Если тебе ученый имя…

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Все российские деятели науки ждут с нетерпением дату – 8 февраля. Именно в этот день ученые страны отмечают свой профессиональный праздник.

Своим происхождением праздник обязан Петру I. В 1724 году, 24 января, Петр I учредил Академию наук и художеств. Новый стиль, введенный в России в 1918 году Декретом о времени, переместил эту дату на 8 февраля. Петр I, любя свою Родину и прикладывая все силы к ее развитию и благоденствию, позволил поступать в Академию отпрыскам не только дворянских семей, но и простолюдинов. Более того, за успешную деятельность в овладении знаниями и искусствами царь удостаивал своей милостью.

В 1925 году учреждение Петра I сменило название на Академию наук СССР, а с 1991 года оно именуется Российской академией наук, РАН. В начале 1990-х годов многие традиции были утрачены и забыты. Страна переживала непростое время.

7 июня 1999 года указом президента Российской Федерации, “следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук” был установлен День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.

Наша страна всегда славилась умными и эрудированными людьми.

Сегодня все виновники торжества - а это свыше 500 академиков и 55 тысяч научных сотрудников, трудятся на благо государства и мировой науки.

Наш урок мы назовем “Если тебе ученый имя...”.

Цель урока – спроектировать понятие “ученый”, выявить, какими чертами личности должен обладать ученый, какого человека можно назвать ученым.

У нас сегодня как в настоящей Академии наук: есть кафедра филологии, химии и биологии, физики и астрономии, а также Высший секретариат.

1. Первое задание к нашему заседанию выглядит так: пообщавшись с членами своей коллегии, предположите, выдвиньте гипотезу, выработайте первичное определение термина “ученый”, зафиксируйте его в справке и озвучьте присутствующим.

2. Задание второе: просмотрите подготовленный младшими членами НОУ “Ньютоновы яблоки” интеллектуальные видеозагадки и попробуйте определить как можно быстрее, о ком идет речь.

Что общего Вы обнаружили хотя бы между этими двумя учеными, жившими в совершенно разные времена и эпохи? (Разносторонне развитые личности, необъятная широта интересов, успешные во многих направлениях своей деятельности, правильно выбравшие приоритеты в своей жизни. То есть правильно ее, жизнь, спроектировавшие, поставили цель и ее реализовали.)

Добавьте в Вашу справку качества ученого.

3. Может быть, именно эти ученые – случайное явление? Но...

  • Макс Планк виртуозно играл на рояле и подумывал о профессии музыканта.
  • Альфред Нобель – неплохой литератор, думал о карьере писателя.
  • Эрнест Резерфорд – талантливый организатор науки, имеет 43 награды.

Эти люди начинали работать школьными учителями, а становились лауреатами Нобелевских премий.

Может быть, научный кругозор – это свойство иностранных граждан? А собственных Ньютонов земля российская рождать способна? (пример для рассуждения - биография Ломоносова).

Говорят, если бы Россия выдвинула ЕГО на Нобелевскую премию, то ОН получил бы ее не один раз. Предположите имя нашего соотечественника.

Подсказки. Богатые петербуржцы знали его как лучшего мастера чемоданных дел, а бедные студенты битком набивались в аудитории, где он читал лекции, он первым в России осмелился полететь на воздушном шаре, он был не игрок, но именно карты помогли ему упорядочить свойства химических элементов. Он родился сегодня, но в 1834 году. Да, это Дмитрий Иванович Менделеев.

Я предлагаю Вам прочитать статью о широте научных интересов этого человека и выбрать информацию, подходящую именно для Вашей кафедры: физики – о физике, химики – о химии, и т.д. Вы можете найти соответствующую информацию и через поисковые системы Ваших мобильных устройств.

Основные научные достижения и заслуги Д. И. Менделеева

Величайшей заслугой было открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов. На основе периодического закона Менделеев исправил атомные массы некоторых уже открытых элементов и предсказал открытие и свойства ряда новых (галлий, скандий, германий). Синтезированный в 1955 г. 101-й элемент менделеевской таблицы получил название “менделевий”.

Написал классический труд “Основы химии” (1869–1871), где изложил неорганическую химию с точки зрения периодического закона (еще при жизни автора “Основы химии” издавались восемь раз и были переведены на многие иностранные языки).

Создал первый русский оригинальный учебник “Органическая химия” (1863), за что ему была присуждена демидовская премия Петербургской Академии наук.

Разработал гидратную теорию растворов, основы которой были заложены в докторской диссертации “О соединении спирта с водой” (1865–1887). Современные представления о растворах в значительной степени опираются на эту теорию.

Изучал зависимость объемов газов и жидкостей от температуры и давления и вывел общее уравнение состояния идеальных газов (уравнение Менделеева–Клапейрона), (1874).

