Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: развитие социально-адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIX века.

Задачи:

Предметные:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
  • развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Метапредметные:

  • расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
  • воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

УМК: Русская художественная культура. 11 класс. (учебник)/Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.

Оборудование: презентация.

Подготовка: проекты учащихся (по 4 человека)–

  • “Литература первой пол. 19 века”,
  • “Путь от “русской европейскости” к вершинам отечественной классической живописи”,
  • “Архитектура - Русский ампир”,
  • “Скульптура первой пол.19 века”,
  • “Русская музыкальная классика первой пол.19 века”.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний

Целевая установка. Слайд 1

- Мы совершим сегодня с вами удивительное путешествие в мир русской культуры первой половины 19 в. Это время называется “золотым веком” русской культуры.

В первой половине 19 века писали свои бессмертные произведения Грибоедов и Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Возводились монументальные сооружения в Петербурге и Москве. Русская живопись обогатилась новыми полотнами Брюллова, Венецианова, Федотова. Музыкальное искусство развивалось в новых направлениях.

- Какова тема нашего урока.

Обучающиеся: “Художественная культура России первой половины 19 века”

Слайд 2-4

- На какой основной вопрос мы должны сегодня ответить?

Проблемное задание

- Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

- Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

XIX век... Его называют “золотым веком” русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

- Итак, запишите тему нашего урока: Художественная культура России первой половины 19 века

- А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

Цель урока: раскрыть загадки, особенности “золотого века” русской культуры.

  • буду знать... особенности “золотого века” русской культуры
  • продемонстрирую ... результаты своей исследовательской и творческой работы исходя из выбранных ролей журналист, статист, экскурсовод, искусствовед, телеведущий; умение работать с компьютером и Интернетом.
  • смогу поразмышлять ...о жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.

Работа с историческим источником

- прочитайте исторический документ и ответьте на вопрос.

“Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю.

Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества”

(Николай Михайлович Карамзин "История государства Российского", 1816 г.)

Вопрос: Зачем нам изучать историю – ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ. Обоснуйте свое мнение.

- римский философ Цицерон сказал: “История свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни”

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

V. Вступительная беседа

(на фоне видеосюжет “Культура России начала 19 века”)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С.Пушкин.

“Легче, кажется познать Вселенную, чем Россию” - заметил наш современник В.Г.Распутин. И продолжил: “Быть русским, да, еще и русским думающим – тяжелая судьба, и едва ли когда-нибудь она станет легче”.

В первую половину 19 века на поле русской мысли, “русской идеи” столкнулись в противоборстве два основных потока развития общественной мысли - славянофильство и западничество.

Слайд – 5

Славянофильство - национально-ориентированное, отчасти культурно-охранительное движение; своеобразие исторического опыта России, развитое православное сознание народа

Западничество – модернизаторские революционно – освободительские идеалы. Расширение культурного кругозора России.

Славянофильство и западничество - оказали мощное непосредственное влияние на развитие русской художественной мысли.

Особенностью художественного творчества в пер. пол. 19 в. была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

“Плетение стилей” - характерны для А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.П. Брюллова, М.И.Глинки.

VI. Представление проектов.

Литература

Учитель. Литература первой половины XIX века

Романтизм – (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский, живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).

Расцвет русской романтической литературы

Алекса?ндр Серге?евич Пу?шкин — русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. В его творчестве во всей полноте и глубине раскрылась сокровищница национального духовного опыта русского народа, богатство и красота родного языка

Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Лирические, исторические, гражданские, философские, религиозные мотивы

Родоначальник критического реализма – 40-е г.г. 19 в. - Никола?й Васи?льевич Го?голь — русский прозаик, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. Автор бессмертной комедии “Ревизор”, лиро-эпической поэмы “Мёртвые души”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”-правда жизни, народный быт.

Русская живопись.

Учитель. Вступление.

Русский поэт Николай Заболоцкий так писал о ней:

“Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно”.

- Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.

Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперинтам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. В том числе, развивается бытовой, пейзажный жанры живописи.

Классицизм – (то же, что и в архитектуре), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века, оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в живописи получил название академизма (представители: художник Александр Иванов).

