Для учителей истории

Первая мировая война 1914–1918 гг.

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Вид урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-игра.

Место урока в учебном плане: Урок проводится в завершении изучения темы “Первая мировая война 1914-1918 гг. ”

Цель урока: привести в систему изученный материал по истории Первой мировой войны

Задачи урока:

  • проверка и коррекция знаний. Закрепление и систематизация изученного материала;
  • развитие познавательных способностей, внимания и умения работать в группе. Способствовать развитию речи, мышления, интеллекта;
  • дальнейшее формирование у обучающихся коммуникативных умений, воспитание интереса к истории своей страны.

ХОД УРОКА

Учитель объясняет правила проведения игры.

Для проведения игры класс необходимо разделить на 2-3 команды. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов).

Команда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из команд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает команда. После правильного ответа команда засчитывает количество набранных баллов.

Группы отвечают по очереди, выбирая тему вопроса и уровень сложности. Вопросы по сложности составлены по возрастающей, т.е. вопрос под №1 менее сложный, чем вопрос под №2 и т.д. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. На доске фиксируется результат игры. Игра проводится с использованием презентации.

Даты

1. Начало I мировой войны. (1 августа 1914 г.)

2. Первое применение Германией отравляющих веществ (газов) в районе г. Ипра. (апрель 1915 г.)

3. Брусиловский прорыв немецко-австрийского фронта. (июнь-август 1916 г.)

4. Первое боевое применение танков англичанами на реке Сомме. (июль-ноябрь 1916 г)

5. Окончание I мировой войны. (11 ноября 1918 г.)

Лидеры государств

1. Император России (Николай II)

2. Император Германии (Вильгельм II)

3. Президент США (В.Вильсон)

4. Император Австро-Венгрии (Франц- Иосиф II)

5. Король Англии (Георг V)

Персоналии

1. Выстрел этого 19-летнего студента - серба послужил поводом к I мировой войне. (Гаврило Принцип)

2. Германский план ведения войны, предусматривавший быстрый разгром Франции до окончания мобилизации в России был назван по фамилии этого генерала. (Альфред фон Шлиффен)

3. Под командованием этого генерала русские войска в 1916 г. прорвали австро-венгерский фронт и захватили территорию в 25 тысяч кв.км. (Алексей Алексеевич Брусилов)

4. Командующий первой русской армией в 1914 г. (Павел-Георг Карлович фон Ренненкампф. Расстрелян большевиками в 1918 году)

5. Глава советской делегации, подписавший 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске договор о мире с Германией. (Георгий Васильевич Чичерин)

Отношение к войне

1. Они стояли на позициях необходимости защищать Отечество, отложив на время войны все революционные выступления. (“Оборонцы”)

2. Выступали за немедленное заключение демократического мира всеми воюющими державами. (“Центристы”)

3. Группа политиков во главе с В.И.Лениным, выдвигали лозунг поражения своего правительства в войне. (“Пораженцы”)

4. Межпартийная коалиция, которая выступала за создание правительства “народного доверия”. (Прогрессивный блок)

5. Лидер кадетов, выступивший на заседании Думы 1 ноября 1916 г. с резкой критикой военной и хозяйственной политики правительства России. (П.Н. Милюков)

Участники войны

1. Этот военно-политический союз государств сложился в 1882 г. (Тройственный союз)

2. В этот военно-политический союз входила Россия. (Антанта)

3. Это государство вступило в войну после атаки германским флотом пассажирского лайнера “Лузитания” 7 мая 1915 г. (США)

4. Эта страна в мае 1915 г. покинула Тройственный союз и присоединилась к Антанте. (Италия)

5. Эти две страны присоединились к Тройственному союзу в ходе I мировой войны. (Турция и Болгария)

Итоги войны

1. Каковы людские потери во время I мировой войны? (10 млн. человек)

2. В каких странах поражения на фронтах I мировой войны привели к буржуазным революциям? (Германия, Россия)

3. Роль каких государств возросла в результате I мировой войны? (США, Япония, Китай)

4. Какие империи распались в результате I мировой войны? (Российская, Австро-Венгерская, Османская, Германская)

5. Какие новые государства возникли в результате I мировой войны? (Советская Россия, Финляндия, Польша, Венгрия. Австрия, Чехословакия, Югославия, страны Прибалтики)

Подведение итогов, выставление оценок.

Приложение

Лидеры государств

Николай II – Романов Николай Александрович (1868-1918 гг.), последний российский император (1894-1917 гг.), старший сын императора Александра III. Его царствование совпало с бурным промышленно-экономическим развитием страны. В 1907 г. Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в Первую мировую войну. С августа 1915 г. Николай II- Верховный главнокомандующий.

Вильгельм II (1859—1941гг.), император Германии и король Пруссии (1888-1918 гг.). Царствование Вильгельма было ознаменовано усилением роли Германии как мировой промышленной, военной и колониальной державы и завершилось Первой мировой войной, поражение в которой привело к свержению монархии в ходе революции в ноябре 1918 г. 

Томас Вудро Вильсон (1856-1924 гг.), президент США (1913-1921 гг.), демократ. Инициатор вступления США в Первую мировую войну. В январе 1918 г. выдвинул программу мира из 14 пунктов, направленную на установление господства США в международных делах. Инициатор создания Лиги Наций, за что получил Нобелевскую премию мира 1919 г.

Франц - Иосиф II (1830-1916 гг.), император Австрии (с 1867 г. Австро - Венгрии)  из рода  Габсбургов.Долгое царствование Франца Иосифа заполнено многими потрясениями,как   внешними,так и внутренними.Он встал у руля огромной империи, раздираемой социальными и национальными противоречиями. 

Георг V (1865-1936 гг.), король Соединённого королевства Великобритании и Ирландии (1910- 1936 гг.) Будучи вторым сыном, Георг получил военно-морское образование. В 1892 г. во время эпидемии гриппа скоропостижно скончался старший брат  Альберт Виктор, смерть брата сделала Георга наследником престола.

Персоналии

Гаврило Принцип (1894-1918 гг.) – национальный герой Югославии. По заданию организации “Молодая гвардия” 28 июня 1914 г. убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Умер в тюрьме.

Альфред фон Шлиффен (1833-1913 гг.), граф, прусский генерал-фельдмаршал, начальник германского Генерального штаба с 1891 по 1905 год. Получил широкую известность благодаря разработанному им к 1905 году плану Шлиффена – плану ведения Германией Первой мировой войны, исключающего ведения Германией военных действий на два фронта. 

Алексей Алексеевич Брусилов (1853- 1926 гг.), военачальник, генерал от кавалерии (1912 г.) С 1916 г. главком Юго-Западного фронта, провёл успешное наступление (Брусиловский прорыв). С 1920 г. в Красной Армии.

Павел Карлович Ренненкампф (1854-1918 гг.), военачальник, генерал от кавалерии (1910 г.) В начале Первой мировой войны командующий армией, один из виновников поражения российских войск в Восточной Прусской операции 1914 г.

Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936 гг.), политический и государственный деятель. В 1918-1930 гг. нарком иностранных дел РСФСР, затем СССР.

Список использованной литературы.

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь М., 1995

2. История Отечества, справочник школьника М., 1996

3. История Отечества, энциклопедический словарь М., 2003