Открыл существование критической температуры (критическая температура – температура, при которой исчезает различие в физических свойствах между жидкостью и паром, находящимися в состоянии равновесия) (1860).

В области метрологии разработал физическую теорию весов, приемы точнейшего взвешивания и основал Главную палату мер и весов (1893).

Предложил способ получения нового вида бездымного пороха (пироколлодийного) и организовал его производство (1891–1892).

Указал на важность изучения влияния высокой температуры на нефть, заложив основы такого важнейшего технологического процесса, как крекинг нефти, процесс получения легких моторных топлив из тяжелых нефтепродуктов (1876).

Впервые высказал идею подземной газификации угля (1888).

Неоднократно указывал на необходимость рационального использования природных богатств страны и применения химии в различных отраслях хозяйства.

Уделял внимание вопросам применения химических удобрений в сельском хозяйстве.

Писал труды об охране окружающей среды.

Разрабатывал проблемы орошения почв в районе нижней Волги, улучшения судоходства на реках России.

Физик, химик, физикохимик, экономист, метролог, воздухоплаватель, педагог, приборостроитель.

В 1905, 1906 и 1907 годах иностранные ученые выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию. Российские ученые не делали этого никогда. Несмотря на то, что в 1906 году Нобелевский комитет присудил премию Менделееву, Шведская королевская академия наук утверждать это решение не пожелала.

Внес значительный вклад в кораблестроение, проектировал судно “Ермак”, его труды значительно поспособствовали освоению Крайнего Севера, Арктики.

Существенно продвинул вперед изучение химии силикатов, стеклоделия, стеклообразного состояния.

Активно разоблачал спиритизм вместе с другими учеными.

Изучал вопросы воздухоплавания, создал стратостат, который предназначался для подъема в верхние слои атмосферы. Проявлял большой интерес к аппаратам, которые были тяжелее воздуха.

Стал предтечей метрологии, в том числе химической метрологии.

Разработал новый способ получения бездымного пороха.

Обосновал главные направления хозяйственного развития Российской империи. Принял участие в создании Таможенного тарифа (1891 год). Был сторонником протекционизма.

Был участником экспедиции на Урал, которая исследовала новые возможности развития промышленности.

Писал статьи для словаря Брокгауза и Эфрона.

А теперь заслушаем результаты работы Ваших кафедр.

Можем ли мы утверждать, что любому ученому свойственна широта научных интересов, что настоящий ученый добивается больших успехов в любой интересующей его области знаний? Да. И примеров тому немало.

4. За окном – 21 век. Но и через 70 лет после кровопролитных боев за мир в мире неспокойно. Люди продолжают бряцать оружием. За лучшее место под солнцем, за пищу, за кров, или просто соревнуясь в техниках и технологиях.

. Какое направление имели исследования ученых фашистской Германии? Каково их значение для всего человечества? Проанализируйте статью из еженедельника “Аргументы и факты” “Гений из пробирки” (№ 9, 2014 г.).

Какие выводы напрашиваются по прочтении этого материала? (Работа некоторых ученых может противоречить самому смыслу существования человека, может быть направлена на превалирование одной расы над другой).

Добавьте в Вашу справку качества ученого.

Человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах. Я предлагаю вам еще одну статью о нашем соотечественнике, положившем начало династии ученых 20 века. Прочитайте материал и выделите главные черты личности Петра Леонидовича Капицы.

Петр Леонидович Капица (1894-1984)

22 мая 1921 года Петр Леонидович прибыл в Англию в качестве члена комиссии Российской академии наук, направленной в страны Западной Европы для восстановления научных связей, нарушенных войной и революцией. 22 июля начал работать в Кавендишской лаборатории, руководитель которой, Резерфорд, согласился принять его на краткосрочную стажировку. Экспериментальное мастерство и инженерная хватка молодого русского физика произвели на Резерфорда столь сильное впечатление, что он добился специальной субсидии для его работ. С января 1925 года Капица — заместитель директора Кавендишской лаборатории по магнитным исследованиям. В 1929 году он был избран действительным членом Лондонского Королевского общества. В ноябре 1930 года Совет Королевского общества из средств, завещанных Обществу химиком и промышленником Л. Мондом, выделил 15 000 фунтов стерлингов на строительство в Кембридже лаборатории для Капицы. Торжественное открытие Мондовской лаборатории состоялось 3 февраля 1933 года.

