«Человек в зеркале искусства первой половины XX века». Интегрированный урок по истории, МХК и литературе, разработанный в рамках элективного курса «Искусство как зеркало самопознания»

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Обоснование идеи элективного курса (Приложение 1)

Цели и задачи урока:

  • Создавать условия для развития духовного мира ученика, его нравственности, эстетической восприимчивости;
  • Создавать условия для развития способности быть внимательным читателем, зрителем, слушателем;
  • Создавать условия для развития умения вступать в диалог с различными произведениями культуры;
  • Создавать условия для формирования основных этических, эстетических и теоретических понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения.
  • Помочь в развитии эстетических склонностей и дарований учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей и потенциальных возможностей личности учеников.
  • Познакомить учащихся с произведениями художников-новаторов первой половины ХХ века и помочь разобраться в сложном языке современного искусства.
  • Помочь ученикам осознать связи между поиском новых путей в искусстве и кризисом европейской цивилизации; установить содержание кризиса европейской цивилизации на рубеже XIX–XX веков и причины его дальнейшего углубления в первой половине XX века; выяснить причины и логику возникновения новаторских течений в искусстве и получить представление об особенностях их развития после Первой мировой войны.

Конспект урока

1. Организационный момент-медитация: Возьмите в руки зеркало. Посмотритесь в него. Вспомните о чем-нибудь хорошем. Закрепите это ощущение. Теперь посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Здравствуйте, я тоже рада вас видеть.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы снова отправляемся в путешествие, и проводником нашим на этом пути и на этот раз будет хорошо знакомый предмет домашнего обихода — зеркало. Как известно, зеркало — один из самых семантически нагруженных предметов — гадания, волшебные зазеркалья, зеркала, ничего не отражающие, и зеркала, отражающие вовсе не то, что находится перед ними. Зеркало опять предстанет перед нами и в прямом своем значении, и как инструмент самопознания, и как символ искусства. Искусство — главное зеркало, в котором человечество запечатлело свой облик. Какие же вопросы задавали этому “зеркалу” люди, жившие в первой половине XX века, и какую правду о себе желали услышать? Сегодня мы побываем в мире кривых и разбитых зеркал и попробуем заглянуть в Зазеркалье.

2. Обоснование темы урока. Постановка проблемы (Регламентированная дискуссия)

На доске репродукции: Ян Ван Эйк “Портрет четы Арнольфини” <Рисунок 1>, Диего Веласкес “Менины” <Рисунок 2>, Альбрехт Дюрер “Автопортрет” (1500) <Рисунок 3>, Леонардо да Винчи “Мона Лиза” <Рисунок 4>, Рембрандт ван Рейн “Автопортрет” (1669) <Рисунок 5>, Винсент Ван Гог “Стул с трубкой” <Рисунок 6>

Рис. 1

Рис. 4

Рис. 2

Рис. 5

Рис. 3

Рис. 6

Вопрос: Как изменялось восприятие художником мира и себя в этом мире?

Слово учителя: Быть может, прав Луи Арагон, рискнувший, раздумывая о загадке Матисса, сделать следующий вывод: “Я не говорю, что время портрета прошло. Я говорю, что есть люди, которые уже стоят по ту сторону портрета”. Большинству мастеров XX в. предстоит так или иначе оказаться “по ту сторону” классического искусства, его жанров, стилистики, техники, а бывает что и “по ту сторону” искусства вообще. Чем ближе подступал XX в., тем наивнее представлялось простое и ясное отношение человека к миру, закрепленное в традициях классической науки и классического искусства.

Этап 1: Треснувшее зеркало начала XX века

1. Повторение-обобщение изученного. Работа в группах:

Естествоиспытатели Какие научные открытия конца XIX — начала XX века перевернули представление человечества о мире? Как изменилась картина мира?

Конец 19–начало 20 вв. — период великих фундаментальных открытий в науке, особенно в физике (рентгеновское излучение и феномен радиации, электроны и микрочастицы, фотоэффект и, что особенно важно в мировоззренческом отношении, — создание квантовой теории и теории относительности и др.) — эти открытия резко поколебали прежние позитивистские представления о строении мира. Кризис прежнего естественнонаучного мышления выразился в ёмкой формуле “материя исчезла”: то, что прежде казалось стабильным, обернулось относительностью, подвижностью, бесконечной изменчивостью. [2]

Вхождение человечества в индустриальную эпоху, череда великих изобретений (телеграф, телефон и радио, воздухоплавание и т.п.), быстрые политические и социальные преобразования, катастрофическое изменение устоев жизни — все это также привело к существенной ломке традиционной картины мира.

