 20 : 2 = 29)
  9. Сумма чисел 0 и 34 равна 0 (нет) = 34
  10. Разность чисел 92 и 70 равна 22 (да )
  11. 68 можно заменить суммой разрядных слагаемых 6 и 8 (нет ) 60 и 8
4-5 учащихся выполняют индивидуальное задание. Приложение 1.

Учащиеся показывают карточки:

Зеленая – ДА

Красная - НЕТ

Свой выбор карточки поясняют

  Я не случайно начала урок со слов Рене Декара.

В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, “Рассуждение о методе”  В этой книге он описывал свои законы по геометрии и алгебре. Сейчас этими законами пользуются в старших классах. Но сегодня на уроке мы тоже можем воспользоваться научными трудами Рене Декара.

Познакомьтесь с декартовой системой координат. Вертикальные и горизонтальные линии образуют квадратную сетку. Они пронумерованы, и положение любой точки, находящейся на пересечении линий, можно обозначить двумя числами. Называется это координаты.

 
Актуализация знаний Работаем в парах.

Учебник стр.41 №1

У вас на парте лежит листок с системой координат.. (На доске буквы с координатами) Расставьте буквы вместо точек, соответствуя координатам.

  • Какое слово получилось?
  • Что означает это слово?
  • Какое математическое действие противоположно вычитанию?
  • Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Мы не просто будем вычитать числа. Мы будем определять знаменательные даты.

(устно определяем координаты всех точек)

Приложение 2

Приложение 3

Слово - Вычитание

Математическое действие

Сложение

Сегодня на уроке мы будем вычитать числа

Введение в тему урока Рене Декар родился в 1596 году. Посчитайте, сколько лет прошло с момента его рождения?

Как это сделать?

Кто помнит, в какой стране родился Декар?

В какой стране мы живём?

В нашей стране тоже есть много известных знаменитых людей.

Отгадайте, кому принадлежат эти строки:

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
И выйдет из него не дело, просто мука...

У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом....

“С тех пор собачка жила в клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней”

Кто все эти люди?

Дату события, то есть год, в который произошло это событие, можно отметить точкой на числовом луче.

Что такое луч?

Откройте учебник стр. 54. Нарисуйте в тетради луч. Как показано в № 1 стр.54. Отметьте на луче точки. Расстояние между точками выберите приблизительно

А) Сколько лет исполнилось Крылову в год рождения Пушкина?

Б) Сколько лет исполнилось Пушкину в год рождения Толстого?

В) №2

Г) Всем вам знакомы строки у лукоморья дуб зелёный... Они из поэмы “Руслан и Людмила”. Когда Пушкину было 21 год, эта поэма была напечатана.

В каком году произошло это событие?

 

2015 – 1596 = 419 (лет тому назад).

Франция

Россия

 

 

И.А Крылов

 

А.С.Пушкин

Строки из рассказа “Лев и собачка” Л.Н.Толстой

Писатели

 

 

луч - это прямая, у которой есть начало и нет конца

выполнение задания ( на числовом луче отмечают даты рождения писателей)

30 лет

29 лет

1799 + 12 = 1811 год

 

1799 + 21 =1820 год

Физминутка    
  Произведение  гениального австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Его музыка является образцом гармонии, красоты и совершенства. Этот великий композитор имел блестящие математические знания. Он так увлекался математикой, что исписывал пол, стены, выполняя сложные математические вычисления.

Родился Моцарт в 1756 году, а в 1760 году он написал свой первый концерт. Сколько лет ему было?

Произведение, которое звучало называется “Турецкое рондо”. Моцарт написал его в 1783 году.

Сколько лет было Моцарту?

Это интересно... Моцарта очень любят в Турции - там это самый известный среди западных композиторов-классиков. В некоторых стамбульских школах мелодию “Турецкого марша” даже используют вместо школьного звонка - считается, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает предотвращать стрессы у детей.

Откуда мы можем узнать всю информацию?

В 1444году Иоганом Гутенбергом было изобретен книгопечатный станок. Гуттенберг произвёл настоящую революцию в печатном деле, изобретя подвижный шрифт - отдельные литеры, позволявшие набирать самые разные  тексты.  Самой первой печатной книгой считается так называемая “Сивиллина книга” (поэма на немецком языке)

Сколько лет назад это произошло?

 

 

 

 

 

1760 – 1756 = 4

 

 

1783- 1756 = 27 лет

 

 

из книг

 

 

 

2015 – 1444 = 571 год

Закрепление материала Стр. 57 № 7.

В 20 столетии в 1957 году запуск первого спутника в космос. Сколько лет назад это было?

В ХХ столетии был такой год, что если его записать цифрами на листе бумаги, а затем этот лист перевернуть вверх ногами - то число на листе бумаги покажет тот же самый год. Какой это год?

Поможет отгадать эта фотография. Какое событие связано с этим человеком?

12апреля страна будет отмечать День космонавтики.

Сколько лет прошло с момента полёта человека в космос?

Выполнение задания из учебника

2015 – 1957 = 58 лет.

 

 

Гагарин

1961 год.

 

2015 – 1961 = 54 года

Итог урока - О каких известных людях говорили?
- Какие даты вы запомнили?

Закончить урок я хотела бы словами Л.Н.Толстого:

Правила для развития способности делать выводы ... занимайся математикой. 
Л. Толстой

 
Рефлексия На партах у каждого ребёнка лежит смайлик.

Выберите тот смайлик, какое у вас сейчас настроение после урока.

 

Список литературы:

учебник М.И Башмаков, М.Г Нефедова Математика 3 класс часть1

Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И Башмаков, М.Г Нефедова Математика 3 класс

Методические рекомендации по учебнику “Математика” 3 класс М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова “Обучение математики в 3 классе”

Фрагмент классической музыки И.Моцарта “Турецкий марш”

Интернет-ресурсы