В течение 13 лет успешной работы в Англии Петр Капица оставался лояльным гражданином СССР и делал все возможное, чтобы помочь развитию науки в своей стране. Благодаря его содействию и влиянию многие молодые советские физики получили возможность поработать в течение продолжительного времени в Кавендишской лаборатории. Но все это не помешало властям СССР осенью 1934, когда Капица приехал на родину повидать близких и прочитать ряд лекций о своих работах, аннулировать его обратную визу. Его вызвали в Кремль и сообщили, что отныне он должен будет работать в СССР.

Во время войны Капица работал над внедрением в промышленное производство разработанных им кислородных установок.

20 августа 1945 года был создан Специальный комитет при СНК СССР, которому было поручено руководство работами над созданием советской атомной бомбы. Капица – член этого комитета. Однако работа в Спецкомитете тяготила его. В частности, потому, что речь шла о создании “оружия разрушения и убийства” (слова из его письма Никите Сергеевичу Хрущеву). Воспользовавшись конфликтом с Лаврентием Павловичем Берией, который возглавлял атомный проект, Капица попросил освободить его от этой работы. В результате — долгие годы опалы. В августе 1946 года он был изгнан из Главкислорода и из созданного им института.

У себя на даче, на Николиной Горе, Петр Капица оборудовал в сторожке маленькую домашнюю лабораторию. В этой “хате-лаборатории”, как он ее называл, Петр Леонидович вёл исследования по механике и гидродинамике, а затем обращается к электронике больших мощностей и физике плазмы.

Когда в 1947 году в МГУ был создан физико-технический факультет, одним из основателей и организаторов которого был Капица, он стал заведующим кафедрой общей физики.

После смерти Сталина и ареста Берии президиум АН СССР принял постановление “О мерах помощи академику П. Л. Капице в проводимых им работах”. На базе никологорской домашней лаборатории была создана Физическая лаборатория АН СССР, и Капица назначен ее заведующим.

28 января 1955 года Капица вновь стал директором Института физических проблем (с 1990 этот институт носит его имя).

В 1929 году Капица был избран действительным членом Лондонского Королевского общества и членом-корреспондентом АН СССР, в 1939 – академиком. В 1941 и 1943 годах ему присудили Государственную премию, в 1945 получил звание Героя Социалистического Труда, в 1974 году награжден второй золотой медалью “Серп и Молот”. В 1978 году получил Нобелевскую премию “за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур”.

Бесстрашие — одна из самых характерных черт Капицы-ученого и гражданина. После того, как осенью 1934 власти СССР не разрешили ему вернуться в Кембридж, он понял, что в тоталитарном государстве, в котором ему предстоит работать, все решает высшее руководство страны. С этим руководством он и стал вести прямой и откровенный разговор. И здесь он следовал завету столь же бесстрашного Ивана Петровича Павлова, который в декабре 1934 сказал ему: “Ведь я только один здесь говорю, что думаю, а вот я умру, вы должны это делать, ведь это так нужно для нашей родины” (из письма Капицы жене от 4 декабря 1934 года).

С 1934 по 1983 годы Петра Капица написал более 300 писем “в Кремль”. Из них Иосифу Виссарионовичу Сталину — 50, Вячеславу Михайловичу Молотову — 71, Георгию Максимилиановичу Маленкову — 63, Никите Хрущеву — 26. Благодаря его вмешательству, от гибели в тюрьмах и лагерях в годы сталинского террора были спасены физики-теоретики Владимир Александрович Фок, Лев Давидович Ландау и Иван Васильевич Обреимов. В последние годы жизни он выступил в защиту физика Андрея Дмитриевича Сахарова и Ю. Ф. Орлова.

Капица был замечательным организатором науки. В основе успеха его организаторской деятельности лежал простой принцип, который он сформулировал и записал на отдельном листе бумаги: “Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать”.

Что вас удивило в этом человеке, выделите несколько ярких личностных качеств П.Л.Капицы?

Добавьте в Вашу справку качества ученого.

5. Но вот еще одна проблема: изобретения ученых бывают полезными и никому не нужными. И такое бывает. Каждый труд должен быть вовремя оценен. Что вы знаете о Нобелевских и Шнобелевских премиях? Как много лауреатов этих премий являются россиянами? Сколько из них физиков? Известны ли вам ученые, которые умудрились получить обе эти премии? Что вы знаете об их открытиях в области физики? (Дебаты)

Наступает время подводить итоги урока. Кто же такой ученый? Представители от каждой кафедры зачитывают окончательный вариант формулировки понятия ученый.

Совпало ли наше первоначальное определение с тем, что мы сформулировали в конце урока? Совпала ли гипотеза с продуктом проекта?

Давайте дадим оценку нашей работы на сегодняшнем уроке. Понравилось или нет? Что было новым, самым интересным? Как Вы оцениваете работу своих одноклассников и класса в целом?

Всем спасибо за работу! М.В. Ломоносов напутствует вас...