Историки В чём заключается кризис прежних исторических представлений? Можно ли утверждать, что XIX век закончился в 1913 году? Прокомментируйте высказывание Льва Толстого: “Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей”.

Кризис прежних исторических представлений выразился прежде всего в утрате универсальной точки отсчета, того или иного прочного мировоззренческого фундамента.

Наиболее ёмкой формулой этого кризиса стала констатация, принадлежащая Ф. Ницше: “Бог умер”. Заметим сходство между естественнонаучным и этико-историческим вариантами формулировок: “материя исчезла” и “бог умер” — обе формулы означают исчезновение мировоззренческой почвы под ногами, фиксируют наступление эпохи релятивизма, кризис веры в единство мирового порядка. [2]

Прежде незыблемая модель исторического линейного движения была нарушена. Ощущение “рубежа”, “точки невозврата”, после прохождения которой история человечества неминуемо и кардинально изменится: или произойдёт утрата всех прежних ценностей и падение в пропасть (настроение декаданса), или человечество обретёт новую духовность и новый путь развития.

Огромный прорыв в науке и технике, освоение воздушного пространства, промышленное освоение недр, мечты о полёте в космос, с одной стороны, внушало уверенность, что “умершего” Бога может заменить Человек. Но и чувство одиночества, смятения, покинутости неудивительно.

Первая Мировая война, начавшаяся в 1914 году, стала первым из наиболее кровопролитных (10 млн. убитых солдат, огромные потери среди мирного населения, применение оружия массового поражения) и масштабных (38 государств-участников) конфликтов и разделила мировую историю на “до” и “после”. Впервые в истории человечество оказалось на грани катастрофы.

Философы работают с отрывками из философских трактатов Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера, Макса Нордау, Владимира Соловьёва , Николая Бердяева. (Приложение 2) Какие пути преодоления кризиса веры, кризиса гуманизма предлагают западные и русские философы?

XX столетие началось под знаком нигилизма, отрицания святынь. Конец нового времени, кризис гуманизма, крушение идеалов творчества, рационалистической парадигмы — вот симптомы одного из крупнейших социальных кризисов XX в. — кризиса культуры. Кризисные явления в культурной практике Европы XX века, с точки зрения мыслителей, с отрывками из работ которых знакомятся старшеклассники, носят необратимый характер. Появление философии экзистенциализма, мистических и эзотерических учений — закономерный результат осознания этого кризиса.

Искусствоведы Какие стили и течения возникают в искусстве конца XIX — начала XX века? Каковы взаимоотношения “нового” и “старого” в искусстве?

Огромное количество течений и стилей в искусстве, возникшее в конце XIX века, обусловлено поисками новых форм и нового содержания.

Н.А. Бердяев писал: “Много кризисов искусство пережило за свою историю... Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам”.

Это высказывание проводит резкую грань между “старым” (до конца XIX столетия) искусством и его новыми, ранее неизвестными формами, которые одним казались регрессом в эстетическом развитии человечества, в то время как другим — прогрессом. “Новое” искусство связано прежде всего с двадцатым веком, и все его проявления можно объединить широким термином — модернизм. 

Искусство модернизма порывает с традицией и считает формальный эксперимент и поиск новых путей основой своего творческого метода, потому и именуется авангардом. 

Однако никакие эксперименты не могут заменить значение самого человека в искусстве. Вот почему часто поиски чистой формы вновь обращают художника к человеку, к жизни, к ее реальным, неисчерпаемо многообразным проблемам.

Вопрос для всех групп: Если воспринимать искусство как зеркало, отражающее облик человечества в различные периоды его существования, то в каких произведениях искусства начала XX века, на ваш взгляд, нашли наиболее яркое отражение те революционные изменения в мировоззрении и мироощущении, которые вы отметили? Можно ли назвать их своеобразными “автопортретами” внутреннего мира художника?