Романтизм – направление в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность, свободолюбие и жажду обновления. Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя(например, Василий Андреевич Жуковский, Брюллов Карл Павлович – представители романтизма).

Выступление учащихся. Проект.

1. Брюллов Карл Павлович, 2.Иванов Александр Андреевич

Учитель. Вступление.

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).

Выступление учащихся. Проект.

Федотов Павел Андреевич - родоначальник критического реализма

Учитель. Вступление.

Бытовой жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв. В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей - представитель – живописец Венецианов. Родоначальник бытового жанра в живописи. Широкое обращение “отца русского жанра” к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества.

Выступление учащихся. Проект.

1.Венецианов Алексей Гаврилович

Учитель. Вступление.

Художники-портретисты. Испокон веков русские живописцы отличались уникальным умением “и видеть и слышать” окружающий мир, отвечать на духовно-нравственные вопросы и эстетические потребности своих современников. Новые пути, которые прокладывали мастера изобразительного искусства, во многом совпадали с исканиями писателей и композиторов. Романтическое возвышение независимой, умеющей свободно мыслить и глубоко чувствовать личности становится одной из важнейших тем живописи. Быть может, поэтому художники не спешили расстаться с жанром портрета.

Выступление учащихся. Проект.

1.Тропинин Василий Андреевич,

2. Орест Адамович Кипренский

Подведем итоги: (учащиеся - Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей)

“Архитектурные шедевры русских мастеров”.

Учитель. Вступление.

Русский ампир (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX, завершающий эволюцию классицизма.

- Начало 19 в. было временем быстрой застройки столиц - Москвы и Петербурга. Создание крупных архитектурных ансамблей. Центром классической архитектуры стал – Петербург - северная столица Российской империи.

Весь город в плавных разворотах
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским-
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским.

1.Одной из главных достопримечательностей Петербурга стало здание Адмиралтейства, созданное по указу Петра I и реконструированное архитектором Андреяном Дмитриевичем Захаровым.

Выступление учащихся. Проект

2. В 1799 г. по указу Павла I , был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин.

Выступление учащихся. Проект

  • Тома де Томон
  • Карл Иванович Росси
  • Василий Петрович Стасов
  • Август Августович Монферран

Подведём итоги: (учащиеся - Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России.)

3. Учитель. Вступление. После Отечественной войны 1812 развертываются большие строительные работы в Москве. Активное участие в них принимает Осип Иванович Бове.

Выступление учащихся. Проект

Скульптура первой пол. 19 века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классическими установками Академии художеств.

Выступление учащихся

Мартос Иван Петрович, Борис Иванович Орловский, Петр Карлович Клодт

Музыкальное искусство. – Всякий, кто размышляет о Влиянии Пушкина на русскую художественную культуру, не минует сопоставления А.С.Пушкин – М.И.Глинка.

Выступление учащихся

ГЛИНКА Михаил Иванович, Даргомыжский Александр Сергеевич.

Характеристика стилей (самостоятельная работа учащихся)

Перечислите основные черты ампира __, критического реализма_____, сентиментализма _________________

Закрепление.

Задание 1.

Три самых важных имени архитекторов: ___, архитектурных сооружения:_____, имени живописцев: ______, названия картин: ______, имени литераторов: ____, литературных произведения: ____________________

Три самых важных чувства (качества) ___________________________

Анализ и оценивание творческих работ учащихся, формирование выводов по изученному материалу. Обсуждение проблемного задания

-Почему первую половину XIX века называют “Золотым веком” русской культуры?

(Учащиеся: В живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры)

- Оценивание творческих работ учащихся по оценочным листам.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (выбрать)

1. Написать отзыв, рассказав о наиболее понравившемся вам произведении искусства: картине или архитектурном памятнике.

2. Ответить на вопросы.

- Какие “главные вопросы” русской жизни стали темой искусства 1 пол 19 века.

- Какие основные направления в развитии русской художественной культуры этой эпохи вы можете назвать?

- Кто стоял у истоков русского классического изобразительного искусства?

Рефлексия.

Список литературы.

  1. Русская художественная культура. 11 класс. (учебник) / Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2012 г.