Логопедическое занятие в старшей группе "Страна Светоречия, или Увлекательное путешествие в страну Звуков"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цель: Знакомство детей с звуком – У-

Задачи образовательного аспекта:

  • Обеспечить запоминание и четкое воспроизведение звука – У. Уточнить артикуляцию звука – У.
  • Подвести детей к усвоению понятия “гласный” звук, обеспечить запоминание характеристики звука.
  • Обеспечить развитие умений детей выделять звук из ряда гласных звуков, слогов и слов.
  • Уточнить и систематизировать словарь по теме “Ягоды”.
  • Способствовать развитию умений образовывать относительные прилагательные.

Задачи коррекционного аспекта:

  • Обеспечить развитие слухового внимания и памяти.
  • Обеспечить развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Обеспечить развитие речевого дыхания.

Задачи воспитательного аспекта:

  • Побуждать к внимательному отношению друг к другу, помогать и выслушивать ответы других детей.

Оборудование: кукла Ульяна, дудочка, свистулька – сова, картинка “Волшебная азбука”, Презентация PowerPoint, символ звукарика, индивидуальные зеркала, предметные картинки.

Ход занятия

1. Создание мотивационного поля

Приветствие

Настал новый день. Снова наша детсадовская семья собралась вместе, мы все спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Я хочу вам рассказать,
Как полезно утром встать.
Сделать бодрую зарядку,
За собой собрать кроватку!
Душ для бодрости принять,
В комнате своей убрать!
Солнцу, обязательно сказать:
- Хватит спать, пора вставать!
И увидите в ответ,
Улыбнётся белый свет!

- И в самом деле, нам улыбаются наши гости, поприветствуем их, улыбнемся им своими солнечными улыбками.

- Ребята, расскажем нашим гостям о нашем увлекательном путешествии?

В какую удивительную страну, мы отправились? (Страну Светоречию, город Звуков)

- Я предлагаю вспомнить, какие звуки вы знаете? (Речевые и неречевые)

(Дети называют разные звуки – звуки природы, природных явлений, голоса животных, музыкальные звуки, технические звуки.)

А кто, может произносить речевые звуки? (Люди)

Мы произносим разные слова, а слова звучат, потому что в них есть разные звуки.

2. Актуализация знаний

1 слайд - Ребята, вы заметили? У нас гостья- девочка Ульяна или просто Уля. Она очень умная. Умеет рассказывать сказки, составлять предложения, говорить красиво, звонко слова. Когда она была маленькая и не умела соединять звуки в слова, она говорила звуками:

2 - 4 слайды

Фонетическая зарядка:

Она пела песенку У-У-У-У.
Когда слышала свист ветра, она говорила: У-У-У.
Увидев на картине паровоз, радостно говорила У-У-У.
Когда радовалась и удивлялась, тоже говорила У-У-У.
Она подражала сове: У-У-У.
Кукушке: У-У-У.
И даже волку: У-У-У.

3. Открытие детьми нового знания

5 слайд

Уточнение артикуляции звука У

Вы хотели бы, научиться красиво, произносить звук “У”? Девочка Уля вас научит красиво произносить звук У. Чтобы произнести звук У, надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и “включить” голос.

Чтобы красиво произносить звук “У”, нужно губы вытянуть трубочкой, как будто вы хотите поиграть на дудочке, и включить голосок.

Упражнение “Трубочка”

Дудочка заиграла, дети вытягивают губы вперед. Дудочка замолчала, губы принимают нормальное положение.

Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда произносим звук -У? (Не мешают).

Мы можем звук “У” голосом долго тянуть, петь, нет никакой преграды. Поэтому он называется гласным, от слова “голос”, “глас”.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.

6 – 7 слайды

Характеристика звука и знакомство с звуковыми символами звука – У-

Гласный звук “У”, живет в волшебной стране звуков, в городе Гласных на звонкой улице. Все жители этой страны носят красные платья с колокольчиками и поют звонкие песенки.

Голос звучит, поэтому звук [У] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используются предметы красного цвета (кубики, мозаика, геометрические фигуры и мн. др.)

4. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Игра “Звуковой автомат”

Девочка Ульяна вам принесла красные квадратики и предлагает поиграть в игру “Звуковой автомат”

У детей на руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук “У”, дети поднимают фонарики. Выделение звука:

а) из ряда гласных звуков: а, о, у, и, у... ;

б) из слогов: ух, ап, ос, ум... .

в) Произнесение слов со звуком У. Выделение “У” из начала слов.

У Ульяны есть друг – старая улитка, которая собирает картинки со звуком У. В своем маленьком домике, у неё есть много предметов, которые начинаются со звука У: утюг, удочка и т.д. У неё много друзей: утка, удод, уж и даже улей с пчелами. Хотите посмотреть коллекцию картинок у улитки.

Внимательно посмотрим и положим свои квадратики на предметы, в которых есть звук У. (Приложение 2, Приложение 3)

8 слайд

Массаж пальцев: Игра: “За ягодами”

Ульяна любит с Улиткой ходить за ягодами в свой сад и в лес.

Дети катают мячик для массажа, между ладонями, приговаривая:

Мы шли - шли - шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём искать опять.

Какие ягоды собирали, назовите? Назовите ягоды, в которых слышится звук “У”.

9 -19 слайд

Д/И “Сварим варенье”

Учить образовывать относительные прилагательные м.р. и ср.р.

Набрали полные корзины ягод. Что можно приготовить из ягод? На зиму Ульяна заготавливают компоты и варенье.

А вы, какое варенье или компот сварите?

20 слайд

Рефлексия

- С каким звуком и буквой познакомила нас Ульяна?

- Как произнести правильно звук - У?

- Понравилось вам встреча с Ульяной?

- Она прощается с вами, и всем ребятам Ульяна предлагает нарисовать картинки со звуком У.