Слово учителя: В XX веке “автопортрет” становится не только главным жанром, он становится сущностью всего искусства, неважно — автопортрет это или любой другой жанр. “Художник ослеп для внешнего мира и повернул свой зрачок вовнутрь, в сторону внутренних субъективных пейзажей”, — писал А. Глёз, теоретик кубизма. Никогда ещё человек не заглядывал в себя так глубоко. Вспомните, поэма Сергея Есенина “Чёрный человек” заканчивается трагическим: “Я один — и разбитое зеркало”. Слишком тонкой стала плёнка, отделяющая внутренний мир от внешнего. Человек заглянул в бездну своей души и ужаснулся. Есенин написал поэму в 1925 году, через несколько месяцев его не станет.

Этап 2: Разбитые зеркала XX века

Так не в твоём ли пространстве несытом
Неописуемый смысл затаён;
Зеркало, ты представляешься ситом,
В чьих ячеях промежутки времён [...]
Живописью не брезгуешь ты,
Но для одних твои бездны магниты,
А для другихстена пустоты.
Р.М. Рильке (1922, перевод В. Микушевича)

Слово учителя: Первая мировая война послужила катализатором глобального изменения политического мироустройства и ещё больше углубила кризис цивилизации. Европейский кризис превратился в мировой: Февральская революция, затем большевистский переворот в России, революция в Германии, затем победное шествие тоталитарных режимов — СССР, Германия, Испания, Италия. Новые боги, вернее, кумиры, массовый психоз, массовое искусство, штамповка “новых людей”, безликих служителей идеи. Переживая эпоху внутри себя, художник выражает своё переживание через акт творчества. Художники-новаторы продолжают искать новые пути “выражения невыразимого”.

1. Работа с фрагментами поэмы “Распад атома”, название опущено. (Приложение 3)

Комментарий для учителя: Когда говорят о первом этапе перехода от модернизма к постмодернизму в русской литературе, обычно упоминают тот период творчества Георгия Иванова, который считается своего рода мостом из Серебряного века к современным поэтическим экспериментам. Речь идет о 30–50-х годах, когда в произведениях поэта, и в частности в его поэме “Распад атома” (1938), появляются ноты, явно предвосхищающие эпоху постмодернизма.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему это произведение названо поэмой? (ср. “Мёртвые души”)
  2. Можно ли назвать текст “потоком сознания”? Или это “жизнь души”?
  3. Есть ли сюжет, или можно сложить отрывки в любом порядке?
  4. Какие чувства испытывает герой?
  5. Найдите фрагменты, в которых лирический герой рассуждает об искусстве. С чем вы не согласны?
  6. Какие краски преобладают? Какие звуки?
  7. Приведите примеры метафор. Какие образы-символы увидели? Какой образ можно назвать лейтмотивом?
  8. Поможет ли вам лучше понять настроение лирического героя высказывание жены Г. Иванова, поэтессы Ирины Одоевцевой, о писателях русского зарубежья: “Более, чем хлеба, им не хватало любви читателя, и они задыхались в вольном воздухе чужих стран”.
  9. Опишите ваши ощущения от прочитанного. Предложите своё название.
  10. Понятнее вам станет содержание, если вы узнаете, что поэма называется “Распад атома”?

2. Демонстрируется видеоряд. Названия картин опущены:

Рене Магритт “Репродуцирование запрещено” (1937) <Рисунок 7>, Сальвадор Дали “Предчувствие гражданской войны в Испании”(1936<Рисунок 8>), Пабло Пикассо “Герника” (1937) <Рисунок 9>, Павел Филонов “Композиция (После набега)” (1938) <Рисунок 10>

Рис. 7

Рис. 10

Рис. 8

Рис. 9

Вопросы: Что видите на картине? Какие ассоциации возникли? Запишите ряд ассоциаций. Найдите в тексте поэмы Георгия Иванова строки или отрывки, перекликающиеся с произведениями его современников-живописцев.

Вывешиваем репродукции на доску, записываем на доске рядом ассоциативные ряды. Повторяющиеся подчёркиваем. Читаем строки из поэмы. Раскрываем названия картин. Есть ли совпадения? Удалось ли вам почувствовать, что волновало, тревожило художника и его современников?

Этап 3. Шаг в Зазеркалье

Работа с отрывками из романа Владимира Набокова “Приглашение на казнь”. (1935) (Приложение 4)

Анализируем рассказ о “нетках”. Конструируем ситуацию проникновения в Зазеркалье и попытки обретения иных форм и смыслов. Для лучшего понимания ситуации можно принести на урок калейдоскоп и разобрать его, высыпав стекляшки на ладонь. Вопрос: Что перед нами — описание очередного своевольного зеркала, ставшего живым персонажем произведения Набокова? Его надо приручать (бесполезно, но так хочется попробовать!); кормить — в том числе самим собой, — ведь портрет “проявлялся” только тогда, когда зеркало “съедало” вашу руку; его надо беречь — иначе кто сможет найти вас в той “кошмарной каше”, какой вы, собственно, и являетесь?

Анализируем финал романа. Вопрос: Что это — уход в другой, “настоящий” мир, где живут такие же, как Цинциннат, “непрозрачные” люди, или смерть как избавление от ирреального, антигуманного, пошлого и противоестественно уродливого мира? Как спастись от него? Может быть, уйти в мир снов, фантазий, иллюзий? Уйти в зазеркалье — внутрь себя самого? Может быть там другая, лучшая жизнь, полная любви, гармонии и надежды на счастье. Может быть, именно там человечество сможет обрести “потерянный рай”?

Набоков, как обычно, оставляет вопрос открытым.

Звучит стихотворение Георгия Иванова из цикла “Портрет без сходства

1

Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья.
Я верю не в непобедимость зла,
А только в неизбежность пораженья.
Не в музыку, что жизнь мою сожгла,
А в пепел, что остался от сожженья.

2

Игра судьбы. Игра добра и зла.
Игра ума. Игра воображенья.
“Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья...”
Мне говорят — ты выиграл игру!
Но все равно. Я больше не играю.
Допустим, как поэт я не умру,
Зато как человек я умираю.

Лирический герой Георгия Ивановаэто прежде всего человек, потому что высшее творчествоэто жизнь, а искусстволишь её мёртвое отражение, игра. Отражённые друг в друге зеркалаэто метафорическое представление поэта о реальном мире как о бесконечной череде отражений-искажений, раскладывающих на атомы и молекулы живую человеческую душу, её гармонию.

Слово учителя: Художник XX в. не раз испытает чувство страха, озадаченности, неуверенности в себе перед великой загадкой жизни и прежде всего — человеческой души. И облечёт это чувство в образ. Современное искусство вообще можно назвать зеркалом смятения человека.

Но, как писал философ Хорхе Анхель Ливрага, в каждом из нас, будь то художник или обычный человек, есть внутреннее зеркало, способное менять свое положение. Если зеркало направлено вниз, в нем отражаются грязь и камни. Если его чуть приподнять — в него попадают светлеющие горизонты и множество интересных существ и предметов. А если поднять внутреннее зеркало вверх, то “мудрость покажет истинные чудеса и двигатели всех вещей”.

Мы не будем брать в руки зеркало. Мы посмотрим друг на друга.

Домашнее задание:

Найти примеры цитирования (напр. в картине Магриттакнига, лежащая перед зеркалом, ср. “Алиса в Зазеркалье” Льюиса Кэрролла; в поэме Георгия Ивановаскрытые и явные цитаты из классических произведений). Этот приём становится важнейшим для художников постмодернизма, произведения которых мы будем рассматривать на следующем уроке. На следующее занятие принесите по три примера-цитаты из произведений различных видов искусства, неважномысль, содержание или форма цитируются.

Список использованной литературы

1. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо. — М., 1996.

2. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии./ Пособие для учителей. — М.: Новая школа, 1996.

3. Конев В.А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование). / Пособие по спецкурсу. — Самара, 1999.

4. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). Т. 3 . Ч. 2. — М., 1999. С. 42–46.

5. Лихина Н.Е. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм. — Калининград, 2000.

6. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. / Научно-методический сборник. — СПб., 2006.

7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. — М., 1987.

8. Колосова С.Н. Игра Георгия Иванова в стихотворении “Друг друга отражают зеркала” // Русская речь. № 6. 2010. С. 17–20.

9. http://www.countries.ru

10. http://art.1september.ru